Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 23.04.2013 ПО ДЕЛУ N А32-45556/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. по делу N А32-45556/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Плотниковой Л.Н., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И. в отсутствие в судебном заседании истца - Департамента имущественных отношений администрации города Сочи (ИНН 2320034940, ОГРН 102230219374), ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), третьих лиц - федерального бюджетного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 2319018528, ОГРН 1022302833850), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2012 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 (судьи Авдонина О.Г., Малыхина М.Н., Мисник Н.Н.) по делу N А32-45556/2011, установил следующее.
Департамент имущественных отношений администрации г. Сочи (далее - департамент) обратился в арбитражный суд Краснодарского края с иском к ФГУ "Центральный военный клинический санаторий "Сочи" Министерства обороны Российской Федерации об обязании согласовать схемы расположения земельных участков, формирующихся из земельных участков с кадастровым номером 23:49:0302015:6, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:16, необходимых для эксплуатации многоквартирных жилых домов N 78/3 и N 78/10 по Курортному проспекту в Хостинском районе г. Сочи.
В связи с изменением организационно-правовой формы учреждения, определением от 13.03.2012 установлено, что ответчиком по делу надлежит считать ФБУ "Санаторно - курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации (далее - санаторий)
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) и Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство).
Департаментом заявлено ходатайство от 21.09.2011 о замене санатория как ненадлежащего ответчика по делу на министерство. Указанное ходатайство истца судом удовлетворено, министерство привлечено к участию в деле в качестве ответчика, процессуальный статус санатория изменен с ответчика на третье лицо без самостоятельных требований.
Решением от 05.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что отказ ответчика от согласования схем расположения земельных участков, необходимых для эксплуатации жилых домов, не влияет и не может влиять на реализацию собственниками помещений многоквартирных домов предусмотренного законом права на формирование земельных участков, необходимых для эксплуатации домов, последующую государственную регистрацию права общей долевой собственности на них. Территориальное управление не производило на основании заявления собственников многоквартирного дома выдел из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302015:6, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:16, земельных участков, предназначенных для эксплуатации многоквартирного жилого дома за отсутствием соответствующего обращения.
Постановлением апелляционного суда от 23.01.2013 решение оставлено без изменения. Апелляционный суд указал, что доказательства, подтверждающие факт нахождения в муниципальной собственности муниципального образования город Сочи помещений, расположенных в спорных многоквартирных жилых домах не предоставлены. Департамент не легитимировал себя в качестве надлежащего заявителя по заявленному требованию (не представил доказательства, подтверждающие наличие у него правомочий на инициирование процедуры формирования земельных участков), что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.
В кассационной жалобе департамент просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель приводит доводы, повторяющие доводы апелляционной жалобы и доводы, приведенные в обоснование заявленного иска. В частности, считает, что обжалуемые судебные акты не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, а также на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора.
В отзыве на кассационную жалобу санаторий просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, собственником единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:0016 общей площадью 56 185 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Курортный проспект, 85, является Российская Федерация, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 49, 77). Указанное единое землепользование на праве постоянного (бессрочного) пользования первоначально предоставлено ФГУ "ЦВКС "Сочи" (т. 1, л.д. 46), а после реорганизации санатория (т. 1, л.д. 38-44) - ФБУ "СКК "Сочинский" (т. 1, л.д. 45, 77).
В 2010 году на основании обращения уполномоченных лиц собственников помещений многоквартирных жилых домов N 78/3 и N 78/10, расположенных по Курортному проспекту в Хостинском районе г. Сочи, во исполнение положений статьи 16 Федерального закона Российской Федерации N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ), администрацией г. Сочи начаты работы по формированию земельных участков с целью их последующей передачи в общую долевую собственность собственникам помещений указанных многоквартирных жилых домов.
В ходе осуществления данных работ установлено, что земельные участки под многоквартирными жилыми домами подлежат формированию за счет площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302015:6, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:16, являющегося федеральной собственностью и находящегося в пользовании у санатория.
Факт вхождения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302015:6 в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:16 подтверждается представленной в материалы дела кадастровой выпиской о земельном участке (т. 1, л.д. 81-127).
Ввиду того, что полномочия собственника в отношении имущества Российской Федерации, закрепленного за подведомственными учреждениями, осуществляет Минобороны Российской Федерации, департамент направил в адрес последнего письмо с просьбой сообщить о согласии осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:16 в границах предоставленных схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий, необходимых для эксплуатации многоквартирных жилых домов (т. 1, л.д. 13-14).
В письме от 28.10.2010 N 1129 санаторий сообщил, что согласование указанных схем санаторием не представляется возможным, ввиду нахождения домов на землях Минобороны Российской Федерации, находящихся в оперативном управлении санатория (т. 1, л.д. 30).
Департамент за согласованием схем расположения границ земельных участков обратился в Минобороны Российской Федерации.
В письме от 24.11.2010 N 141/21653 Минобороны Российской Федерации указало, что для согласования местоположения границ земельных участков необходимо представить в Департамент имущественных отношений Минобороны Российской Федерации акты согласования местоположения границ на все вновь образуемые земельные участки, оформленные в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412, согласованные с правообладателем земельного участка и органом военного управления, в подчинении которого находится этот правообладатель (т. 1, л.д. 12).
Департамент повторно обратился к санаторию (не обладающему правом раздела земельного участка, находящегося в его пользовании) с требованием согласовать акты местоположения границ земельных участков, необходимых для обеспечения эксплуатации многоквартирных жилых домов (т. 1, л.д. 17-20).
В письме от 01.04.2011 N 299 санаторий сообщил о невозможности согласовать местоположение границ земельного участка многоквартирного дома N 78/1 по Курортному проспекту в Хостинском районе г. Сочи, так как изменения сведений кадастрового учета санаторием не получены, а межевой план находится на дополнительном рассмотрении в кадастровой палате (т. 1, л.д. 15).
Полагая, что Минобороны Российской Федерации необоснованно отказывается от согласования схем расположения земельных участков, необходимых для обеспечения эксплуатации многоквартирных жилых домов, департамент обратился в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В статье 16 Закона N 189-ФЗ также предусмотрено, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2).
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3).
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).
Суды обеих инстанций установили, что земельные участки под спорными многоквартирными домами не формировались, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302015:6 находится в федеральной собственности (закреплен в ведение Министерства обороны Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 67 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Из приведенных разъяснений следует, что собственники помещений в многоквартирном доме в отношении земельного участка, занятого многоквартирным домом, пользуются всеми правами законных владельцев, а публично-правовое образование, в собственности которого находится земельный участок до постановки его на государственный кадастровый учет, не вправе распоряжаться этим участком.
Отказывая в удовлетворении требований, арбитражные суды установили, что многоквартирные жилые дома располагаются на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302015:6, входящем в единое землепользование с кадастровым номером 23:49:0000000:16 собственности Российской Федерации, которое на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплено за санаторием, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации.
Суды, сославшись на части 3, 4, 5 статьи 16 закона N 189-ФЗ, пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, правомерно исходили из того, что отказ ответчика от согласования схем расположения земельных участков, необходимых для эксплуатации жилых домов N 78/3, N 78/10 по Курортному проспекту г. Сочи, не влияет и не может влиять на реализацию собственниками помещений многоквартирных домов права на формирование земельных участков, предназначенных для эксплуатации домов, последующую государственную регистрацию права общей долевой собственности на них.
Истец не подготавливал и не направлял для согласования местоположения границ формируемых земельных участков в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации проекты межевых планов данных земельных участков, содержащие акты согласования местоположения границ на вновь образуемые земельные участки, оформленные в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412, не обращался к указанному органу с заявлением о формировании и осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами.
Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска также послужило отсутствие доказательств, подтверждающих факт нахождения в муниципальной собственности муниципального образования город Сочи помещений, расположенных в спорных многоквартирных жилых домах, то есть департамент не легитимировал себя в качестве надлежащего истца по заявленному иску, не предоставил доказательства, подтверждающие наличие правомочий на инициирование процедуры формирования земельных участков.
Требовать формирования земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом, может только лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений, либо любой собственник помещения данного жилого дома.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 суд предлагал департаменту предоставить документы, подтверждающие факт нахождения в муниципальной собственности муниципального образования город Сочи помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах N 78/3 и N 78/10 по Курортному проспекту в Хостинском районе г. Сочи.
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Поскольку заявитель, несмотря на предложения апелляционного суда, не предоставил указанные доказательства, оснований для удовлетворения заявленных требований суд апелляционной инстанции не установил.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на переоценке исследованных судами доказательств, ошибочном толковании норм законодательства и не свидетельствуют о неправильности выводов судов.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 по делу N А32-45556/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Н.ПЛОТНИКОВА

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)