Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 25.02.2013 N 33-3457

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 февраля 2013 г. N 33-3457


Судья Симонова И.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Смышляевой И.Ю.
судей Вашкиной Л.И. и Белисовой О.В.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2-7047/12 по апелляционной жалобе Е. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 ноября 2012 года по иску Е. к Администрации <...> района Санкт-Петербурга о признании нуждающейся в жилом помещении, обязании обеспечить жилым помещением по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Смышляевой И.Ю., объяснения Е., ее представителя - З., поддержавших доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

Е. обратилась в суд с иском к Администрации <...> района Санкт-Петербурга (далее - Администрация района) о признании нуждающейся в жилом помещении, обязании обеспечить жилым помещением по договору социального найма площадью не менее 36 кв. м в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
В обоснование заявленных требований истица ссылаясь на то обстоятельство, что является ветераном ВОВ, инвалидом ххх группы, проживает в трехкомнатной квартире; общей площадью ххх кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, Х/Х долей которой принадлежат П.Е.К., являющемуся недееспособным, Х/Х доля принадлежит истице.
Отказ Администрации района в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что основанием для приема на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспеченность менее 9 кв. м общей площади на одного проживающего в отдельной квартире, обеспеченность же истицы составляет более 9 кв. м, полагает необоснованным, поскольку ответчиком не было принято во внимание, что на праве собственности истице принадлежит только Х/Х доля квартиры, на которой зарегистрированы и проживают ее бывший муж, который страдает хроническим алкоголизмом, совместное проживание с ним невозможно, дочь с внуком и родственница, т.е. квартира, в которой она проживает, фактически является коммунальной, а согласно Закону Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" для граждан, проживающих в коммунальных квартирах, учетная норма площади на одного человека должна составлять 15 кв. м общей площади жилого помещения, которыми она не обеспечена, при этом собственник Х/Х долей квартиры П.Е.К. страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и которым жилые помещения предоставляются вне очереди.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 ноября 2012 года Е. в удовлетворении исковых требований о признании нуждающейся в жилом помещении, обязании обеспечить жилым помещением по договору социального найма отказано.
Е. в лице представителя по доверенности с решением суда не согласна и в апелляционной жалобе просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт, указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, полагая возможным в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что истица зарегистрирована в качестве постоянно проживающей в отдельной трехкомнатной квартире, общей площадью 57,60 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, совместно с ней в указанной квартире зарегистрированы ее бывший супруг К.В.В., брак с которым прекращен <дата>, дочь Е.Е.В. с несовершеннолетним сыном Л.И.Ю., <дата> года рождения, а также родственница К.Н.Ю., постоянно зарегистрированная в квартире с <дата> (л.д. 17).
Собственником указанного выше жилого помещения до <дата> являлась истица на основании справки ЖСК N от <дата> как член ЖСК, полностью выплативший паевой взнос.
<дата> истица и П.Е.К. в лице опекуна Г.А.Н. заключили договор купли-продажи (судом ошибочно указано договор дарения) Х/Х долей в праве частной собственности на спорную квартиру (л.д. 26), право общей долевой собственности П.Е.К. зарегистрировано в установленном законом порядке <дата> (л.д. 25, 37).
В настоящее время истица является собственником Х/Х доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> на основании справки ЖСК N от <дата> (л.д. 45).
П.Е.К. признан недееспособным решением <...> от <дата>, с <дата> снят с регистрационного учета по спорному адресу в связи с выездом в учреждение социального обеспечения - СПб ГСУСО "Психоневрологический интернат N <...>".
В 2012 году истица неоднократно обращалась в Администрацию района с заявлениями о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Ответами Администрации района от <дата>, <дата>, <дата> и распоряжением Администрации района N от <дата> Е. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с указанием на то, что согласно Закону Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" от 19.07.2005 года N 407-65 для постановки на учет учетная норма площади жилого помещения на одного члена семьи составляет 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах, тогда как уровень жилищной обеспеченности истицы превышает учетную норму (л.д. 14 - 16, 28).
Из материалов дела следует, что истица является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 18 Федерального закона "О ветеранах" (л.д. 13).
Действующим законодательством, в частности, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 28.07.2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом согласно ст. 15 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", которой внесены изменения в п. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, признаются следующие действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан:
- - раздел или обмен жилого помещения;
- - вселение в занимаемое гражданами жилое помещение иных граждан (за исключением супругов и их несовершеннолетних детей);
- - отчуждение жилого помещения либо доли жилого помещения, принадлежавшей гражданину на праве собственности;
- - невыполнение условий договора социального найма, повлекшее выселение гражданина в судебном порядке;
- - расторжение договора социального найма по инициативе гражданина.
Граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет после их совершения.
В силу положений п/п. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимся в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Из материалов дела следует, что истица являлась собственником квартиры <адрес> на основании справки ЖСК N от <дата>, зарегистрированной ГБР <дата>, регистрационный N (л.д. 10).
На основании договора купли-продажи от <дата> истица произвела отчуждение принадлежащих ей Х/Х долей в праве собственности на указанную квартиру в пользу П.Е.К., который с <дата> на постоянной основе был помещен в СПб ГСУСО "Психоневрологический интернат N <...>", т.е. отчуждение долей произошло уже после его выбытия из спорного жилого помещения на другое постоянное место жительства.
Данные обстоятельства правомерно оценены судом как намеренные действия, совершенные с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в силу положений ст. 53 ЖК РФ исключающие возможность принятия на учет ранее, чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Данное обстоятельство, с учетом того, что на момент обращения истицы в Администрацию района с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, не истек, является самостоятельным основанием для отказа в заявленных Е. требованиях.
Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" от 19.07.2005 года N 407-65 учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Согласно п. 2 ст. 1 указанного Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 21 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 года N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" коммунальная квартира - квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством.
Оценивая доводы истицы о том, что квартира, в которой она проживает и собственником Х/Х доли которой является, фактически является коммунальной, суд, в соответствии с положениями ст. 16 ЖК РФ, ст. 21 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 года N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга", обоснованно исходил из того, что истица с бывшим мужем, дочерью, ее несовершеннолетним сыном и родственницей, которые зарегистрированы по спорному адресу, занимает именно отдельную квартиру, поскольку отдельные договоры о собственности, разделяющие права на комнаты в указанном жилом помещении отсутствуют, а по смыслу действующего законодательства (ст. 16 ЖК РФ, ст. 21 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 года N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга") спорная квартира в качестве коммунальной рассматриваться не может.
При этом суд с учетом изложенных обстоятельств правомерно признал несостоятельными и доводы истицы о том, что проживающие в квартире лица зарегистрированы только на принадлежащей ей Х/Х доле жилого помещения, учел, что указанные лица были вселены в квартиру до отчуждения истицей Х/Х долей П.Е.К. и соответственно приобрели право пользования в отношении всего жилого помещения.
Поскольку квартира является единым объектом, то на каждого проживающего в указанной квартире на момент рассмотрения спора приходится по 11,52 кв. м (57,60 : 5), а с учетом собственника Х/Х долей П.Е.К., находящегося в СПб ГСУСО "Психоневрологический интернат N <...>" и не проживающего в квартире - по 9,6 кв. м (57,60 : 6) общей площади, что превышает учетную норму для граждан, проживающих в отдельной квартире.
Таким образом, при превышении размера учетной нормы площади, приходящейся на Е., установленной вышеуказанным Законом Санкт-Петербурга, основания для удовлетворения требований о признании истицы нуждающейся в жилом помещении и, соответственно, об обязании обеспечить жилым помещением по договору социального найма как нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана ВОВ у суда отсутствовали.
Верной является и оценка судом доводов истицы о наличии оснований для признания ее нуждающейся в жилых помещениях по основаниям проживания в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Судом верно указано на то, что собственник Х/Х долей квартиры П.Е.К., на наличие заболевания которого ссылается истица, в квартире не проживает, снят с регистрационного учета <дата> в связи с выездом в учреждение социального обеспечения СПб ГСУСО "Психоневрологический интернат N ", при этом отчуждение указанных долей в праве собственности на квартиру в его пользу произведено истицей после его выбытия на другое постоянное место жительства.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является, других доказательств суду не представлено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

определила:

Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)