Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2013 N 18АП-3215/2013 ПО ДЕЛУ N А76-21449/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. N 18АП-3215/2013

Дело N А76-21449/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2013 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Валинс" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2013 по делу N А76-21449/2012 (судья Костылев И.В.).
В заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Валинс" - Гусев М.В. - директор (паспорт), Грачковский Е.А (доверенность от 12.12.2012);
- Главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска - Герасимова А.Б. (доверенность от 30.10.2012).
Общество с ограниченной ответственностью "Валинс" (далее - заявитель, общество, ООО "Валинс") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации г. Челябинска (далее - ответчик, Администрация) и к Главному управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска (далее - ответчик, Управление, ГУАиГ) о признании незаконным отказа в оформлении правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный по адресу - г. Челябинск, Курчатовский р-н, ул. Молдавская, д. 23 (л.д. 2-9).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 26.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - третье лицо, Комитет).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2013 (резолютивная часть оглашена 18.02.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "Валинс" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о правомерности обжалуемого отказа в оформлении правоустанавливающих документов на выбранный земельный участок. Указывает на обращение общества с заявлением об оформлении договора аренды в пределах срока действия акта выбора земельного участка, с предоставлением всех необходимых документов, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Порядком оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска, утвержденным Решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 N 13/3 (далее - Порядок N 13/3). При этом, названный порядок не предусматривает предоставление решения собрания собственников помещения многоквартирного дома, а также возможности решения вопроса о предоставлении земельного участка после утверждения документации по планировке территории. По мнению апеллянта, земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома NN 23 и 23-а по ул. Молдавской в г. Челябинске не сформированы, в силу чего находятся в публичной собственности.
Кроме того, апеллянт ссылается на установленное вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области обстоятельство незаконности уклонения Администрации г. Челябинска от оформления и выдаче ООО "Валинс" градостроительного плана, при отсутствии предоставления обществом решения собрания собственников помещения многоквартирного дома.
В дополнение к апелляционной жалобе ООО "Валинс" указывает на отсутствие возражений собственников жилых помещений относительно строительства магазина.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители ответчика Администрации г. Челябинска и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации города Челябинска от 29.02.2012 N 1034 была утверждена схема N 007587-07-2011 расположения земельного участка на кадастровом плане территории, акт выбора земельного участка N 007587-07-2011, а также предварительно согласовано место размещения магазина по ул. Молдавская, д. 23 в Курчатовском р-не г. Челябинска обществу "Валинс" (л. д. 22, 23, 24-33).
Выбранный обществу земельный участок, как усматривается из кадастрового паспорта N 7400/101/12-77765 от 06.04.2012, поставлен на государственный кадастровый учет 06.04.2012, зарегистрирован под кадастровым номером 74:36:0711008:5477, имеет разрешенное использование - для размещения магазина (л. д. 34-35).
30.08.2012 ООО "Валинс" обратилось в Администрацию с заявлением N 19154 о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду для размещения магазина (л. д. 21).
Письмом от 01.10.2012 N 10-10185/12-0-1 Администрацией было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства магазина, со ссылкой на расположение земельного участка в границах придомовой территории жилых домов N 23, N 23а по ул. Молдавской (л. д. 36). Указано на отнесение земельного участка к общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома и необходимость предоставления согласия на уменьшение общего имущества всех собственников помещений в соответствии со статьями 36, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации. В письме указано на возможность предоставления земельного участка после утверждения документации по планировке территории и решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах N 23, N 23а по ул. Молдавской в г. Челябинске.
Полагая, что отказ администрации в предоставлении земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения магазина по ул. Молдавской 23 в Калининском районе г. Челябинска является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Валинс" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок вплотную прилегает к жилым домам N 23 и N 23а по ул. Молдавской в Калининском районе г. Челябинска. До установления границ земельных участков, необходимых для эксплуатации этих многоквартирных жилых домов, администрация не вправе распоряжаться земельным участком в той части, в которой он должен быть сформирован под многоквартирными домами, в связи с чем у администрации отсутствовали основания для предоставления данного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта. Приняв во внимание возражения жильцов указанных домов против строительства магазина, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию - как без предварительного согласования мест размещения, так и с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя последовательные действия: выбор земельного участка; проведение работ по его формированию; постановку данного земельного участка на государственный кадастровый учет по правилам статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации; принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из содержания оспариваемого письма администрации от 01.10.2012 N 10-10185/12-0-1 следует, что причиной отказа обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка явилось ограничение полномочий администрации на распоряжение данным участком и непредставление заявителем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных жилых домах N 23, N 23а по ул. Молдавской в г. Челябинске по вопросу предоставления испрашиваемого земельного участка для строительства магазина.
При разрешении вопроса о возможности удовлетворения заявленных требований, суд должен учитывать соблюдение норм земельного и градостроительного законодательства, требований нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, действующих на момент рассмотрения спора, установить наличие либо отсутствие препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка.
В силу статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Вместе с тем, при рассмотрении спора суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об ограничении полномочий администрации на распоряжение спорным земельным участком следующими законодательными положениями:
Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В пунктах 1, 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме, согласно которому земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются.
В статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ) закреплен специальный порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
Из пунктов 2, 3, 5 названной статьи следует, что переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома состоит из двух этапов: формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
В силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ обязанность по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Формирование земельного участка включает в себя выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, в том числе установление его границ.
Из материалов дела не следует, что формирование границ земельного участка под многоквартирными жилыми домами N 23, N 23а по ул. Молдавской в г. Челябинске в установленном порядке органами местного самоуправления было осуществлено.
Вместе с тем, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме. Обращение с заявлением о формировании такого земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление существующих отношений.
До формирования земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (пункт 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Из представленных в материалы дела доказательств - ситуационного плана и проекта отвода (л. д. 30, 69) следует, что спорный участок вплотную прилегает к жилыми домами N 23, N 23а по ул. Молдавской в г. Челябинске. В этой связи до установления границ земельного участка, необходимого для эксплуатации этого многоквартирного жилого дома, администрация не вправе распоряжаться им в той части, в которой он должен быть сформирован под многоквартирным домом.
Предоставление заинтересованным лицом в аренду части земельного участка под многоквартирным домом, будет противоречить нормам действующего жилищного и гражданского законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям и регулирующих отношения между собственниками помещений в многоквартирном доме, а именно: статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, согласно которым собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии незаконности отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме Администрации от 01.10.2012 N 10-10185/12-0-1, вне зависимости от обстоятельства отсутствия формирования земельных участков под многоквартирным домом.
Ссылка апеллянта на отсутствие возражений собственников помещений в многоквартирном доме относительно строительства магазина при принятии соответствующего решения в октябре - ноябре 2011 года, подлежит отклонению. Указанное решение не является тождественным решению собственников об уменьшении размера общего имущества (часть 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации). Принятие такого решения невозможно без определения общего имущества путем формирования земельного участка под многоквартирным домом. Более того, в силу общего правила пункта 2 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ граждан от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав.
Соответствующие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда и отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, основанные на неправильном толковании закона, по указанным выше мотивам.
Исходя из приведенного выше обоснования, ссылка апеллянта на установленное вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области обстоятельство незаконности уклонения Администрации г. Челябинска от оформления и выдаче ООО "Валинс" градостроительного плана, при отсутствии предоставления обществом решения собрания собственников помещения многоквартирного дома, не имеет правового значения для рассмотрения спора.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2013 по делу N А76-21449/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Валинс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.П.ЕРМОЛАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)