Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2013 N 15АП-13302/2013 ПО ДЕЛУ N А32-13685/2013

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. N 15АП-13302/2013

Дело N А32-13685/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, Г.А. Сурмаляна
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
- от заявителя: представителя по доверенности Водяновой И.И. (доверенность от 28.06.13 N 23АА2372452, сроком до 31.12.13);
- от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 23.08.13 N 47620);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.07.2013 по делу N А32-13685/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Кубанская энергосбытовая компания"
к заинтересованному лицу государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания,
принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.

установил:

открытое акционерное общество "Кубанская энергосбытовая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 30.04.13 N 000636, которым предписано в срок до 10.06.13 организовать проведение результатов испытаний оформить протоколом испытаний электрической энергии в соответствии с требованиями ГОСТ Р53333-2008.
Решением суда от 08.07.13 заявленные обществом предписания удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что выдача обществу оспариваемого предписания не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, поскольку возлагает обязанность, которую общество не может выполнить, при этом несет ответственность за его неисполнение.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что общество не представило доказательств отсутствия объективное возможности предоставить инспекции протоколы измерений качества электроснабжения.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Инспекция своего представителя в судебное заседание не направила, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя инспекции.
Представитель общества возражал против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 03.04.13 N 1127 инспекция 03.04.13 г провела внеплановую выездную проверку по обеспечению соблюдения обществом обязательных требований к предоставлению надлежащего качества коммунальной услуги электроснабжения многоквартирного жилого дома N 8 по ул. Школьной в пос. Агой Туапсинского района в части соблюдения нормативного уровня и режима обеспечения проживающих в данном доме граждан услугами электроснабжения..
03.04.13 результаты проверки отражены в акте проверки N 000404, из которого следует, что исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению жилого дома является общество; на момент проверки, электроснабжение потребителей проживающих в данном доме, осуществлялось круглосуточно, бесперебойно и в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Вместе с тем, в ходе проведения проверки установить факт ненадлежащего предоставления обществом коммунальной услуги по электроснабжению указанного жилого дома не представилось возможным по причине того, что обществом при проведении проверки не представлены запрашиваемые сведения о параметрах качества электроснабжения указанного жилого дома.
03.04.13 инспекцией выдано предписание N 000636, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 10.06.12 организовать и провести испытания электрической энергии на границе балансового разграничения эксплуатационной ответственности между потребителем и исполнителем коммунальной услуги и оформить протоколом испытаний электрической энергии в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53333-2008.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое обществом предписание является незаконным ввиду следующего.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, в процессе осуществления деятельности обязательных требований и правил, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В силу части 1 статьи 17 Федеральный закон N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предписание об устранении нарушений законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
При этом исполнимость является важным требованием к предписанию и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения; содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Как верно установлено судом первой инстанции, общество является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению жилого дома N 8 по ул. Школьная в пос. Агой Туапсинского района.
Общество является гарантирующим поставщиком на территории Краснодарского края и Республики Адыгеи и в силу закона осуществляет деятельность по реализации электрической энергии. При этом, общество, являясь гарантирующим поставщиком, не имеет на своем балансе электрических сетей, либо иных объектов электросетевого хозяйства участвующих в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии. Все объекты электросетевого хозяйства, через которые осуществляется электроснабжение потребителей, принадлежат сетевой организации - ОАО "Кубаньэнерго".
Из оспариваемого предписания от 03.04.2013 N 000636 следует, что оно выдано на основании акта проверки от 03.04.13 N 000404 в связи с наличием нарушений раздела IV Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.11 N 354 (далее - Правила N 354), выраженном в не проведении обществом испытаний электрической энергии на границе балансового разграничения (эксплуатационной ответственности) между потребителями и исполнителями коммунальной услуги по электроснабжению жилого дома N 8 по ул. Школьная в пос. Агой Туапсинского района.
Согласно пункту 1 Правил N 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
При этом используются следующие понятия "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Согласно подпункту "г" пункта 4 раздела 2 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены виды коммунальных услуг, в части, электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества. Согласно пункту 149 Правил N 354 за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность. Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В пунктах 9 и 10 раздела IV приложения N 1 Правил 354, установлено требование к качеству предоставляемых услуг электроснабжения - исполнитель обязан обеспечить бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года; постоянное соответствие напряжения, частоты электрического тока требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (ГОСТ 13 109-97 и ГОСТ 29322-92); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенный в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.08.1998 N 338, устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем энергоснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 5.2 "Отклонение напряжения" ГОСТа 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системе электроснабжения общего назначения" отклонение напряжения характеризуется показателем установившегося отклонения напряжения, для которого установлены следующие нормы:
- нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии равны соответственно + - 5 и + - 10 от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721 и ГОСТ 21128 (номинальное напряжение). Номинальное напряжение в системе электроснабжения, сетей и приемников - 220В.
В силу пункта 10 Приложения N 1 к Правилам N 354 - отклонение напряжения от действующих федеральных стандартов не допускается.
Таким, образом, на общество, как на ресурсоснабжающую организацию, распространяется требование о представлении коммунальных услуг надлежащего качества.
Вместе с тем из акта проверки от 03.04.13 N 000404 следует, что исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению жилого дома является общество; на момент проверки, электроснабжение потребителей проживающих в данном доме, осуществлялось круглосуточно, бесперебойно и в соответствии с Правилами N 354.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что нарушений обществом требований Правил N 354 административным органом в ходе проверки не установлено. Доказательств обратного инспекцией не представлено.
Доказательств проведения замеров и испытаний качества предоставляемой обществом электроэнергии и ее несоответствия требованиям ГОСТа 13 109-97 и ГОСТ 29322-92 административным органом не представлено, следовательно, в ходе проверки не установлено нарушения качества предоставляемой услуги.
Из материалов проверки невозможно установить какие нарушения обязательных требований действующего законодательства, подлежащие устранению, в рамках предоставления услуги по электроснабжению были совершены обществом и выявлены инспекцией в ходе проведения проверки.
В акте проверки от 03.04.13 N 000404 инспекция указывая, что электроснабжение потребителей осуществляется круглосуточно, бесперебойно и в соответствии с Правилами 354, сведений о каких-либо нарушениях Обществом обязательных требований не приводит.
В то же время, в предписании, выданном на основании указанного акта проверки, в качестве установленного нарушения обществом обязательных требований, инспекция указывает, что не проводятся испытания электрической энергии на границе балансового разграничения (эксплуатационной ответственности) между потребителями и исполнителями коммунальной услуги по электроснабжению жилого дома N 8 по ул. Школьной в пос. Агой Туапсинского района.
Выдача такого предписания в отсутствие выявленного нарушения обязательных требований законодательства, противоречит нормам статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ.
Иных оснований для вынесения оспариваемого предписания не указано и в его тексте не содержится.
Вместе с тем, как указанные выше нормы, так и Правила 354 в целом, не устанавливают обязанностей по проведению испытаний электрической энергии.
Правила N 354 и ГОСТ Р 53333-2008 не содержат изложенной в оспариваемом предписании обязанности.
Действующее законодательство не возлагает на энергосбытовые организации обязанности по проведению испытаний электрической энергии. В то же время, такая обязанность возлагается на сетевые организации, какой в рассматриваемом случае общество не является.
Также, в соответствии с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утв. Минэнерго России N 229 от 19.06.2003, обеспечение единства измерений при производстве, передаче и распределении электрической энергии возлагается на сетевые организации.
Согласно ГОСТа 53 333-2008 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 N 787-ст) обязанность по проведению испытаний качества электрической энергии, в том числе по периодичности, продолжительности измерений, также возлагается на сетевую организацию (п. 6.1 ГОСТа).
Согласно п. 11.3 ГОСТа 53333-2008, организации, проводящие испытания электрической энергии, должны соответствовать требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, который в свою очередь применяется только для организаций осуществляющих испытания и/или калибровку. Разделом 1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 установлены общие требования к компетентности лабораторий в проведении испытаний и указано, что он применяется для всех организаций, осуществляющих испытания. При этом согласно раздела 4 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 лаборатория или организация, в состав которой входит лаборатория, должна являться самостоятельной правовой единицей, способной нести юридическую ответственность.
ГОСТ 13 109-97 предусматривает установление показателей качества электрической энергии в электрических сетях, которые принадлежат на праве собственности сетевой организации.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что инспекцией нарушений обществом обязательных требований не выявлено и, соответственно, основания выдачи предписания не доказаны.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что выдача обществу оспариваемого предписания не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы, поскольку возлагает обязанность, которую общество не может выполнить, при этом несет ответственность за его неисполнение.
Доказательств обоснованности выдачи предписания, его законности административный орган не представил судам первой и апелляционной инстанциям.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА

Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Г.А.СУРМАЛЯН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)