Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2013 ПО ДЕЛУ N А26-725/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. по делу N А26-725/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Бернат К.А.,
при участии:
- от истца: Ермаков Д.А., доверенность от 11.02.2013;
- от ответчика: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20247/2013) общества с ограниченной ответственностью "ОкТа" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.07.2013 по делу N А26-725/2013 (судья Погорелов В.А.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Карелгаз"
к обществу с ограниченной ответственностью "ОкТа"
о взыскании 450 729 рублей 60 копеек

установил:

открытое акционерное общество "Карелгаз" (далее - ОАО "Карелгаз") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ОкТа" (далее - ООО "ОкТа") 450 729 рублей 60 копеек долга (с учетом принятых судом уточнений) за оказанные услуги по аварийно-диспетчерскому обеспечению (далее - АДО) и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее - ТО ВДГО) жилого газифицированного фонда в п. Муезерский.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.07.2013 иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "ОкТа" просит решение суда от 26.07.2013 отменить, в иске отказать. ООО "ОкТа" оспаривает факт оказания и цену услуг.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Карелия от 26.07.2013 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с августа 2012 года по май 2013 года включительно ОАО "Карелгаз" в отсутствие договора, осуществляло аварийно-диспетчерское и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов, переданных в управление ООО "ОкТа", расположенных в домах NN 30, 32, 34, 36а, 43, 44 по улице Октябрьской в поселке Муезерский Республики Карелия.
В отсутствие соглашения о цене договора, стоимость работ для ОАО "ОкТа" на период сентябрь - декабрь 2012 года по АДО и ТО ВДГО на 1 кв. м общей площади обслуживаемого жилого фонда утвержден распоряжением руководителя ОАО "Карелгаз" калькуляции для поселка Муезерский и Муезерского района и составляет 5 рублей 77 копеек.
ООО "ОкТа" уклонилось от подписания направленных ОАО "Карелгаз" актов выполненных работ без указания мотива; выставленные к оплате счета-фактуры ООО "ОкТа" не оплачены. Общая сумма долга составила 450 729 рублей 60 копеек.
Суд первой инстанции, признав подтвержденным факт оказания ОАО "Карелгаз" соответствующей услуги и отсутствия доказательств оплаты со стороны потребителя, признал ОАО "ОкТа" неосновательно обогатившимся на сумму 450 729 рублей 60 копеек; иск удовлетворен в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении жалобы ввиду следующего.
Согласно пункту 5.5.6 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
В соответствии с пунктом 5 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549) поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.
В силу пункта 2 Порядка N 239 и пункта 3 Правил N 549 ВДГО включает в себя газопроводы многоквартирного дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Техническое обслуживание ВДГО включает в себя техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, а также техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования. Минимальный объем работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, указанный в приложении N 1 к Порядку N 239, включает в себя и техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.
Наличие договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в соответствии с положениями Правил N 549 является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа.
Обязанность по заключению договора со специализированными организациями на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования возложена на управляющую организацию, которая несет обязанность перед поставщиком газа и населением по созданию организационно-технических условий для безопасного газоснабжения многоквартирных жилых домов. Исполнение данной обязанности возможно только посредством обеспечения контроля за надлежащим состоянием, а также проведения текущего обслуживания (осмотра) всего газового оборудования жилого дома, в том числе и внутриквартирных газопотребляющих приборов. Оплату указанных услуг производит исполнитель услуг за счет средств собственников помещений, которые в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации участвуют в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади в этом доме.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме. В обязанности товарищества собственников жилья входит осуществление управления многоквартирным домом (пункт 2 статьи 138 Жилищного кодекса).
Частью 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в части 1.1 названной нормы указано, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
В силу пункта 3 и подпункта "г" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307) исполнитель, которым может быть товарищество собственников жилья, обязан самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
ОАО "Карелгаз" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по ремонту и обслуживанию внутридомовых инженерных систем сетевого газоснабжения, аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования в пределах Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ОАО "Карелгаз", осуществляющее техническое обслуживание ВДГО, вправе самостоятельно в одностороннем порядке определять цены (прейскурант цен) на оказываемые услуги одинаковые и обязательные для всех заказчиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этот перечень работы по ТО и АДО ВДГО не включены.
В связи с этим право заявителя на самостоятельное формирование цены спорной услуги не оспаривалось УФАС и иными лицами.
Однако, такое право общества не является абсолютным, а с учетом специфического статуса организации ограничено, прежде всего, принципами добросовестности и добропорядочности (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) и императивными требованиями антимонопольного законодательства (статья 10 Закона N 135-ФЗ). Именно это порождает у лица, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, обязанность при возникновении конфликта доказать необходимость применения соответствующего уровня цен (тарифов) на эту услугу, равно как и их дифференциацию с учетом экономических, технологических и иных показателей.
Доказательств нарушения ОАО "Карелгаз" порядка формирования цены не представлено.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы, уплата которой была отсрочена до рассмотрения жалобы, взыскивается с ООО "ОкТа" в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.07.2013 по делу N А26-725/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "ОкТа" в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН

Судьи
В.Б.СЛОБОЖАНИНА
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)