Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Осадчий Я.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Самойловой Н.Г.
судей Куратовой Л.В., Жабиной Н.А.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения маневренного фонда, компенсации морального вреда
по апелляционным жалобам ФИО и Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда города Волгограда от 05 октября 2012 года, которым исковые требования ФИО, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения маневренного фонда, компенсации морального вреда удовлетворены в части; в удовлетворении исковых требований ФИО к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, администрации Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения маневренного фонда, компенсации морального вреда отказано,
Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
ФИО обратилась в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения маневренного фонда, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что она вместе с дочерью проживала в жилом помещении, состоящем из двух комнатах NN <...> площадью <.......> кв. м, расположенном в здании общежития по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ произошло частичное обрушение здания общежития, в результате чего она с дочерью была фактически выселена, так как проживание в аварийном здании общежития не представлялось возможным. Иного жилого помещения ни она, ни ее несовершеннолетняя дочь на праве собственности не имеет, поэтому вышеуказанное жилое помещение является их единственным жильем. После того как в здании произошло обрушение, она была вынуждена переселиться и проживать на территории дачного участка, расположенного в <адрес>. На обращения в различные инстанции вопрос о предоставлении ей жилого помещения, пригодного для проживания, разрешен не был. Согласно сведениям ЕГРП, правообладателем здания общежитий N <...> по ул. им. <адрес> является ФГУ "Волгоградская КЭЧ района" Министерства обороны РФ, в силу чего на Министерстве обороны РФ в лице государственных казенных учреждений, а также на администрации Волгограда лежит обязанность по предоставлению жилого помещения маневренного фонда.
Просила суд обязать Министерство Обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Федеральное государственное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, администрацию Волгограда предоставить жилое помещение маневренного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и иным требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям действующего законодательства Российской Федерации, расположенное в пределах Тракторозаводского района г. Волгограда, взыскать компенсацию морального вреда с Министерства Обороны Российской Федерации в размере <.......> рублей.
В ходе слушания дела истцом уточнены исковые требования в части наименования ответчика - Федерального государственного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России на Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России. Также просит взыскать с ответчиков судебные расходы на оплату услуг представителя в размере <.......> рублей.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционных жалобах ФИО; Министерство обороны Российской Федерации оспаривают законность и обоснованность судебного постановления. ФИО просит его отменить в той части, в которой ей отказано во взыскании компенсации морального вреда, и принять в этой части новое решение об удовлетворении данных требований; Министерство обороны Российской Федерации просит решение о частичном удовлетворении требований истца отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца к Министерству обороны Российской Федерации.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ЖК РФ, при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.
При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО является ответственным квартиросъемщиком жилого помещения, состоящем из двух комнат N <...>, расположенном по адресу: <адрес>
Основанием вселения ФИО в указанное жилое помещение является ордер N <...>, выданный ДД.ММ.ГГГГ войсковой частью МО РФ N <...> старшему прапорщику ФИО на состав семьи - <.......> человека, на основании решения Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно решению Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу, на Волгоградскую КЭЧ района возложены обязанности по оформлению ордера на ФИО и членов его семьи на вселение в комнату N <...> общежития по <адрес> гор. Волгограда и проведению капитального ремонта жилых и нежилых помещений.
Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, исковые требования Волгоградской КЭЧ района к ФИО, несовершеннолетней ФИО о выселении из комнат N <...> общежития по <адрес> <адрес> оставлены без удовлетворения.
Указанными судебными актами установлен факт законности вселения ФИО и фактического проживания последней с дочерью ФИО в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>
Также судом установлено, что общежитие, расположенное по <адрес> <адрес>, находится в аварийном состоянии, что подтверждено доказательствами и не оспаривалось сторонами.
В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации.
В силу заключений Государственной жилищной инспекции Волгоградской области NN <...> КЭЧ, 2 КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о признании указанных зданий непригодными для проживания отнесен к компетенции Министерства обороны РФ.
В соответствии со ст. ст. 210, 681 ГК РФ и ст. ст. 30, 65 ЖК РФ бремя содержания жилого помещения, включая обязанность по капитальному ремонту жилого помещения, возложено на собственника жилого помещения, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании пункта 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной государственной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 214 ГК РФ, п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне").
Согласно выписке из ЕГРП УФСГРКиК по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N <...>, правообладателем здания общежитий N <...> по ул. им. Жолудева является ФГУ "Волгоградская квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны РФ.
В соответствии с приказами Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N <...> и от ДД.ММ.ГГГГ N <...> ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ является правопреемником Волгоградской КЭЧ района.
Решением Центрального районного суда города Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены исковые требования Военного прокурора Волгоградского гарнизона к Министерству обороны РФ, ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по капитальному ремонту зданий общежитий. Указанным судебным актом на Министерство обороны РФ, ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ возложена обязанность по проведению капитального ремонта зданий общежитий, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
На основании ст. ст. 88, 89, 95, 106 ЖК РФ, обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим на условиях социального найма, при проведении капитального ремонта здания возлагается на наймодателя (собственника). При этом в связи с капитальным ремонтом дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма, гражданам для временного проживания могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда.
Действующее законодательство не связывает обязанность по переселению граждан на период капитального ремонта с тем, относятся ли граждане к категории военнослужащих или иным категориям.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что на Министерстве обороны РФ как на собственнике жилищного фонда лежит обязанность по расселению граждан, проживающих по адресу: ул. им. <адрес>, в том числе, не имеющих отношения к военной службе.
Также правильным является вывод суда о том, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями ФИО, проживающей с несовершеннолетней дочерью ФИО в жилищном фонде, находящемся в ведении Министерства обороны РФ, должна быть возложена на указанное министерство в лице Федерального государственного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" как органа, наделенного полномочиями по предоставлению жилых помещений.
В соответствии с п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 Гражданского кодекса РФ.
Статья 151 ГК РФ предусматривает, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Жилищный кодекс РФ, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений.
Из вышеизложенного следует, что возможность компенсации морального вреда, причиненного гражданину в связи с нарушением его жилищных прав, зависит от того, какой характер носят те права, которые нарушены: если заявленное требование о компенсации морального вреда связано с нарушением жилищных прав гражданина, которые носят имущественный характер, то моральный вред компенсации не подлежит; если нарушены права, носящие неимущественный характер, то моральный вред подлежит компенсации.
Кроме того, пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что поскольку вопросы компенсации морального вреда регулируются рядом законодательных актов, введенных в действие в разные сроки, суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда.
Учитывая вышеизложенные положения правовых актов, а также то обстоятельство, что заявленное требование ФИО о компенсации морального вреда связано с нарушением ее жилищных прав, которые носят имущественный характер (невозможность проживания в жилом помещении, угроза обрушения дома), при этом доказательств нарушения неимущественных прав не представлено, суд пришел к правильному выводу о том, что моральный вред, заявленный истцом, компенсации не подлежит.
Также судом в соответствии со ст. 100 ГПК РФ в пользу истца взысканы с Министерства обороны РФ расходы на услуги представителя в размере <.......> рублей.
Выводы суда мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах, сделаны при верном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ФИО о том, что судом первой инстанции необоснованно было отказано в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что истец не представила документов, свидетельствующих о законности вселения ее в общежитие, также не являются основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся к необоснованной переоценке доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что предоставлять жилое помещение истцу в данном случае должны органы местного самоуправления, так как Министерство обороны РФ не совершало действий, нарушающих права истца, и не является надлежащим ответчиком по делу, основаны на неправильном толковании норм права, примененных судом при разрешении спора, что в силу закона не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого постановления суда.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в жалобе, судом не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам жалоб.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда города Волгограда от 05 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2491/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2013 г. по делу N 33-2491/2013
Судья Осадчий Я.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Самойловой Н.Г.
судей Куратовой Л.В., Жабиной Н.А.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения маневренного фонда, компенсации морального вреда
по апелляционным жалобам ФИО и Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда города Волгограда от 05 октября 2012 года, которым исковые требования ФИО, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения маневренного фонда, компенсации морального вреда удовлетворены в части; в удовлетворении исковых требований ФИО к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, администрации Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения маневренного фонда, компенсации морального вреда отказано,
Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
ФИО обратилась в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения маневренного фонда, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что она вместе с дочерью проживала в жилом помещении, состоящем из двух комнатах NN <...> площадью <.......> кв. м, расположенном в здании общежития по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ произошло частичное обрушение здания общежития, в результате чего она с дочерью была фактически выселена, так как проживание в аварийном здании общежития не представлялось возможным. Иного жилого помещения ни она, ни ее несовершеннолетняя дочь на праве собственности не имеет, поэтому вышеуказанное жилое помещение является их единственным жильем. После того как в здании произошло обрушение, она была вынуждена переселиться и проживать на территории дачного участка, расположенного в <адрес>. На обращения в различные инстанции вопрос о предоставлении ей жилого помещения, пригодного для проживания, разрешен не был. Согласно сведениям ЕГРП, правообладателем здания общежитий N <...> по ул. им. <адрес> является ФГУ "Волгоградская КЭЧ района" Министерства обороны РФ, в силу чего на Министерстве обороны РФ в лице государственных казенных учреждений, а также на администрации Волгограда лежит обязанность по предоставлению жилого помещения маневренного фонда.
Просила суд обязать Министерство Обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Федеральное государственное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, администрацию Волгограда предоставить жилое помещение маневренного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и иным требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям действующего законодательства Российской Федерации, расположенное в пределах Тракторозаводского района г. Волгограда, взыскать компенсацию морального вреда с Министерства Обороны Российской Федерации в размере <.......> рублей.
В ходе слушания дела истцом уточнены исковые требования в части наименования ответчика - Федерального государственного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России на Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России. Также просит взыскать с ответчиков судебные расходы на оплату услуг представителя в размере <.......> рублей.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционных жалобах ФИО; Министерство обороны Российской Федерации оспаривают законность и обоснованность судебного постановления. ФИО просит его отменить в той части, в которой ей отказано во взыскании компенсации морального вреда, и принять в этой части новое решение об удовлетворении данных требований; Министерство обороны Российской Федерации просит решение о частичном удовлетворении требований истца отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца к Министерству обороны Российской Федерации.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ЖК РФ, при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.
При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО является ответственным квартиросъемщиком жилого помещения, состоящем из двух комнат N <...>, расположенном по адресу: <адрес>
Основанием вселения ФИО в указанное жилое помещение является ордер N <...>, выданный ДД.ММ.ГГГГ войсковой частью МО РФ N <...> старшему прапорщику ФИО на состав семьи - <.......> человека, на основании решения Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно решению Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу, на Волгоградскую КЭЧ района возложены обязанности по оформлению ордера на ФИО и членов его семьи на вселение в комнату N <...> общежития по <адрес> гор. Волгограда и проведению капитального ремонта жилых и нежилых помещений.
Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, исковые требования Волгоградской КЭЧ района к ФИО, несовершеннолетней ФИО о выселении из комнат N <...> общежития по <адрес> <адрес> оставлены без удовлетворения.
Указанными судебными актами установлен факт законности вселения ФИО и фактического проживания последней с дочерью ФИО в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>
Также судом установлено, что общежитие, расположенное по <адрес> <адрес>, находится в аварийном состоянии, что подтверждено доказательствами и не оспаривалось сторонами.
В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации.
В силу заключений Государственной жилищной инспекции Волгоградской области NN <...> КЭЧ, 2 КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о признании указанных зданий непригодными для проживания отнесен к компетенции Министерства обороны РФ.
В соответствии со ст. ст. 210, 681 ГК РФ и ст. ст. 30, 65 ЖК РФ бремя содержания жилого помещения, включая обязанность по капитальному ремонту жилого помещения, возложено на собственника жилого помещения, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании пункта 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной государственной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 214 ГК РФ, п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне").
Согласно выписке из ЕГРП УФСГРКиК по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N <...>, правообладателем здания общежитий N <...> по ул. им. Жолудева является ФГУ "Волгоградская квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны РФ.
В соответствии с приказами Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N <...> и от ДД.ММ.ГГГГ N <...> ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ является правопреемником Волгоградской КЭЧ района.
Решением Центрального районного суда города Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены исковые требования Военного прокурора Волгоградского гарнизона к Министерству обороны РФ, ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по капитальному ремонту зданий общежитий. Указанным судебным актом на Министерство обороны РФ, ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ возложена обязанность по проведению капитального ремонта зданий общежитий, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
На основании ст. ст. 88, 89, 95, 106 ЖК РФ, обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим на условиях социального найма, при проведении капитального ремонта здания возлагается на наймодателя (собственника). При этом в связи с капитальным ремонтом дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма, гражданам для временного проживания могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда.
Действующее законодательство не связывает обязанность по переселению граждан на период капитального ремонта с тем, относятся ли граждане к категории военнослужащих или иным категориям.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что на Министерстве обороны РФ как на собственнике жилищного фонда лежит обязанность по расселению граждан, проживающих по адресу: ул. им. <адрес>, в том числе, не имеющих отношения к военной службе.
Также правильным является вывод суда о том, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями ФИО, проживающей с несовершеннолетней дочерью ФИО в жилищном фонде, находящемся в ведении Министерства обороны РФ, должна быть возложена на указанное министерство в лице Федерального государственного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" как органа, наделенного полномочиями по предоставлению жилых помещений.
В соответствии с п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 Гражданского кодекса РФ.
Статья 151 ГК РФ предусматривает, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Жилищный кодекс РФ, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений.
Из вышеизложенного следует, что возможность компенсации морального вреда, причиненного гражданину в связи с нарушением его жилищных прав, зависит от того, какой характер носят те права, которые нарушены: если заявленное требование о компенсации морального вреда связано с нарушением жилищных прав гражданина, которые носят имущественный характер, то моральный вред компенсации не подлежит; если нарушены права, носящие неимущественный характер, то моральный вред подлежит компенсации.
Кроме того, пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что поскольку вопросы компенсации морального вреда регулируются рядом законодательных актов, введенных в действие в разные сроки, суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда.
Учитывая вышеизложенные положения правовых актов, а также то обстоятельство, что заявленное требование ФИО о компенсации морального вреда связано с нарушением ее жилищных прав, которые носят имущественный характер (невозможность проживания в жилом помещении, угроза обрушения дома), при этом доказательств нарушения неимущественных прав не представлено, суд пришел к правильному выводу о том, что моральный вред, заявленный истцом, компенсации не подлежит.
Также судом в соответствии со ст. 100 ГПК РФ в пользу истца взысканы с Министерства обороны РФ расходы на услуги представителя в размере <.......> рублей.
Выводы суда мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах, сделаны при верном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ФИО о том, что судом первой инстанции необоснованно было отказано в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что истец не представила документов, свидетельствующих о законности вселения ее в общежитие, также не являются основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся к необоснованной переоценке доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что предоставлять жилое помещение истцу в данном случае должны органы местного самоуправления, так как Министерство обороны РФ не совершало действий, нарушающих права истца, и не является надлежащим ответчиком по делу, основаны на неправильном толковании норм права, примененных судом при разрешении спора, что в силу закона не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого постановления суда.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в жалобе, судом не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам жалоб.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда города Волгограда от 05 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)