Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.11.2013 ПО ДЕЛУ N А41-22232/13

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2013 г. по делу N А41-22232/13


Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2013 года
председательствующего судьи Миришова Э.С., судей: Исаевой Э.Р., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания Красеньковой Т.Ю.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Водоканал Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2013 года по делу N А41-22232/13, по иску общества с ограниченной ответственностью "Управдом-С" к открытому акционерному обществу "Водоканал Московской области" о взыскании денежных средств,
при участии в заседании:
- от истца - общества с ограниченной ответственностью "Управдом-С": Козлова И.А. представитель по доверенности N 5 от 15.01.2013 г., паспорт; Булгакова О.С. - генеральный директор, решение N 3 от 29.11.2011 г., паспорт;
- от ответчика - открытого акционерного общества "Водоканал Московской области": Шаповалов А.А. представитель по доверенности N 183/2013 от 17.09.2013 г., паспорт;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управдом-С" (далее - истец, Потребитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Открытому акционерному обществу "Водоканал Московской области" (далее - ответчик, ОАО "Водоканал МО", Поставщик, Теплоснабжающая организация) о взыскании денежных средств в сумме 684 529 руб. 28 коп., которые были незаконно и необоснованно выставлены ОАО "Водоканал Московской области" в адрес истца и оплачены с октября 2011 г. по январь 2012 г. за поставку коммунального ресурса на подогрев горячей воды, а также расходы по уплате госпошлины.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2013 года по делу N А41-22232/13 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Водоканал Московской обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2013 года по делу N А41-22232/13 в которой просило решение суда первой инстанции отменить и по делу принять новый судебный акт.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://10aas.arbitr.ru/) в соответствии с положением части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, представил оригинал апелляционной жалобы с приложением документов.
Представитель истца возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, представила отзыв на апелляционную жалобу.
По доводам апелляционной жалобы заявителя следует, что в соответствии со ст. 1 ГК РФ граждане (физически лица) и юридические лица приобретает и осуществляет свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Согласно заключенного договора, ОАО "ВМО" выставляет к оплате сумму за коммунальные ресурсы не собственникам помещений и многоквартирных домов, а управляющей организации ООО "Управдом-С" на весь объект ресурсоснабжения (многоквартирный жилой дом), в соответствии с данными общедомового прибора учета о фактическом потреблении ресурса, не распределяя количество энергии по собственникам помещений.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Между ООО "Управдом-С" и ОАО "Водоканал Московской области" с 01 октября 2011 года заключен Договор теплоснабжения N 30/Т/113-1111.
Договор теплоснабжения был заключен ООО "Управдом-С" как Управляющей организацией, выбранной на общем собрании собственников многоквартирного дома (протокол N 2 от 07.05.2011), а также предоставления коммунальных услуг собственникам по заключенным договорам управления.
Согласно п. 1.1. заключенного договора теплоснабжения, предметом договора является отпуск тепловой энергии и теплоносителя Потребителю (ООО "Управдом-С) на нужды отопления и горячего водоснабжения собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома, находящегося в управлении "Потребителя", по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, ул. Молодежная дом N 1, на следующих условиях:
п. 1.1.1. Количество тепловой энергии на горячее водоснабжение жилого дома 6 372,94 Гкал/год (при норме водопотребления 3,15 м3/чел. (0,17325 Гкал) в месяц в соответствии с Постановлением Главы Солнечногорского муниципального района.
Согласно п. 3 Договора:
определение количества отпущенной тепловой энергии осуществляется приборным методом ежемесячно в срок до 30 числа, Потребитель предоставляет Теплоснабжающей организации следующие сведения для расчета платы за отпуск тепловой энергии и теплоносителя на нужды отопления и горячего водоснабжения:
1) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета "Потребитель" производит снятие показаний вышеуказанных приборов учета и предоставляет их Теплоснабжающей организации...
Согласно п. 4.1. Договора, за принятую тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения и отопления многоквартирных домов Потребитель оплачивает Теплоснабжающей организации по действующим экономически обоснованным тарифам, утвержденным (до 31.12.2011 года Распоряжением Топливно-энергетического комитета Московской области, а с 2012 года Министерством экономики Московской области) и объявленным Постановлением Главы Солнечногорского муниципального района в СМИ за месяц до вступления в силу.
Тариф на нагрев горячей воды, утвержден Постановлениями Главы Солнечногорского муниципального района от 30.11.2010 года N 3362 и N 5459 от 30.12.2011 г. (Приложения N 3 к Постановлениям) по строке "1. Отопление".
В период с октября 2011 г. по январь 2012 г. ОАО "Водоканал Московской области" были выставлены ООО "Управдом-С" счета и последним оплачены следующие суммы за поставленную тепловую энергию на нагрев горячей воды: октябрь 2011 г. - 317 172,52 руб., ноября 2011 г. 254 508 руб. 65 коп.; декабрь 2011 г. 243 314 руб. 53 коп.; январь 2012 г. - 280 298 руб. 01 коп. Факт оплаты истцом оказанных теплоснабжающей организацией услуг, в том числе за нагрев воды, подтвержден представленными в материалы дела платежными документами и ответчиком не оспаривается.
Согласно выкопировки из системы распределения инженерных коммуникаций по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, м-н Рекинцо, жилой многоквартирный дом по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, микрорайон Рекинцо-2, ул. Молодежная дом N 1 имеет 4-трубную систему теплоснабжения и горячего водоснабжения (при которой централизованно подается подогретая вода при отсутствии связи между системами отопления и горячего водоснабжения) и при сдаче дома в эксплуатацию были установлены приборы учета: 1) на систему отопления N ТЭМ-104 1444202
2) на систему горячего водоснабжения N ТЭМ-104 1444404.
Установленные на трубопроводах горячего водоснабжения приборы учета определяют помимо объема потребляемой горячей воды, объем тепловой энергии израсходованной в системах горячего водоснабжения многоквартирного дома, включая затраты на нагрев воды и количество тепловой энергии, использованной для циркуляции в трубопроводах ГВС, в том числе в стояках и полотенцесушителях.
Из материалов дела следует, что Ответчик, Теплоснабжающая организация, в выставленных Актах на оказанные услуги N 00000686 от 31.10.2011 г., N 00001537 от 30.11.2011 г., N 00002104 от 30.12.2011 г., N 00000582 от 31.012012 г., счетах-фактурах на оплату оказанных услуг рассчитывал услуги за нагрев воды в Гкал.
Разница между фактически оплаченной услугой за подогрев воды в подлежащей оплате в соответствии с требованиями действующего законодательства составила 684 529 руб. 28 коп.
Истец заявил настоящие требования о взыскании с ответчика указанной суммы, как излишне уплаченной.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 года были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в действовавшей на момент заключения договора редакции) было установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В силу положений пунктов 16, 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета; при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Согласно пунктам 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520, тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения устанавливаются в рублях за кубический метр и являются конечной ценой поставляемого коммунального ресурса. Указанными пунктами Основ установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Затраты тепловой энергии на обогрев полотенцесушителей и циркуляцию ГВС в этот перечень не входят.
В соответствии с пунктом 48 Основ тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.
Уполномоченным органом местного самоуправления в предусмотренном законом порядке установлены нормативы потребления на отопление и горячее водоснабжение и соответствующие тарифы: Постановлением Главы Солнечногорского муниципального района от 30.11.2010 г. N 3362; Тариф на нагрев горячей воды, утвержден Постановлениями Главы Солнечногорского муниципального района от 30.11.2010 года N 3362 и N 5459 от 30.12.2011 г.
Таким образом, стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду, то есть количество, необходимое для подогрева 1 куб. м воды, учитывается при расчете тарифа на горячее водоснабжение.
Выставленные Ответчиком Акты N 00000686 от 31.10.2011 г., N 00001537 от 30.11.2011 г., N 00002104 от 30.12.2011 г., N 00000582 от 31.012012 г содержат стоимость тепловой энергии на нагрев горячей воды в Гкал, а не метрах кубических.
Согласно п. 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, "органы регулирования устанавливают следующие 2 вида тарифов на горячую и холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод:
1) одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды, холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно.
Постановлением Главы Солнечногорского муниципального района от 30.11.2010 г. N 3362 (Приложение N 3 к Постановлению) утвержден тариф на Горячее водоснабжение (строка "2" Постановления), который включает в себя две составляющие: 1) тариф на водоснабжение = 19,48 рублей/м3; 2) тариф на тепловую энергию на нагрев воды = 91,35 рублей/м3, исходя из норматива на нагрев 1 м3 воды = 0,055 Гкал/м3.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московского области от 27 августа 2013 года по делу N А41-22232/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Э.С.МИРИШОВ

Судьи
М.В.ИГНАХИНА
Э.Р.ИСАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)