Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.11.2012 ПО ДЕЛУ N 22А-2416/12

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2012 г. по делу N 22А-2416/12


Судья Голубов И.И.

Судья Московского областного суда Магоня Е.Г. рассмотрев в заседании от 22 ноября 2012 года жалобу законного представителя юридического лица Т. на постановление Железнодорожного городского суда Московской области от 29 октября 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО "Квартал-2005" по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением Железнодорожного городского суда Московской области от 29 октября 2012 года
юридическое лицо ООО "Квартал-2005",
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, представитель юридического лица Т. принесла на него жалобу, просила отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, нарушение норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку доказательств, а также указывая на неверную квалификацию правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд второй инстанции оснований для отменены постановления не усматривает.
В соответствии с требованиями ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и должен проверить дело в полном объеме.
Из постановления суда и материалов дела следует, что 20 сентября 2012 года в 14 часов 40 минут в жилом помещении, расположенном по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, и находящемся на содержании ООО "Квартал-2005", в связи с жалобой граждан, проведена внеплановая, выездная проверка, в ходе которой были отобраны пробы воды и установлено, что они не соответствуют требованиям п. 3.5 и табл. N 4, п. 3.4.1 и табл. N 2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", что является нарушением ст. 19 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В связи с выявленными нарушениями законодательства о защите прав потребителей и оказании населению услуг ненадлежащего качества территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в г.г. Железнодорожный, Реутов, Балашиха в отношении ООО "Квартал-2005" вынесено 03 сентября 2012 г. определение о возбуждении дела об административном правонарушении, а 28 сентября 2012 г. составлен протокол об административном правонарушении и действия юридического лица квалифицированы по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 14.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ определено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами признаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. При этом в целях данного Закона под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека, а к факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона N 52-ФЗ разработка санитарных правил должна предусматривать определение санитарно-эпидемиологических требований предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
В соответствии с п. п. 1.1, 1.3, 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 данные правила устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Они предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
При этом эти санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях.
Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил (п. 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Согласно п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Пунктами 3.5 и табл. N 4 п. 3.4.1 и табл. N 2 установлены допустимые параметры мутности воды и содержания в ней железа.
В силу ч. 3 ст. 23 Федерального закона N 52-ФЗ содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
На основании ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В целях защиты прав потребителей Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
На основании ч. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Факт совершения ООО "Квартал-2005" правонарушения в полном объеме подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, надлежаще и всесторонне изученных судом, в том числе: протоколом об административном правонарушении в отношении ООО "Квартал-2005"; заявлением от У.Ю.В. от 31 августа и 07 сентября 2012 года; экспертным заключением N 116 от 24 сентября 2012 года; протоколами лабораторных испытаний N 2017 и N 2018 от 21 сентября 2012 года из которых следует, что в воде выявлен в показатели повышенной мутности и железа; протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, находящемся по адресу: г. Железнодорожный,; показаниями свидетелей М.С.С. и Г.В.Н.; договором N 821 от 01 июля 2010 года с актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и дополнительным соглашением N 2 от 01 января 2012 года; договором управления многоквартирным домом, и другими исследованными и установленными доказательствами, оцененными судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Все указанные доказательства соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ и получены в порядке, не противоречащем Кодексу РФ об административных правонарушениях. Их совокупность для вывода о виновности ООО "Квартал-2005" достаточна. Оснований не доверять собранным по делу доказательствам у суда не имелось.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Квартал-2005" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным в Московской области, г. Железнодорожный,
При таких обстоятельствах суд исходит из того, что общество является исполнителем и управляющей организацией в силу пункта 3 Правил.
При этом следует принять во внимание, что в силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока, за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Кроме того, как следует из п. 2.1.3, 2.2.2 договора N 821 от 21 июля 2010 г. (л.д. 22-25) управляющая организация ООО "Квартал-2005" имеет право осуществлять контроль параметров качества поставляемой воды и обязана осуществлять контроль за соблюдением правил предоставления собственникам помещений.
Следовательно, квалификация действиям ООО "Квартал-2005" по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ дана судом правильно.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, основано на материалах дела, изученных судом.
Наказание ООО "Квартал-2005" назначено по общим правилам назначения наказания и находится в рамках санкции ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Версия о невиновности ООО "Квартал-2005" в совершении административного правонарушения проверялась судом первой инстанции и обоснованно была отвергнута, поскольку не нашла своего подтверждения. Вина общества в данном случае выражается в том, что оно при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей могло выявить нарушения законодательства, предпринять своевременные меры по их устранению, но не сделало этого.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у ООО "Квартал-2005" реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушения требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется и в суд второй инстанции доказательства, подтверждающие данные обстоятельства также не представлены.
Суд второй инстанции принимает во внимание, что отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, включая их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг.
Под коммунальными услугами надлежащего качества понимаются коммунальные услуги, отвечающие требованиям указанных Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства РФ.
Водоснабжение входит в состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю (пункт 6 Правил).
В соответствии с пунктами 75 и 76 Правил исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины. Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Из положений пункта 76 Правил следует, что нарушение поставщиком - ресурсоснабжающей организацией - своих обязательств, не освобождает от ответственности исполнителя, которым является Управляющая организация. Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Данное обстоятельство подтверждается актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводными канализационным сетям приложение к договору N 821 от 21 июля 2010 г. (л.д. 26).
При таких условиях на ООО "Квартал-2005" возложена обязанность по предоставлению жителям коммунальной услуги по водоснабжению надлежащего качества, следовательно, общество отвечает перед жильцами дома за надлежащее качество коммунальных услуг.
В этой связи довод жалобы о том, что ответственность за качество воды лежит на поставщике услуги, является несостоятельным.
Довод жалобы о том, что правонарушение должно быть квалифицировано по ст. 7.23 КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, ранее был предметом судебного исследования в городском суде, ему дана надлежащая оценка, не согласиться с выводами которой у суда второй инстанции, оснований нет.
Ссылка в жалобе законного представителя юридического лица Т. на то, что судом дана ненадлежащая оценка доказательствам, а показания свидетеля Г. являются недостоверными и противоречивыми, не обоснована, поскольку показания всех свидетелей судом надлежаще оценены в своей совокупности. Допустимость и достоверность собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, проверялись судом, оснований подвергать сомнению данные доказательства по делу не имеется.
Доводы жалобы о том, что решение суда вынесено с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, с существенным нарушением норм материального и процессуального права, подлежат отклонению, поскольку фактические обстоятельства дела были установлены судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену либо изменение решения суда, не установлено.
Остальные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы суда, в связи с чем, подлежат отклонению, как несостоятельные.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление Железнодорожного городского суда Московской области от 29 октября 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО "Квартал-2005" по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица Т. - без удовлетворения.

Судья
Е.Г.МАГОНЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)