Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 12.11.2013 ПО ДЕЛУ N А42-1104/2012

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. по делу N А42-1104/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Боглачевой Е.В., Серовой В.К., при участии от открытого акционерного общества "Мурманская ТЭЦ" Тропина А.В. (доверенность от 29.04.2013 N МТ-029/13), от Администрации города Мурманска Пудовой В.С. (доверенность от 26.12.2012 N 05-42/4697), от Комитета по развитию городского хозяйства Морозова О.В. (доверенность от 17.12.2012 N 23-08-08/5554), от Комитета по жилищной политике Лузанова А.Ю. (доверенность от 08.05.2013 N 23-08-08-08/2095), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Мурманская ТЭЦ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.01.2013 (судья Тарасов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 (судьи Черемошкина В.В., Несмиян С.И., Слобожанина В.Б.) по делу N А42-1104/2012,

установил:

Открытое акционерное общество "Мурманская ТЭЦ" (место нахождения: г. Мурманск, ул. Шмидта, д. 14, ОГРН: 1055100064524; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Комитету по развитию городского хозяйства (место нахождения: г. Мурманск, ул. Профсоюзов, д. 20, ОГРН: 1055100224519; далее - Комитет) о взыскании задолженности за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 в сумме 54 617 399 руб. 45 коп. по оплате услуг по снабжению тепловой энергией в горячей воде на основании договора от 01.09.2006 N 787, а при недостаточности денежных средств у Комитета просит взыскать недостающие суммы с собственника имущества Комитета - муниципального образования "Город Мурманск" в лице Управления финансов (место нахождения: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН: 1025100848904; далее - Управление) за счет казны, а также к Мурманскому муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-сервисная компания" (место нахождения: г. Мурманск, ул. Шмидта, д. 17, ОГРН: 1055100210880; далее - Предприятие) о взыскании задолженности по отпущенной в указанный период тепловой энергии в сумме 4 245 929 руб. 99 коп., а всего - 58 863 230 руб. 44 коп. (с учетом уточнения заявленных исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Мурманска, муниципальное унитарное предприятие "Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр", Комитет по жилищной политике, муниципальное унитарное предприятие "МУК" (далее - МУП "МУК"), товарищество собственников жилья "Ленина, 48", товарищество собственников жилья "Бульвар", товарищество собственников жилья "Южное", открытое акционерное общество "Управляющая компания N 3", открытое акционерное общество "Управляющая компания "Наш дом", открытое акционерное общество "Управляющая компания "Гарантъ", открытое акционерное общество "Управляющая компания "Центурион".
Решением от 21.01.2013 (в редакции определения об исправлении опечатки от 12.02.2013), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.06.2013, с Комитета в пользу Общества взыскано 11 957 931 руб. 43 коп. задолженности, а при недостаточности у Комитета денежных средств недостающие суммы постановлено взыскать с Управления; с Предприятия в пользу Общества взыскано 1 350 099 руб. 83 коп. долга, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм права, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы считает, что сумма подлежащая ко взысканию за счет Комитета, а при недостаточности у Комитета денежных средств - за счет Управления, должна составить 24 545 550 руб. 99 коп. (11 957 931 руб. 43 коп. - удовлетворенные судом требования; 9 898 427 руб. 49 коп. - стоимость тепловой энергии, потребленной в жилых помещениях, расположенных в домах, собственники которых не выбрали способ управления; 2 689 192 руб. 07 коп. - потерь в наружных тепловых сетях), за счет Предприятия - 1 350 099 руб. 83 коп. - удовлетворенные судом требования и 754 562 руб. 74 коп. - стоимость потребления тепловой энергии в нежилых помещениях в домах, собственники которых не выбрали способ управления.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет, муниципальное унитарное предприятие "Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр" и Администрация города Мурманска просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а Комитет и Администрация города Мурманска - доводы, изложенные в отзывах на нее. Представитель Комитета по жилищной политике также просил судебные акты без изменения.
Другие привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Обществом (энергоснабжающей организацией), Комитетом (стороной 1) и Предприятием (стороной 2) заключен договор теплоснабжения от 01.09.2006 N 787, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать тепловую энергию через присоединенную сеть, а стороны в соответствующих долях обязуются принять и оплатить тепловую энергию, а также соблюдать режим ее потребления.
Согласно пункту 1.2 договора Предприятие приняло обязательства в части оплаты тепловой энергии, потребленной арендаторами, собственниками и лицами, использующими на другом законном основании нежилые помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах города Мурманска, а Комитет - в части оплаты тепловой энергии, потребленной населением города Мурманска, проживающим в многоквартирных домах. Пунктом 1.3 договора стороны согласовали, что общее количество подлежащей оплате тепловой энергии соответствует 100% объема отпущенной тепловой энергии, определенного в соответствии с разделом 5 настоящего договора.
Согласно пункту 4.1.1 договора стороны обязались производить оплату за фактически принятое количество тепловой энергии на основании выставляемых счетов в сроки, установленные настоящим договором. Оплата производится сторонами в долях, определенных расчетной организацией, которые в сумме составляют 100% потребления, определенного в соответствии с разделом 5 настоящего договора.
Разделу 5 договора установлено, что объем отпущенной на жилой фонд города Мурманска (включая входящий в его состав нежилой фонд) тепловой энергии определяется по показаниям приборов учета на источнике теплоты за вычетом тепловых потерь в сетях истца и теплосетевой организации. При наличии в жилых домах приборов учета количество тепловой энергии, поданной на дом, определяется по показаниям прибора учета в таком доме. При выходе прибора учета в жилом доме, количество тепловой энергии определяется по показаниям прибора учета на источнике теплоты.
При этом, согласно пунктам 5.4 и 5.6 договора Предприятие определяет количество потребленной тепловой энергии исходя из объема заключенных договоров теплоснабжения с потребителями. Предприятие не несет ответственности за неоплату потребленной тепловой энергии в объеме теплоэнергии, потребленной арендаторами, собственниками и лицами, использующими на других законных основаниях нежилые помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах города Мурманска, в отношении которых не представлены заключенные договоры, до момента представления этих договоров.
В соответствии с пунктами 6.1 и 6.3.2 договора оплата отпущенной тепловой энергии производится сторонами в срок до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, по тарифам, утвержденным Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области.
Пунктом 9.1 договора стороны распространили его действие на срок с 01.01.2006 до момента заключения энергоснабжающей организацией договора с иной определенной в установленной законодательством порядке организацией/организациями, осуществляющей эксплуатацию и обслуживание многоквартирных домов на территории г. Мурманска.
Выполняя условия договора, Общество поставляло в жилые многоквартирные дома, перечень которых согласован сторонами в приложениях к договору и дополнительных соглашениях к нему, тепловую энергию в горячей воде.
Ввиду неоплаты Комитетом и Предприятием счетов-фактур за поставленную в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 тепловую энергию Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Размер исковых требований, предъявленных к Комитету, составил 54 617 300 руб. 45 коп., а к Предприятию - 4 245 929 руб. 99 коп.
Суд удовлетворил исковые требования к Комитету, а при недостаточности денежных средств и к Управлению в части взыскания 11 957 931 руб. 43 коп. стоимости поставленной тепловой энергии за период по 31.07.2011, с учетом выбора собственниками с 01.08.2011 способа управления; к Предприятию суд удовлетворил исковые требования в части взыскания 1 350 099 руб. 83 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в нежилые помещения.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Администрации города Мурманска от 25.07.2005 N 690 "О заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями" на Комитет были возложены функции заказчика тепловой энергии в горячей воде для жилищного фонда города Мурманска и плательщика потребляемых ресурсов в период до выбора собственниками жилых помещений способов управления многоквартирными домами.
Постановлением Администрации города Мурманска от 17.12.2009 N 1419 данное постановление отменено.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 31.05.2011 N 37-484 утверждено Положение о Комитете, согласно пункту 3.1 которого к его функциям отнесено решение вопросов организации в границах муниципального образования "Город Мурманск" электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Из материалов дела следует, что Администрация через Комитет передала часть многоквартирных домов, в отношении которых открытые аукционы по выбору управляющей компании признаны несостоявшимися в связи с отсутствием желающих управлять данным фондом (жилье считается ветхим), в управление МУП "МУК". Довод подателя жалобы о неправомерности передачи ветхого жилья в управление МУП "МУК" кассационная инстанция отклоняет как необоснованный.
Комитет с момента выбора собственниками способа управления жилыми домами и передачи объектов в управление другим организациям и товариществам утратил статус абонента (исполнителя коммунальных услуг) в отношении этих домов, равно как и Предприятие не обязано оплачивать поставленную тепловую энергию для отопления нежилых помещений в дома, переданных в управление МУП "МУК".
Довод подателя жалобы о необоснованности отказа в удовлетворении требования о взыскании с Комитета 2 689 192 руб. 07 коп. стоимости потерь в наружных тепловых сетях (1 288,328 Гкал) кассационной инстанцией также отклоняется. Суд правомерно указал, что стоимость тепловой энергии необходимо рассчитывать в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 307, исходя из норматива потребления, тарифа, установленного уполномоченным органом, по соответствующей формуле. Обязанность Комитета нести расходы за потери в наружных сетях из материалов дела не следует.
Доказательств, опровергающих выводы суда, кассационная жалоба не содержит.
Таким образом, считая правильным вывод суда о взыскании в пользу Общества с Комитета 11 957 931 руб. 43 коп. задолженности, а при недостаточности у Комитета денежных средств в порядке статьи 120 ГК РФ с - Управления, как субсидиарного должника, и с Предприятия - 1 350 099 руб. 83 коп. долга, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.01.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу N А42-1104/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Мурманская ТЭЦ" - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.О.МАТЛИНА

Судьи
Е.В.БОГЛАЧЕВА
В.К.СЕРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)