Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.04.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2011/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 апреля 2012 г. по делу N 33-2011/2012


Председательствующий: Попова Э.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Иволгиной Н.В., Кудря Т.Л.,
при секретаре С.,
рассмотрела в судебном заседании 04 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе З., Ф., Г. на решение Центрального районного суда г. Омска от 27 января 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований к Администрации города Омска о возложении обязанности проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома N __по улице _________ в г. Омске З., Ф., Г. отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., судебная коллегия

установила:

З., Ф., Г. обратились в суд с иском к Администрации г. Омска о возложении обязанности проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома. Указали, что они являются собственниками квартир дома N __ по улице _________ в городе Омске. Дом сдан в эксплуатацию в 1988 году, находится в неудовлетворительном техническом состоянии и требует капитального ремонта. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт дома не проводился. Согласно заключению о техническом состоянии жилого дома, выданному ООО "ТСК "ДомСтрой", техническое состояние системы отопления, системы холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, оцениваются как недопустимое. Практически все элементы конструкций инженерных сетей и фасадов исчерпали нормативные сроки эксплуатации, требуют замены и капитального ремонта. В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", продолжительность эффективной эксплуатации для данного вида домов, то есть межремонтный период, составляет 15 - 20 лет. На протяжении 23-х лет капитальный ремонт дома не проводился. Бывшим наймодателем дома являлась Администрация г. Омска, за которой в силу ст. 16 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в российской Федерации" сохраняется обязанность произвести капитальный ремонт дома.
Просили обязать Администрацию г. Омска за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений многоквартирного дома, провести капитальный ремонт общего имущества дома, взыскать с ответчика в пользу истцов расходы по оплате государственной пошлины.
Впоследствии истцы представили дополнительное обоснование иска, в котором указали, что в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 02 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защит населения" структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений) включала плату: за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, за капитальный ремонт жилищного фонда, за наем (для нанимателей жилья). Данный пункт постановления действовал до 14 августа 2004 года. Таким образом, ответчик получал денежные средства на проведение капитального ремонта, в том числе, и за счет платежей граждан, что было предусмотрено постановлением Главы городского самоуправления г. Омска от 30 октября 1998 года N 410 (действовало до 01 января 2005 года). Таким образом, у ответчика сохраняется обязанность по проведению капитального ремонта.
Просили, с учетом положения ВСН 58-88-р, представленных квитанций на оплату услуг по капитальному ремонту жильцами дома, обязать Администрацию г. Омска за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений многоквартирного дома провести капитальный ремонт общего имущества указанного выше дома в срок до 10 октября 2013 года без капитального ремонта: оконных блоков в местах общего пользования, водораспределительных устройств, внутридомовых магистралей с распределительными щитами.
Истцы З., Ф., Г. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования.
В судебном заседании представитель Администрации г. Омска - Б. исковые требования не признал и пояснил, что большинство жилых квартир в доме N __по улице _________ в городе Омске были приватизированы в 1992 - 1995 годах. На момент передачи жилых помещений в собственность граждан, дом еще не нуждался в капитальном ремонте, поскольку срок проведения капитального ремонта составляет 15 - 20 лет, в данном же случае прошло только 4 года. Федеральный закон N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" предусматривает, что обязательным условием проведения капитального ремонта является решение общего собрания собственников многоквартирного дома о финансировании не менее чем 5% от общего объема средств, предоставляемых на проведения капитального ремонта многоквартирного дома. Дополнительные доводы истцов не свидетельствуют о том, что исключительно на Администрации г. Омска лежала обязанность по проведению капитального ремонта до 2005 или до 2008 года, так как в эти периоды уже существовали и иные собственники помещений многоквартирного дома.
Представитель третьего лица ООО "ЖКХ "Сервис" - К. заявленные исковые требования поддержал. Пояснил, что дому требуется проведение капитального ремонта, данная обязанность лежала на ответчике как минимум до 2005 года, при этом только в 2008 году дом был исключен из реестра муниципального имущества г. Омска.
Представители третьих лиц - Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, Администрации Советского АО г. Омска, а также собственники жилых помещений дома в судебное заседание не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе З., Ф., Г. просят решение суда отменить, ссылаясь на те же доводы, что и в исковом заявлении. Также указывают, что факт приватизации квартир не имеет значения для дела, поскольку на момент приватизации квартир дом уже требовал капитального ремонта. Со ссылкой на закон "О защите прав потребителей" и ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в российской Федерации" указывают на наличие у них права требовать от Администрации г. Омска исполнения обязанности проведения капитального ремонта дома, поскольку после проведения приватизации такой ремонт ответчиком проведен не был.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ЖКХ "Сервис" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение районного суда законным и обоснованным.
В соответствии с положениями ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Исходя из положений ст. 235 ГК РФ приватизация является основанием для прекращения права государственной и муниципальной собственности на имущество и, соответственно, основанием для возникновения права собственности граждан.
Статьи 289 и 290 ГК РФ предусматривают, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома. При этом собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общие помещения дома, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Указанные нормы закреплены в и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в соответствии с которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Объекты общего имущества многоквартирного дома перечислены в ст. 36 ЖК РФ. К ним относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
С 1 марта 2005 года введен в действие ЖК РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, бремя содержания жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, отвечающего требованиям безопасности и комфортного проживания граждан, целиком лежит на всех собственниках жилых помещений многоквартирного дома.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что право собственности З., Ф., Г. на квартиры в доме N __по проспекту _________ в г. Омске возникло на основании договоров безвозмездной передачи жилых помещений в собственность граждан: у Ф. на квартиру N ___ - _____ 2009 года, у З. на квартиру N ___ - _____ 2009 года, у Г.Е. на квартиру N ___ - ____ 2010 года, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22.10.2009 г., 09.11.2009 г., 20.04.2010 г. соответственно (т. __ л.д. ___).
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, пр-т ________, ___ от 07 декабря 2011 года (вопрос N 2) З., Ф., Г. жильцами дома делегировано право обращения в суд с иском о проведении капитального ремонта дома и представления интересов жителей дома (т. __ л.д. ____).
Согласно сведениям, представленным Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска от 29 декабря 2011 года, жилой дом, расположенный по адресу: г. Омск, ул. _________, дом ___, 1988 года постройки, включен в состав муниципальной собственности г. Омска и в Реестр муниципального имущества г. Омска на основании Решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24 декабря 1992 года N 245 "О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска". До передачи в муниципальную собственность указанный жилой дом числился за ПЖРЭУ N __, расположенном по адресу улица __________-.
В соответствии с требованиями действующего законодательства проведена инвентаризация домостроения на выявление приватизированных жилых помещений, в результате которой указанный жилой дом исключен из Реестра и в состав муниципальной казны г. Омска включены неприватизированные жилые помещения, расположенные в жилом доме. На текущий момент в Реестре учитываются тринадцать квартир, находящиеся в указанном домостроении (т. __ л.д. __).
Из технического паспорта жилого дома N __по пр. _________ в г. Омске, составленного по состоянию на 23.10.1996 г., следует, что жилой дом 1988 года постройки, наружные стены крупнопанельные, перекрытия железобетонные плиты, физический износ дома составляет 12%.
Согласно заключению по результатам обследования жилого дома N __по ул. _________, составленного ООО ТСК "ДомСтрой" от 22 октября 2009 года, в целях обеспечения комфортного проживания собственников помещений жилого дома, рекомендуется выполнение работ по капитальному ремонту фасада, кровли, системы отопления, ХГВС, канализации, системы электроснабжения. Процент износа указанных элементов конструкций жилого дома составляет от 60 до 70% (т. __ л.д. ___).
Из справки ГП Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" N _____ от 22 декабря 2011 года, следует, что большинство квартир многоквартирного дома N __по ул. _________ в г. Омске передано по договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации с 1992 года по 1996 г. (т. __ л.д. ___).
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что на момент передачи квартир в собственность граждан указанный жилой дом еще не требовал капитального ремонта.
Спорный дом 1988 года постройки. Обращаясь в суд, истцы ссылались на то, что Администрация г. Омска является бывшим наймодателем, однако длительное время не выполняет обязательства по проведению капитального ремонта дома.
Исходя из системного толкования ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству капитального ремонта остается на бывшем наймодателе в случае, если дом нуждался в таком ремонте на момент его приватизации. Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что реальная необходимость в проведении капитального ремонта указанного дома установлена в 2011 году.
Как следует из материалов дела, большая часть квартир данного дома передана в собственность граждан в порядке приватизации с 1992 года по 1996 г., то есть через 4 года с момента возведения дома.
Согласно Приложений N 2 и 3 к Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312, продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт крупнопанельных домов составляет 15 - 20 лет.
Согласно вышеуказанным ВСН 58-88 (р) ряд конструктивных элементов дома начинает требовать капитального ремонта не ранее 10 лет после введения дома в эксплуатацию.
Доказательств того факта, что дом нуждался в проведении капитального ремонта ранее, не представлено.
С учетом установленных обстоятельств судом обоснованно сделан вывод о том, что на момент передачи квартир в собственность граждан обязанности по проведению капитального ремонта у Администрации г. Омска не возникло.
При этом суд правомерно не принял во внимание заключение ООО ТСК "ДомСтрой" от 22 октября 2009 года, придя к правильному выводу о том, что материалами указанного технического заключения подтверждается, что проверка, в ходе которой впервые реально установлена необходимость проведения капитального ремонта, проведена по инициативе собственников жилых помещений только в 2009 году.
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт приватизации квартир не имеет значения для дела, поскольку на момент приватизации квартир дом уже требовал капитального ремонта, не могут быть приняты во внимание, поскольку они опровергаются материалами дела.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, соответствующие выводы приведены в решении суда
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Омска от 27 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З., Ф., Г. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)