Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 30.05.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3186/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2012 г. по делу N 33-3186/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Т.А. Разуваевой,
судей А.А. Бабич, С.И. Дорожко,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска в интересах Ш. к Администрации г. Хабаровска, Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания - Горький" о понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска К. на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 28.12.2011 г.,
заслушав доклад судьи С.И. Дорожко, прокурора Криковцовой Е.Г., представителя Администрации г. Хабаровска по доверенности Р., судебная коллегия

установила:

Прокурор Железнодорожного района г. Хабаровска в интересах Ш. обратился в суд с иском к Администрации г. Хабаровска, ООО УК "ДВСРК-Горький" о возложении обязанности на ответчиков уровнять пороги, расположенные при входе в подъезд, переоборудовать пандус, расположенный от входа в подъезд до лифта (подъезд), либо установить лестничный электроподъемник с наклонным перемещением для инвалидов. В обоснование иска прокурор указал, что Ш. является с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР) N к акту освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ в качестве мероприятия социальной реабилитации, направленного на компенсацию физических ограничений, Ш. рекомендованы платформы подъемные с наклонным перемещением (лестничный подъемник). В соответствии с решением 6-ой сессии 20 созыва Хабаровского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ жилой многоквартирный дом по, в котором проживает Ш., принят в муниципальную собственность. До настоящего времени собственником вышеуказанного жилого дома принят не весь комплекс соответствующих мер по созданию условий инвалидам, а именно: не уровнены пороги при входе в подъезд; пандус, расположенный от входа в подъезд до лифта, не удобен в использовании, в связи с чем, Ш., для которого единственным средством передвижения является кресло-коляска, вынужден испытывать нравственные и физические страдания, связанные с доступом в свое жилое помещение. Своим бездействием Администрация г. Хабаровска нарушает права инвалидов.
В судебном заседании 30.08.2011 г. прокурор в устной форме уточнил исковые требования и просил уровнять пороги и переоборудовать пандус в соответствии с требованиями СНиП.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 28.12.2011 г. в удовлетворении исковых требований прокурору - отказано.
В апелляционном представлении, поименованном кассационным, прокурор просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, ссылаясь на незаконность решения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Криковцовой Е.Г., поддержавшей апелляционное представление по изложенным в нем доводам, объяснения представителя администрации г. Хабаровска по доверенности Р., возражающей против удовлетворения апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена, в ДД.ММ.ГГГГ. Ш. обратился в прокуратуру Хабаровского края с заявлением об оказании содействия в устранении нарушений закона и обеспечении беспрепятственного доступа в жилое здание по месту его жительства и, в том числе, путем переоборудования пандуса и уравнивания порога для входа в подъезд.
Из сообщения департамента муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из реестра муниципального имущества г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный по значился в муниципальной собственности в соответствии с решением 6-ой сессии 21 созыва Хабаровского краевого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ
Дом был спроектирован и построен до введения в действие требований СП 31-102-99 (Свод правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей") и СНиП 35-01-2001 (Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Согласно информации Управления жилищного фонда и приватизации жилья Администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50), по данным учетно-технической документации жилой дом x квартирный, в указанном доме по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не приватизированы 14 квартир, в том числе квартира N, в которой проживает истец Ш.
Как следует из сообщения Управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда Администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70), жилой дом по находится в управлении управляющей компании ООО "УК "ДВСРК- Горький" с ДД.ММ.ГГГГ На момент принятия дома в управление пандус в подъезде N был уже установлен, поэтому управляющая компания не имеет возможности установить точную дату, когда и кем был установлен пандус. Данный пандус пригоден к эксплуатации, для удобства передвижения имеется поручень. На входе в подъезд имеется порожек металлической двери высотой 3 см, который не влияет на беспрепятственный въезд в подъезд инвалидной коляски (акт от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного специалистами ООО "УК "ДВСРК-Горький", обустройство придомовой территории дома не препятствует передвижению на инвалидной коляске, высота порога на входе в подъезд и тамбур приблизительно 10 - 12 см. В подъезде слева от лестничного марша оборудован пандус с противоскользящим покрытием.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО "УК "ДВСРК-Горький" и собственниками помещений многоквартирного дома заключен Договор N управления многоквартирным домом, вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГ, действующий сроком на 5 лет.
Как следует из Индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР) N к Акту освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ, в перечень мероприятий социальной реабилитации Ш. входит его нуждаемость в подъемнике лестничном, оплата которого должна производиться за счет его собственных средств.
Из сообщения Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ш. будет оказана единовременная материальная помощь на приобретение и установку электролебедки для подъема коляски при съезде с пандуса, расположенного в подъезде дома, после предоставления счета на приобретение электролебедки и расчетов на ее установку от управляющей компании.
Порог, являющийся элементом конструкции входной металлической двери и второй деревянной двери в подъезд, который истец просит уровнять, и пандус, который истец просит переоборудовать в соответствии со СНиП, относятся к общему имуществу многоквартирного дома, решения по содержанию и ремонту которых в соответствии со ст. 36 и 162 ЖК РФ должны принимать на общем собрании собственники помещений многоквартирного дома, к числу которых относится администрация г. Хабаровска.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом в лице прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска не представлены какие-либо относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о несоответствии пандуса, установленного в подъезде требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для малогабаритных групп населения" и о неудобстве его использования инвалидом Ш., а также доказательства, подтверждающие, что порог входной двери в указанный подъезд препятствует доступу в подъезд инвалидов, использующих кресла-коляски.
Из индивидуальной программы реабилитации инвалида N к акту освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ, в перечень мероприятий социальной реабилитации Ш. входит его нуждаемость в подъемнике лестничном, оплата которого должна производиться за счет его собственных средств.
Согласно частям 1, 5 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ основными принципами законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности здании и сооружений", жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ст. 30 Федерального закона N 384-ФЗ для обеспечения возможности свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ - способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N 2347-р, не содержит требования для обеспечения инвалидов лестничным электроподъемником с наклонным перемещением.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ по заявленным прокурором требованиям, и, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к правильному выводу, что ответчики не могут самостоятельно принимать решение о ремонте и переоборудовании порогов и пандуса, поскольку такое решение должно быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, которое не принималось, что приобретение за счет ответчиков лестничного электроподъемника с наклонным перемещением для инвалидов не предусмотрено законом, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что пороги входных дверей не обеспечивают условия для беспрепятственного доступа инвалида Ш. в подъезд дома и что установленный в подъезде N пандус не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001 и не удобен в использовании инвалида.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждаются совокупностью исследованных и оцененных судом доказательств.
Доводы апелляционного представления, не опровергая выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Решение суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 28.12.2011 г. по иску прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска в интересах Ш. к Администрации г. Хабаровска, Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания - Горький" о понуждении к совершению определенных действий - оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска К. - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.А.РАЗУВАЕВА

Судьи
А.А.БАБИЧ
С.И.ДОРОЖКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)