Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.05.2013 ПО ДЕЛУ N А56-56057/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. по делу N А56-56057/2011


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Малышевой Н.Н., Нефедовой О.Ю., при участии от товарищества собственников жилья "Товарищеский 28" Рыкова А.В. (доверенность от 12.12.2012 N 13-юр), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" Бат-Очир О.С. (доверенность от 20.03.2013 N 101), рассмотрев 14.05.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А56-56057/2011 (судьи Глазков Е.Г., Несмиян С.И., Слобожанина В.Б.),

установил:

Товарищество собственников жилья "Товарищеский 28", место нахождения: 193231, Санкт-Петербург, Товарищеский пр., д. 28, корп. 1, ОГРН 1089847099055 (далее - ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском (с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 192029, Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 54, ОГРН 1037825019044 (далее - Агентство), о взыскании 1 971 358 руб. 36 коп. задолженности по оплате коммунальных услуг и 251 328 руб. 08 коп. пеней.
Решением от 29.06.2012 иск удовлетворен частично: с Агентства в пользу ТСЖ взыскано 1 971 358 руб. 36 коп. долга и 230 995 руб. 97 коп. пеней. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.01.2013 судом принят отказ ТСЖ от части иска в сумме 145 767 руб. 90 коп., из которых 8358 руб. и 20 413 руб. 76 коп. - расходы по статьям "радио" и "коммунальное освещение", 116 996 руб. 14 коп. - неустойка; решение суда от 29.06.2012 в этой части отменено, производство по делу в этой части прекращено. В части возврата государственной пошлины и возмещения судебных расходов в связи с изменением исковых требований решение суда изменено: ТСЖ возвращено из федерального бюджета 934 руб. 22 коп. излишне уплаченной государственной пошлины по иску; с Агентства в пользу ТСЖ взыскано 33 057 руб. 77 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Агентство просит постановление от 21.01.2013 отменить в части взыскания 85 118 руб. 01 коп., в том числе:
- - 42 950 руб. 98 коп. платы за горячее и холодное водоснабжение, начисленные без учета показаний приборов учета;
- - 42 167 руб. 03 коп. корректировки платы временно отсутствующим гражданам.
Податель жалобы указывает на наличие приборов учета, о котором представитель ТСЖ был извещен, что подтверждается распиской от 28.04.2009. Кроме того, судом не учтено, что Агентство не имело возможности предоставить показания ввиду невыполнения ТСЖ обязанности по направления платежных документов, содержащих соответствующую графу для указания сведений о соответствующих показаниях. Следовательно, показания индивидуальных приборов учета ТСЖ передало после подачи иска в суд исключительно по вине истца. Сведения о временном отсутствии граждан поданы не были, поскольку ТСЖ не начисляло Агентству каких-либо платежей за коммунальные услуги за спорный период.
В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы жалобы, а представитель ТСЖ просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления от 21.01.2013.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ТСЖ зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации от 12.03.2008.
ТСЖ осуществляло управление, обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Товарищеский пр., д. 28, корп. 1, а также обеспечивало домовладельцев коммунальными и прочими услугами.
В доме находятся жилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга.
Осуществляя в период с 01.01.2010 по 30.06.2011 деятельность по управлению домом и его обслуживанию, ТСЖ выставляло собственникам расположенных в доме квартир, включая Агентство, счета-квитанции на оплату услуг. Размер непогашенной задолженности Агентства составил 1 971 358 руб. 36 коп., в связи ТСЖ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (статья 37 ЖК РФ).
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 1 статьи 158 ЖК РФ).
Таким образом, в силу прямого указания закона на собственнике помещения в многоквартирном доме лежит обязанность по несению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество, а также по оплате коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1.1 распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310) Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, несет расходы по оплате фактически потребляемых коммунальных услуг, по содержанию жилого помещения, по оплате содержания и сохранения общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Согласно пункту 1.2 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, расчеты Санкт-Петербурга по перечисленным платежам производятся через районные жилищные агентства по месту нахождения помещения. В соответствии с пунктом 1.4 этого Положения перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Из приведенных норм следует, что Агентство как представитель собственника жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, обязано нести расходы по содержанию общего имущества этого дома.
Факт оказания ТСЖ услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и коммунальных услуг в спорный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами; начисления произведены в соответствии с установленными в Санкт-Петербурге тарифами и площадью помещений, находящихся в собственности города.
Доводы жалобы о неправомерном начислении истцом в отношении ряда квартир 42 950 руб. 98 коп. платы за горячее и холодное водоснабжение без учета показаний приборов учета были правомерно отклонены апелляционным судом.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила), при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с пунктом 2.8 Временного положения о порядке установки приборов учета расхода энергоресурсов в эксплуатируемых жилых зданиях, утвержденных распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 06.11.1997 N 1139-р "Об установке приборов учета расхода энергоресурсов в эксплуатируемых жилых зданиях" (далее - Временное положение), действовавшим до 03.05.2010, приемка приборов учета осуществляется балансодержателем здания в лице его ответственного представителя. Результаты приемки отражаются в акте приемки в эксплуатацию прибора учета потребления коммунальных услуг, один экземпляр которого вручается потребителю. Акт приемки в эксплуатацию прибора учета потребления коммунальных услуг служит основанием для изменения порядка расчета потребителя с поставщиком за коммунальные услуги.
Ответчик заявляет об установке в его помещениях приборов учета и информировании о данном факте ТСЖ в апреле 2009 года.
Вместе с тем установка таких приборов в соответствии с пунктами 2.4, 2.7, 2.8 Временного положения, в том числе и в спорный период, допускалась по согласованию с ТСЖ. Доказательства введения приборов учета в эксплуатацию, их опломбирования с начальными показаниями ответчиком не представлены. Напротив, судом было установлено, что спорные приборы учета горячего и холодного водоснабжения в надлежащем порядке в эксплуатацию не введены, доказательства сообщения их показаний также отсутствуют. Направление ТСЖ 28.04.2009 уведомления об установке приборов учета, принимая во внимание в том числе неподачу впоследствии их показаний, не может свидетельствовать о соблюдении Агентством порядка, установленного Временным положением.
Согласно положениям статьи 544 ГК РФ оплата потребленного ресурса производится согласно показаниям приборов учета, если таковые имеются.
Поскольку показания приборов учета в части помещений не передавались истцу, он правомерно в соответствии с пунктом 31 Правил произвел расчет потребленных ресурсов исходя из площадей и установленного за единицу измерения тарифа.
Суд также отклоняет довод Агентства о неправомерном взыскании с него 42 167 руб. 03 коп. без проведения перерасчета гражданам в связи с их временным отсутствием.
Согласно пунктам 54 - 58 Правил (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, указанные в пункте 54 названных Правил, осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем коммунальных услуг в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Результаты перерасчета размера платы отражаются в платежном документе, представляемом в порядке, указанном в пункте 36 данных Правил. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства.
Агентство сослалось на заявления и справки граждан, обратившихся с просьбами о перерасчете, и перерасчет, произведенный им на основании указанных заявлений. Однако, как установлено судом, указанные документы не были направлены истцу - исполнителю услуг. С просьбой о перерасчете Агентство к ТСЖ не обращалось.
Возражения жалобы несостоятельны, поскольку подача заявления потребителем исполнителю услуг является обязательной; обращение граждан с заявлениями о перерасчете к представителю собственника при отсутствии соответствующих обращений к исполнителю услуг в силу приведенных положений Правил неправомерно.
При таком положении вывод апелляционного суда о правильности взыскания стоимости коммунальных услуг без учета времени, в течение которого граждане в спорных помещениях отсутствовали и соответствующего перерасчета суд кассационной инстанции считает обоснованным.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; нормы материального и процессуального права применены правильно.
С учетом изложенного кассационная жалоба Агентства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А56-56057/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.

Председательствующий
В.В.ДМИТРИЕВ

Судьи
Н.Н.МАЛЫШЕВА
О.Ю.НЕФЕДОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)