Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 13.11.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 20.11.2007 г.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк, судей: О.Н. Бурковой, С.И. Юдина, при ведении протокола помощником судьи Л.В. Анчутина, в отсутствие представителей сторон, рассмотрел апелляционную жалобу муниципального образования Черемховского района на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.08.2007 г. по иску МУП "Михайловское ЖКХ" к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ (1), Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области (2), Муниципальному образованию Черемховского района в лице Финансового управления в Черемховском районе (3) третье лицо: Муниципальное учреждение здравоохранения "Михайловская центральная районная больница" о взыскании 295 658 руб. 59 коп. (судья С.Ю. Ибрагимова).
МУП "Михайловское ЖКХ" обратилось с иском к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ (1), Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области (2), Муниципальному образованию Черемховского района в лице Финансового управления в Черемховском районе (3) третье лицо: Муниципальное учреждение здравоохранения "Михайловская центральная районная больница" о взыскании 295 658 руб. 59 коп. убытков, составляющих расходы в связи с предоставлением льгот на оплату жилья и коммунальных услуг работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности за 2005 год.
Решением арбитражного суда Иркутской области от 30.08.2007 г. с Черемховского районного муниципального образования за счет казны Черемховского районного муниципального образования в пользу муниципального унитарного предприятия "Михайловское ЖКХ" взыскано 295 658 руб. 59 коп. убытков.
Муниципальное образование Черемховского района, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в суд апелляционной инстанции, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для взыскания с него указанных убытков, поскольку суд, устанавливая вину Черемховского районного муниципального образования в недополучении истцом стоимости оказанных льгот, сделал ссылку на Закон Иркутской области от 22.12.2004 года N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников государственных учреждений, находящихся в ведении Иркутской области", который предусматривает меры социальной поддержки врачам, провизорам, медицинским и фармацевтическим
работникам областных государственных учреждений, при финансировании расходов за счет средств бюджета Иркутской области. В то время как истец предоставлял льготы (меры социальной поддержки) работникам Муниципального учреждения здравоохранения "Михайловская центральная районная больница", находящегося в ведении Черемховского районного муниципального образования. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что заявленное истцом требование подлежит удовлетворению за счет средств федерального бюджета, поскольку выделенных муниципальному образованию средств было недостаточно на указанные цели.
Как следует из отзыва истца на апелляционную жалобу, МУП "Михайловское ЖКХ" считает решение суда законным и обоснованным, ссылаясь на то, что в спорный период финансирование указанных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг работникам здравоохранения на законодательном уровне было отнесено к компетенции Черемховского районного муниципального образования.
Представители сторон и третьего лица в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке.
Апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В 2005 году истец предоставил работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности на территории Муниципального образования Черемховского района, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, недополучив при этом компенсацию в размере 295 658 руб. 59 коп.
Факт предоставления услуг указанным категориям граждан подтвержден представленными в материалы дела списками льготников с указанием Ф.И.О., адресов, видов услуг, льгот, по которым представлена скидка в оплате, сумм льгот за взыскиваемый истцом период.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском, указав в качестве ответчиков по делу: Российскую Федерацию в лице Министерства Финансов РФ (1), Иркутскую область в лице Департамента финансов Иркутской области (2), Муниципальное образование Черемховского района в лице Финансового управления в Черемховском районе (3).
В соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, было установлено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", в ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан были внесены изменения.
Согласно ст. 2 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе, частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Иркутской области от 22.12.2004 N 114-оз "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с реализацией права отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в государственных учреждениях, находящихся в ведении Иркутской области, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением", к категории граждан, имеющих право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением в сельской местности, отнесены: врачи, провизоры, медицинские и фармацевтические работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Иркутской области от 22.12.2004 N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников государственных учреждений, находящихся в ведении Иркутской области", врачам, провизорам, медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием областных государственных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), а также проживающим с ними членам их семей предоставляется право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. В силу ч. 5 указанного закона, финансирование расходов на меры социальной поддержки отдельных категорий работников областных государственных учреждений, а также затрат на их предоставление осуществляется за счет средств, предусмотренных в законе области о бюджете на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377, компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Субвенции из Федерального Фонда компенсаций распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Порядок предоставления и расчет субвенций и субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации определяются специальным федеральным законом либо федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (части 1 и 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 ч. 2 ст. 40 ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", предусмотрено, что средства Федерального фонда софинансирования социальных расходов направляются в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе гражданам, работающим и проживающим в сельской местности, в соответствии с решениями законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сумме 8 600 000,0 тыс. рублей.
Как разъяснено Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22 июня 2006 года "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в пункте 19, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взысканий убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Как следует из отзыва Муниципального образования Черемховского района (т. 2, л.д. 7) в 2005 году на финансирование расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг средства истцу выделялись. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела - платежными поручениями: от 18.01.2005 на сумму 7 672 руб. 10 коп., от 31.01.2005 на сумму 12 365 руб. 7 8 коп., от 24.03.2005 на сумму 6 717 руб. 89 коп., от 11.04.2005 на сумму 41 руб. 96 коп., от 27.04.2005 на сумму 205 660 руб., от 30.05.2005 на сумму 6 189 руб., от 14.07.2005 на сумму 49 744 руб. 42 коп., от 18.08.2005 на сумму 3000 руб., от 05.08.2005 на сумму 12 руб. 56 коп., от 08.08.2005 на сумму 31 153 руб. 35 коп., от 12.09.2005 на сумму 33000 руб., от 15.11.2005 на сумму 84 111 руб. 86 коп., от 08.11.2005 на сумму 38 279 руб. 53 коп.
Данные суммы в 2005 году были выплачены им истцу со ссылкой на возмещения коммунальных услуг по иным обязательствам, а не в счет возмещения выпадающих доходов по оказанию льгот в части оплаты жилья и коммунальных услуг работникам здравоохранения.
Судом первой инстанции указанные документы не были приняты в качестве доказательств, подтверждающих возмещение заявленных по иску расходов на оплату жилья и коммунальных услуг работникам здравоохранения в спорный период, так как указанные платежи вносились в счет коммунальных платежей со ссылкой на иные обязательства.
Однако, истец признает факт получения им денежных средств в сумме 477 948 руб. 45 коп. (в числе которых и 275 937 руб. 38 коп.). В возражении на отзыв ответчика от 02.07.2007 г. (т. 1, л.д. 126) истец указывает на то, что средства, поступившие ему с неверным указанием платежа, он, как должник, в отношении которого принято судебное решение о признании его банкротом, не может зачесть в счет неисполненного обязательства, в силу ст. 63 и ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Поэтому истец полагает, что задолженность подлежит взысканию не в сумме признанной ответчиком - 19 721 руб. 21 коп., а в полном объеме - 295 658 руб. 59 коп.
Данные доводы истца судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в материалы дела не представлены доказательства включения ответчика - 3 в реестр кредиторов истца с требованием по возврату 275 937 руб. 38 коп.
Из актов сверки взаиморасчетов, составленных истцом с МУЗ МЦРБ (т. 1, л.д. 19-23) и из претензии истца, предъявленной 30.05.2006 г. в адрес третьего лица, усматривается взаимная задолженность больницы перед истцом и последнего в отношении третьего лица в сумме 296 616 руб. 89 коп., но не указано по каким обязательствам возникла задолженность истца перед больницей, учитывая взаимные обязательственные отношения этих сторон.
Так, истец фактически получил от Черемховского районного муниципального образования стоимость оказанных льгот категории граждан, согласно Закону Иркутской области от 22.12.2004 N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников государственных учреждений, находящихся в ведении Иркутской области" за 2005 год в сумме 275 937 руб. 38 коп.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит требования истца о взыскании с Черемховского районного муниципального образования убытков в сумме 275 937 руб. 38 коп. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (не полученные доходы), которые подлежат возмещению в силу ст. 15 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Законом Иркутской области от 22.12.2004 N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников государственных учреждений, находящихся в ведении Иркутской области" возмещение предприятию расходов по предоставлению гражданам услуг в меньшем размере, чем оно реально затратило, не предусмотрено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что заявленное истцом требование подлежит удовлетворению за счет средств федерального бюджета, поскольку выделенных муниципальному образованию средств было недостаточно на указанные цели, подлежит отклонению. В связи с тем, что финансирование указанных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг работникам здравоохранения в спорный период на законодательном уровне отнесено к компетенции Черемховского муниципального образования, следовательно, ответчиком по данному делу выступает данное публично-правовое образование.
Следовательно, расходы по предоставлению гражданам льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги, понесенные истцом, должны возмещаться за счет средств бюджета Черемховского районного муниципального образования, не исполнившего свою обязанность по финансированию обязательств, установленных законом.
Так, требования в части взыскания 19 721 руб. 21 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Иные ответчики по делу: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ и Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области были обоснованно освобождены судом первой инстанции от ответственности по заявленным требованиям.
Учитывая изложенное, решение арбитражного суда Иркутской области от 30.08.2007 г. подлежит изменению.
Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ, учитывая удовлетворение заявленных истцом требований в размере 6, 67%.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, Арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Иркутской области от 30.08.2007 г. по делу N А19-5196/07-59 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с Черемховского районного муниципального образования за счет казны Черемховского районного муниципального образования в пользу муниципального унитарного предприятия "Михайловское ЖКХ" 19 721 руб. 21 коп. - убытков.
В остальной части - в иске отказать.
Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ и Иркутскую область в лице Департамента финансов Иркутской области от ответственности освободить.
Взыскать с Черемховского районного муниципального образования за счет казны Черемховского районного муниципального образования в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 494 руб. 45 коп.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Михайловское ЖКХ" в доход Федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 6 918 руб. 72 коп.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Михайловское ЖКХ" в пользу Черемховского районного муниципального образования 933 руб. 30 коп. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2007 N 04АП-4384/2007 ПО ДЕЛУ N А19-5196/07-59
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2007 г. N 04АП-4384/2007
Дело N А19-5196/07-59
Резолютивная часть объявлена 13.11.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 20.11.2007 г.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк, судей: О.Н. Бурковой, С.И. Юдина, при ведении протокола помощником судьи Л.В. Анчутина, в отсутствие представителей сторон, рассмотрел апелляционную жалобу муниципального образования Черемховского района на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.08.2007 г. по иску МУП "Михайловское ЖКХ" к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ (1), Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области (2), Муниципальному образованию Черемховского района в лице Финансового управления в Черемховском районе (3) третье лицо: Муниципальное учреждение здравоохранения "Михайловская центральная районная больница" о взыскании 295 658 руб. 59 коп. (судья С.Ю. Ибрагимова).
МУП "Михайловское ЖКХ" обратилось с иском к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ (1), Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области (2), Муниципальному образованию Черемховского района в лице Финансового управления в Черемховском районе (3) третье лицо: Муниципальное учреждение здравоохранения "Михайловская центральная районная больница" о взыскании 295 658 руб. 59 коп. убытков, составляющих расходы в связи с предоставлением льгот на оплату жилья и коммунальных услуг работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности за 2005 год.
Решением арбитражного суда Иркутской области от 30.08.2007 г. с Черемховского районного муниципального образования за счет казны Черемховского районного муниципального образования в пользу муниципального унитарного предприятия "Михайловское ЖКХ" взыскано 295 658 руб. 59 коп. убытков.
Муниципальное образование Черемховского района, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в суд апелляционной инстанции, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для взыскания с него указанных убытков, поскольку суд, устанавливая вину Черемховского районного муниципального образования в недополучении истцом стоимости оказанных льгот, сделал ссылку на Закон Иркутской области от 22.12.2004 года N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников государственных учреждений, находящихся в ведении Иркутской области", который предусматривает меры социальной поддержки врачам, провизорам, медицинским и фармацевтическим
работникам областных государственных учреждений, при финансировании расходов за счет средств бюджета Иркутской области. В то время как истец предоставлял льготы (меры социальной поддержки) работникам Муниципального учреждения здравоохранения "Михайловская центральная районная больница", находящегося в ведении Черемховского районного муниципального образования. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что заявленное истцом требование подлежит удовлетворению за счет средств федерального бюджета, поскольку выделенных муниципальному образованию средств было недостаточно на указанные цели.
Как следует из отзыва истца на апелляционную жалобу, МУП "Михайловское ЖКХ" считает решение суда законным и обоснованным, ссылаясь на то, что в спорный период финансирование указанных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг работникам здравоохранения на законодательном уровне было отнесено к компетенции Черемховского районного муниципального образования.
Представители сторон и третьего лица в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке.
Апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В 2005 году истец предоставил работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности на территории Муниципального образования Черемховского района, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, недополучив при этом компенсацию в размере 295 658 руб. 59 коп.
Факт предоставления услуг указанным категориям граждан подтвержден представленными в материалы дела списками льготников с указанием Ф.И.О., адресов, видов услуг, льгот, по которым представлена скидка в оплате, сумм льгот за взыскиваемый истцом период.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском, указав в качестве ответчиков по делу: Российскую Федерацию в лице Министерства Финансов РФ (1), Иркутскую область в лице Департамента финансов Иркутской области (2), Муниципальное образование Черемховского района в лице Финансового управления в Черемховском районе (3).
В соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, было установлено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", в ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан были внесены изменения.
Согласно ст. 2 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе, частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Иркутской области от 22.12.2004 N 114-оз "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с реализацией права отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в государственных учреждениях, находящихся в ведении Иркутской области, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением", к категории граждан, имеющих право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением в сельской местности, отнесены: врачи, провизоры, медицинские и фармацевтические работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Иркутской области от 22.12.2004 N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников государственных учреждений, находящихся в ведении Иркутской области", врачам, провизорам, медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием областных государственных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), а также проживающим с ними членам их семей предоставляется право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. В силу ч. 5 указанного закона, финансирование расходов на меры социальной поддержки отдельных категорий работников областных государственных учреждений, а также затрат на их предоставление осуществляется за счет средств, предусмотренных в законе области о бюджете на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377, компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Субвенции из Федерального Фонда компенсаций распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Порядок предоставления и расчет субвенций и субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации определяются специальным федеральным законом либо федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (части 1 и 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 ч. 2 ст. 40 ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", предусмотрено, что средства Федерального фонда софинансирования социальных расходов направляются в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе гражданам, работающим и проживающим в сельской местности, в соответствии с решениями законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сумме 8 600 000,0 тыс. рублей.
Как разъяснено Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22 июня 2006 года "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в пункте 19, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взысканий убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Как следует из отзыва Муниципального образования Черемховского района (т. 2, л.д. 7) в 2005 году на финансирование расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг средства истцу выделялись. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела - платежными поручениями: от 18.01.2005 на сумму 7 672 руб. 10 коп., от 31.01.2005 на сумму 12 365 руб. 7 8 коп., от 24.03.2005 на сумму 6 717 руб. 89 коп., от 11.04.2005 на сумму 41 руб. 96 коп., от 27.04.2005 на сумму 205 660 руб., от 30.05.2005 на сумму 6 189 руб., от 14.07.2005 на сумму 49 744 руб. 42 коп., от 18.08.2005 на сумму 3000 руб., от 05.08.2005 на сумму 12 руб. 56 коп., от 08.08.2005 на сумму 31 153 руб. 35 коп., от 12.09.2005 на сумму 33000 руб., от 15.11.2005 на сумму 84 111 руб. 86 коп., от 08.11.2005 на сумму 38 279 руб. 53 коп.
Данные суммы в 2005 году были выплачены им истцу со ссылкой на возмещения коммунальных услуг по иным обязательствам, а не в счет возмещения выпадающих доходов по оказанию льгот в части оплаты жилья и коммунальных услуг работникам здравоохранения.
Судом первой инстанции указанные документы не были приняты в качестве доказательств, подтверждающих возмещение заявленных по иску расходов на оплату жилья и коммунальных услуг работникам здравоохранения в спорный период, так как указанные платежи вносились в счет коммунальных платежей со ссылкой на иные обязательства.
Однако, истец признает факт получения им денежных средств в сумме 477 948 руб. 45 коп. (в числе которых и 275 937 руб. 38 коп.). В возражении на отзыв ответчика от 02.07.2007 г. (т. 1, л.д. 126) истец указывает на то, что средства, поступившие ему с неверным указанием платежа, он, как должник, в отношении которого принято судебное решение о признании его банкротом, не может зачесть в счет неисполненного обязательства, в силу ст. 63 и ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Поэтому истец полагает, что задолженность подлежит взысканию не в сумме признанной ответчиком - 19 721 руб. 21 коп., а в полном объеме - 295 658 руб. 59 коп.
Данные доводы истца судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в материалы дела не представлены доказательства включения ответчика - 3 в реестр кредиторов истца с требованием по возврату 275 937 руб. 38 коп.
Из актов сверки взаиморасчетов, составленных истцом с МУЗ МЦРБ (т. 1, л.д. 19-23) и из претензии истца, предъявленной 30.05.2006 г. в адрес третьего лица, усматривается взаимная задолженность больницы перед истцом и последнего в отношении третьего лица в сумме 296 616 руб. 89 коп., но не указано по каким обязательствам возникла задолженность истца перед больницей, учитывая взаимные обязательственные отношения этих сторон.
Так, истец фактически получил от Черемховского районного муниципального образования стоимость оказанных льгот категории граждан, согласно Закону Иркутской области от 22.12.2004 N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников государственных учреждений, находящихся в ведении Иркутской области" за 2005 год в сумме 275 937 руб. 38 коп.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит требования истца о взыскании с Черемховского районного муниципального образования убытков в сумме 275 937 руб. 38 коп. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (не полученные доходы), которые подлежат возмещению в силу ст. 15 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Законом Иркутской области от 22.12.2004 N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников государственных учреждений, находящихся в ведении Иркутской области" возмещение предприятию расходов по предоставлению гражданам услуг в меньшем размере, чем оно реально затратило, не предусмотрено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что заявленное истцом требование подлежит удовлетворению за счет средств федерального бюджета, поскольку выделенных муниципальному образованию средств было недостаточно на указанные цели, подлежит отклонению. В связи с тем, что финансирование указанных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг работникам здравоохранения в спорный период на законодательном уровне отнесено к компетенции Черемховского муниципального образования, следовательно, ответчиком по данному делу выступает данное публично-правовое образование.
Следовательно, расходы по предоставлению гражданам льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги, понесенные истцом, должны возмещаться за счет средств бюджета Черемховского районного муниципального образования, не исполнившего свою обязанность по финансированию обязательств, установленных законом.
Так, требования в части взыскания 19 721 руб. 21 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Иные ответчики по делу: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ и Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области были обоснованно освобождены судом первой инстанции от ответственности по заявленным требованиям.
Учитывая изложенное, решение арбитражного суда Иркутской области от 30.08.2007 г. подлежит изменению.
Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ, учитывая удовлетворение заявленных истцом требований в размере 6, 67%.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, Арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Иркутской области от 30.08.2007 г. по делу N А19-5196/07-59 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с Черемховского районного муниципального образования за счет казны Черемховского районного муниципального образования в пользу муниципального унитарного предприятия "Михайловское ЖКХ" 19 721 руб. 21 коп. - убытков.
В остальной части - в иске отказать.
Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ и Иркутскую область в лице Департамента финансов Иркутской области от ответственности освободить.
Взыскать с Черемховского районного муниципального образования за счет казны Черемховского районного муниципального образования в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 494 руб. 45 коп.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Михайловское ЖКХ" в доход Федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 6 918 руб. 72 коп.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Михайловское ЖКХ" в пользу Черемховского районного муниципального образования 933 руб. 30 коп. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
Т.В.СТАСЮК
Т.В.СТАСЮК
Судьи
О.Н.БУРКОВА
С.И.ЮДИН
О.Н.БУРКОВА
С.И.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)