Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юбилейный 2007"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 27.03.2013 по делу N А31-10020/2012, принятое судом в составе судьи Сизова А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юбилейный 2007" (ОГРН 1064401041638, г. Кострома, микрорайон Юбилейный, д. 3)
к государственной жилищной инспекции Костромской области (г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д. 37),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юбилейный 2007" (далее - заявитель, Общество, ООО УК "Юбилейный 2007") обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция) о признании недействительным и отмене предписания от 28.08.2012 N 123-01.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 27.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО УК "Юбилейный 2007" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что ООО УК "Юбилейный 2007" и собственники помещений в доме находятся в договорных отношениях, по срокам, качеству и оплате услуг отвечают друг перед другом на основании взятых на себя обязательств; перечень работ по ремонту общего имущества определяется по договору только собственниками; требование Инспекции выполнить текущий ремонт общего имущества подменяет хозяйственную деятельность Общества и нарушает его права, так как создает препятствия для осуществления им коммерческой деятельности. По мнению заявителя, судом необоснованно отклонена ссылка на определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2011 N 59-Г11-2.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу считает, что приведенные в жалобе доводы уже были предметом надлежащего исследования и оценки судом первой инстанции и обоснованно им отклонены, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Стороны ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.03.2012 общим собранием собственников жилых помещений дома N 25/2 по ул. Профсоюзная г. Костромы приняты решения об изменении способа управления данным многоквартирным домом на непосредственное управление; определении ООО УК "Юбилейный 2007" в качестве обслуживающей организации; заключении договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с ООО УК "Юбилейный 2007". Данные решения формализованы в протоколе общего собрания собственников от 30.03.2012 (л.д. 115-117).
01.04.2012 между Обществом (исполнитель) и собственниками многоквартирного дома N 25/2 по ул. Профсоюзная, г. Костромы (собственники) заключен договор на оказание услуг по обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (л.д. 9-12). По условиям договора обслуживание общего имущества многоквартирного дома - комплекс работ и услуг по содержанию общего имущества и контролю за его состоянием, поддержанию в исправном состоянии и работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем, которое включает в том числе: техническое обслуживание инженерных коммуникаций и оборудования, относящихся к общему имуществу; обслуживание конструктивных элементов многоквартирного дома (пункт 2.3). Предметом договора является выполнение исполнителем работ по обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 25/2 по ул. Профсоюзная г. Костромы (пункт 3.1). Перечень работ, осуществляемых при подготовке дома к эксплуатации в осенне-зимний период включает утепление нижнего и верхнего розлива отопления и горячего водоснабжения (пункт 3.2.3). Цена договора определяется как сумма платы за обслуживание, текущий ремонт многоквартирного дома и определяется в соответствии с калькуляцией (пункт 6.1). Плата за услуги вносится на основании платежных документов расчетного центра, не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 6.2).
С 21.06.2012 по 22.06.2012 на основании приказа от 18.06.2012 N 660 Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО УК "Юбилейный 2007" в целях рассмотрения обращения жителей дома N 25/2 по ул. Профсоюзная г. Костромы по вопросу некачественного предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. По результатам проверки составлен акт от 21.06.2012 (л.д. 29-30). Из указанного акта следует, что в ходе проверки выявлены следующие нарушения нормативно-технических требований по эксплуатации, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 25/2 по ул. Профсоюзная г. Костромы: частично отсутствует теплоизоляция на трубопроводе розлива горячего водоснабжения и стояков подвального помещения дома; не представлена схема горячего водоснабжения. По мнению Управления ООО УК "Юбилейный 2007" допущены нарушения требований пунктов 2.6.6, 2.6.7, 5.3.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), требований подпунктов а, б, г пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
22.06.2012 Инспекцией выдано предписание N 79-01 (далее - предписание от 22.06.2012) (л.д. 31), которым в целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений, на Общество возложены обязанности: 1) восстановить отсутствующую теплоизоляцию на трубопроводе розлива горячего водоснабжения и стояков в подвальном помещении дома в соответствии с пунктами 2.6.7, 5.3.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; 2) предоставить схему инженерных сетей горячего водоснабжения в соответствии с пунктом 2.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Требования об устранении нарушений законодательства предписано выполнить в срок до 20.08.2012.
28.08.2012 на основании приказа от 22.08.2012 N 1014 (л.д. 32) Инспекцией в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления контроля выполнения предписания от 22.06.2012. Результаты проверки отражены в акте от 28.08.2012, из которого следует, что Обществом не исполнен пункт 1 предписания от 22.06.2012.
28.08.2012 Инспекцией выдано предписание N 123-01 (далее - предписание от 28.08.2012), которым на заявителя в целях устранения неисполненных пунктов предписания от 22.06.2012 на Общество возложена обязанность восстановить отсутствующую теплоизоляцию на трубопроводе розлива горячего водоснабжения и стояков в подвальном помещении дома в соответствии с пунктами 2.6.7, 5.3.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Не согласившись с повторным предписанием Инспекции от 28.08.2012 N 123-01, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое предписание не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе собственниками помещений, в том числе путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).
В соответствии с подпунктами "а", "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Из пунктов 2.6.7, 5.3.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в неотапливаемых помещениях в период подготовки к зиме следует проверить состояние и произвести ремонт изоляции труб водопровода и канализации, ЦО и ГВС, утеплить противопожарный водопровод (пункт 2.6.7). При осуществлении технического обслуживания и ремонта инженерного оборудования в целях снижения теплопотерь следует изолировать стояки систем горячего водоснабжения эффективным теплоизоляционным материалом (пункт 5.3.11).
Согласно приложению N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда в перечень работ, относящихся к текущему ремонту, входят работы по устройству, замене и восстановлению работы отдельных элементов и частей элементов внутренней системы горячего водоснабжения.
В соответствии с приложением N 7 к Ведомственным строительным нормам "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта, технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально - культурного назначения", утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 (далее - ВСН), к текущим ремонтным работам в отношении системы ГВС относятся восстановление теплоизоляции трубопроводов. Согласно приложению N 4 ВСН при подготовке здания к эксплуатации в осенне-зимний период проводятся работы по утеплению трубопроводов в подвальном помещении.
Материалами дела подтверждено, что собственниками жилых помещений дома N 25/2 по ул. Профсоюзная принято решение об изменении способа управления данным многоквартирным домом на непосредственное управление. В качестве обслуживающей организации выбрано ООО УК "Юбилейный 2007", с которым заключены договоры на оказание услуг по обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Следовательно, Общество является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества данного многоквартирного дома.
По результатам проверки, проведенной в июне 2012 года, Инспекцией в адрес Общества направлено предписание, которым на заявителя возложена обязанность устранить нарушение, в том числе пунктов 2.6.7, 5.3.11 Правил и норм технической эксплуатации, допущенных при осуществлении деятельности по содержанию и ремонту общего имущества данного многоквартирного дома N 25/2 по ул. Профсоюзная, а именно: восстановить отсутствующую теплоизоляцию на трубопроводе розлива горячего водоснабжения и стояков в подвальном помещении дома.
Однако, нарушение, указанное в данном предписании, в установленный срок не устранено.
При таких обстоятельствах, Инспекция имела основания для направления в адрес Общества обжалуемого предписания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО УК "Юбилейный 2007" и собственники помещений в доме находятся в договорных отношениях, по срокам, качеству и оплате услуг отвечают друг перед другом на основании взятых на себя обязательств; перечень работ по ремонту общего имущества определяется по договору только собственниками; требование Инспекции выполнить текущий ремонт общего имущества подменяет хозяйственную деятельность Общества и нарушает его права, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома может быть возложена на лиц, не являющихся собственниками этого имущества. Лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. В рассматриваемом случае способом управления многоквартирным домом N 25/2 по ул. Профсоюзная является непосредственное управление. Между ООО УК "Юбилейный 2007" и собственниками указанного многоквартирного дома заключены договоры на оказание услуг по обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно отклонена ссылка на определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2011 N 59-Г11-2, не принимаются судом апелляционной инстанции, по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Согласно пунктом 2, подпунктом 3 пункта 11 Порядка осуществления регионального жилищного надзора в Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 09.12.2011 N 484-а региональный государственный жилищный надзор в Костромской области осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области (пункт 2). Должностные лица уполномоченного органа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, устранении выявленных нарушений, проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (подпунктом 3 пункта 11).
Из постановления администрации Костромской области от 09.12.2011 N 485-а "Об исполнительных органах государственной власти Костромской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)" следует, что государственная жилищная инспекция Костромской области определена в качестве органа исполнительной власти Костромской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 1, 2 пункта 10, подпунктом 6 пункта 35 Положения о государственной жилищной инспекции Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 17.08.2007 N 364, действовавшего на момент вынесения обжалуемого предписания, (далее - Положение о государственной жилищной инспекции Костромской области) государственная жилищная инспекция Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим на территории Костромской области государственный контроль в сфере жилищных отношений в соответствии с полномочиями и функциями, определенными настоящим Положением (пункт 1). Инспекция осуществляет контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению Костромской области жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности, в том числе за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами (пункт 10). Инспекция для осуществления своих полномочий и выполнения возложенных функций по результатам инспекционных проверок имеет право давать собственникам, владельцам и пользователям жилищного, фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий, исполнителям жилищных и коммунальных услуг, иным лицам, ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений предписания об устранении выявленных нарушений (пункт 35).
Таким образом, направляя обжалуемое предписание, Инспекция действовала в рамках полномочий, предоставленных ей действовавшими на тот момент положениями законодательства, которые в установленном порядке не были признаны недействующими.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе остаются на ее заявителе.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 27.03.2013 по делу N А31-10020/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юбилейный 2007" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
П.И.КОНОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2013 ПО ДЕЛУ N А31-10020/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу N А31-10020/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юбилейный 2007"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 27.03.2013 по делу N А31-10020/2012, принятое судом в составе судьи Сизова А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юбилейный 2007" (ОГРН 1064401041638, г. Кострома, микрорайон Юбилейный, д. 3)
к государственной жилищной инспекции Костромской области (г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д. 37),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юбилейный 2007" (далее - заявитель, Общество, ООО УК "Юбилейный 2007") обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция) о признании недействительным и отмене предписания от 28.08.2012 N 123-01.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 27.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО УК "Юбилейный 2007" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что ООО УК "Юбилейный 2007" и собственники помещений в доме находятся в договорных отношениях, по срокам, качеству и оплате услуг отвечают друг перед другом на основании взятых на себя обязательств; перечень работ по ремонту общего имущества определяется по договору только собственниками; требование Инспекции выполнить текущий ремонт общего имущества подменяет хозяйственную деятельность Общества и нарушает его права, так как создает препятствия для осуществления им коммерческой деятельности. По мнению заявителя, судом необоснованно отклонена ссылка на определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2011 N 59-Г11-2.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу считает, что приведенные в жалобе доводы уже были предметом надлежащего исследования и оценки судом первой инстанции и обоснованно им отклонены, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Стороны ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.03.2012 общим собранием собственников жилых помещений дома N 25/2 по ул. Профсоюзная г. Костромы приняты решения об изменении способа управления данным многоквартирным домом на непосредственное управление; определении ООО УК "Юбилейный 2007" в качестве обслуживающей организации; заключении договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с ООО УК "Юбилейный 2007". Данные решения формализованы в протоколе общего собрания собственников от 30.03.2012 (л.д. 115-117).
01.04.2012 между Обществом (исполнитель) и собственниками многоквартирного дома N 25/2 по ул. Профсоюзная, г. Костромы (собственники) заключен договор на оказание услуг по обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (л.д. 9-12). По условиям договора обслуживание общего имущества многоквартирного дома - комплекс работ и услуг по содержанию общего имущества и контролю за его состоянием, поддержанию в исправном состоянии и работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем, которое включает в том числе: техническое обслуживание инженерных коммуникаций и оборудования, относящихся к общему имуществу; обслуживание конструктивных элементов многоквартирного дома (пункт 2.3). Предметом договора является выполнение исполнителем работ по обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 25/2 по ул. Профсоюзная г. Костромы (пункт 3.1). Перечень работ, осуществляемых при подготовке дома к эксплуатации в осенне-зимний период включает утепление нижнего и верхнего розлива отопления и горячего водоснабжения (пункт 3.2.3). Цена договора определяется как сумма платы за обслуживание, текущий ремонт многоквартирного дома и определяется в соответствии с калькуляцией (пункт 6.1). Плата за услуги вносится на основании платежных документов расчетного центра, не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 6.2).
С 21.06.2012 по 22.06.2012 на основании приказа от 18.06.2012 N 660 Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО УК "Юбилейный 2007" в целях рассмотрения обращения жителей дома N 25/2 по ул. Профсоюзная г. Костромы по вопросу некачественного предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. По результатам проверки составлен акт от 21.06.2012 (л.д. 29-30). Из указанного акта следует, что в ходе проверки выявлены следующие нарушения нормативно-технических требований по эксплуатации, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 25/2 по ул. Профсоюзная г. Костромы: частично отсутствует теплоизоляция на трубопроводе розлива горячего водоснабжения и стояков подвального помещения дома; не представлена схема горячего водоснабжения. По мнению Управления ООО УК "Юбилейный 2007" допущены нарушения требований пунктов 2.6.6, 2.6.7, 5.3.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), требований подпунктов а, б, г пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
22.06.2012 Инспекцией выдано предписание N 79-01 (далее - предписание от 22.06.2012) (л.д. 31), которым в целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений, на Общество возложены обязанности: 1) восстановить отсутствующую теплоизоляцию на трубопроводе розлива горячего водоснабжения и стояков в подвальном помещении дома в соответствии с пунктами 2.6.7, 5.3.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; 2) предоставить схему инженерных сетей горячего водоснабжения в соответствии с пунктом 2.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Требования об устранении нарушений законодательства предписано выполнить в срок до 20.08.2012.
28.08.2012 на основании приказа от 22.08.2012 N 1014 (л.д. 32) Инспекцией в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления контроля выполнения предписания от 22.06.2012. Результаты проверки отражены в акте от 28.08.2012, из которого следует, что Обществом не исполнен пункт 1 предписания от 22.06.2012.
28.08.2012 Инспекцией выдано предписание N 123-01 (далее - предписание от 28.08.2012), которым на заявителя в целях устранения неисполненных пунктов предписания от 22.06.2012 на Общество возложена обязанность восстановить отсутствующую теплоизоляцию на трубопроводе розлива горячего водоснабжения и стояков в подвальном помещении дома в соответствии с пунктами 2.6.7, 5.3.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Не согласившись с повторным предписанием Инспекции от 28.08.2012 N 123-01, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое предписание не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе собственниками помещений, в том числе путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).
В соответствии с подпунктами "а", "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Из пунктов 2.6.7, 5.3.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в неотапливаемых помещениях в период подготовки к зиме следует проверить состояние и произвести ремонт изоляции труб водопровода и канализации, ЦО и ГВС, утеплить противопожарный водопровод (пункт 2.6.7). При осуществлении технического обслуживания и ремонта инженерного оборудования в целях снижения теплопотерь следует изолировать стояки систем горячего водоснабжения эффективным теплоизоляционным материалом (пункт 5.3.11).
Согласно приложению N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда в перечень работ, относящихся к текущему ремонту, входят работы по устройству, замене и восстановлению работы отдельных элементов и частей элементов внутренней системы горячего водоснабжения.
В соответствии с приложением N 7 к Ведомственным строительным нормам "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта, технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально - культурного назначения", утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 (далее - ВСН), к текущим ремонтным работам в отношении системы ГВС относятся восстановление теплоизоляции трубопроводов. Согласно приложению N 4 ВСН при подготовке здания к эксплуатации в осенне-зимний период проводятся работы по утеплению трубопроводов в подвальном помещении.
Материалами дела подтверждено, что собственниками жилых помещений дома N 25/2 по ул. Профсоюзная принято решение об изменении способа управления данным многоквартирным домом на непосредственное управление. В качестве обслуживающей организации выбрано ООО УК "Юбилейный 2007", с которым заключены договоры на оказание услуг по обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Следовательно, Общество является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества данного многоквартирного дома.
По результатам проверки, проведенной в июне 2012 года, Инспекцией в адрес Общества направлено предписание, которым на заявителя возложена обязанность устранить нарушение, в том числе пунктов 2.6.7, 5.3.11 Правил и норм технической эксплуатации, допущенных при осуществлении деятельности по содержанию и ремонту общего имущества данного многоквартирного дома N 25/2 по ул. Профсоюзная, а именно: восстановить отсутствующую теплоизоляцию на трубопроводе розлива горячего водоснабжения и стояков в подвальном помещении дома.
Однако, нарушение, указанное в данном предписании, в установленный срок не устранено.
При таких обстоятельствах, Инспекция имела основания для направления в адрес Общества обжалуемого предписания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО УК "Юбилейный 2007" и собственники помещений в доме находятся в договорных отношениях, по срокам, качеству и оплате услуг отвечают друг перед другом на основании взятых на себя обязательств; перечень работ по ремонту общего имущества определяется по договору только собственниками; требование Инспекции выполнить текущий ремонт общего имущества подменяет хозяйственную деятельность Общества и нарушает его права, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома может быть возложена на лиц, не являющихся собственниками этого имущества. Лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. В рассматриваемом случае способом управления многоквартирным домом N 25/2 по ул. Профсоюзная является непосредственное управление. Между ООО УК "Юбилейный 2007" и собственниками указанного многоквартирного дома заключены договоры на оказание услуг по обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно отклонена ссылка на определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2011 N 59-Г11-2, не принимаются судом апелляционной инстанции, по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Согласно пунктом 2, подпунктом 3 пункта 11 Порядка осуществления регионального жилищного надзора в Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 09.12.2011 N 484-а региональный государственный жилищный надзор в Костромской области осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области (пункт 2). Должностные лица уполномоченного органа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, устранении выявленных нарушений, проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (подпунктом 3 пункта 11).
Из постановления администрации Костромской области от 09.12.2011 N 485-а "Об исполнительных органах государственной власти Костромской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)" следует, что государственная жилищная инспекция Костромской области определена в качестве органа исполнительной власти Костромской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 1, 2 пункта 10, подпунктом 6 пункта 35 Положения о государственной жилищной инспекции Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 17.08.2007 N 364, действовавшего на момент вынесения обжалуемого предписания, (далее - Положение о государственной жилищной инспекции Костромской области) государственная жилищная инспекция Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим на территории Костромской области государственный контроль в сфере жилищных отношений в соответствии с полномочиями и функциями, определенными настоящим Положением (пункт 1). Инспекция осуществляет контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению Костромской области жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности, в том числе за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами (пункт 10). Инспекция для осуществления своих полномочий и выполнения возложенных функций по результатам инспекционных проверок имеет право давать собственникам, владельцам и пользователям жилищного, фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий, исполнителям жилищных и коммунальных услуг, иным лицам, ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений предписания об устранении выявленных нарушений (пункт 35).
Таким образом, направляя обжалуемое предписание, Инспекция действовала в рамках полномочий, предоставленных ей действовавшими на тот момент положениями законодательства, которые в установленном порядке не были признаны недействующими.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе остаются на ее заявителе.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 27.03.2013 по делу N А31-10020/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юбилейный 2007" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
П.И.КОНОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)