Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Киричек Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6688/2013) Государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2013 по делу N А81-1411/2013 (судья Сеитов Э.М.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Золотое кольцо" (ОГРН 1068901008880 ИНН 8902011728) к Государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании постановления Салехардского отдела Государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа по делу об административном правонарушении от 15.03.2013 N 64/13,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
товарищество собственников жилья "Золотое кольцо" (далее по тексту - заявитель, Товарищество, ТСЖ "Золотое кольцо") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - административный орган, Инспекция) об отмене постановления Салехардского отдела Государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа по делу об административном правонарушении от 15.03.2013 N 64/13.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2013 по делу N А81-1411/2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2013 по делу N А81-1411/2013 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, так как административным органом в материалы дела предоставлено достаточно доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ТСЖ "Золотое кольцо" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Инспекции поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2013 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании коллективного обращения граждан, проживающих в доме N 26 по ул. Школьной г. Лабытнанги, от 24.01.2013 (л.д. 40-46) Инспекцией издан приказ от 04.02.2013 N 209-од о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ТСЖ "Золотое кольцо" с целью обнаружения фактов нарушения прав и законных интересов граждан в области жилищного законодательства.
В ходе указанной проверки было установлено, что информация, определенная пунктом 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, на обязательном официальном сайте www.reformagkh.ru раскрыта не в полном объеме, а именно отсутствуют:
- - основные показатели финансово-хозяйственной деятельности Товарищества;
- - сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 22.02.2013 N 209.
По результатам проверки в отношении Товарищества составлен протокол об административном правонарушении от 27.02.2013 N С-36 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Инспекция, придя к выводу, что ТСЖ "Золотое кольцо" в силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) является управляющей организацией, обеспечивающей управление, обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества многоквартирных домов, в том числе общего имущества, при осуществлении деятельности управляющей организации не предприняла все необходимые меры для раскрытия информации, определенной Стандартом, вынесла в отношении ТСЖ "Золотое кольцо" постановление по делу об административном правонарушении от 15.03.2013 N 64/13, в соответствии с которым Товарищество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000,00 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением об оспаривании указанного выше постановления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.1. КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Таким образом, субъектами данного административного правонарушения являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из анализа указанных выше норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу положений ЖК РФ организация управления многоквартирными домами на основании договоров управления осуществляется управляющими организациями.
В свою очередь, товарищество собственников жилья к управляющим организациям не относится и не осуществляет управление жилым домом на основании договора управления с собственниками жилых помещений.
Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (часть 1 статьи 135 ЖК РФ).
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что управляющая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан-потребителей.
В соответствии с частью 10 статьи 161 ЖК РФ (в редакции, действующей с 18.06.2011 года) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим Стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением этого Стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года N 731.
Согласно пункту 1 Стандарта настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Пунктом 2 Стандарта предусмотрено, что под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - договор управления).
При этом в соответствии с пунктом 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат, в частности, проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления.
Таким образом, указанный Стандарт предусматривал обязанность размещать указанную в нем информации в установленном порядке, только управляющих организаций. При этом товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан-потребителей.
Доказательств обратного административным органом в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ представлено не было.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 года N 94 были внесены изменения в Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 1 Стандарта в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 года N 94, настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющими организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 года N 94 вступило в действие с 23.02.2012 года.
Согласно указанному Постановлению, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие на день вступления в силу данного Постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным указанным Постановлением изменениями в течение 3 месяцев со дня его вступления в силу.
Таким образом, как правомерно отмечено арбитражным судом, обязанность к раскрытию информации в установленном порядке у товариществ собственников жилья возникла с 23.02.2012 года, при этом, у товариществ, осуществляющих управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
В силу пункта 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Пунктом 5 (1) Стандарта предусмотрено, что товариществами и кооперативами информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;
б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме;
в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.
Согласно пункту 8 (1) Стандарта в рамках общей информации о товариществе и кооперативе раскрытию подлежат следующие сведения:
а) наименование товарищества или кооператива;
б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения, наименование органа, принявшего решение о регистрации);
в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления товарищества или кооператива, контактные телефоны председателя правления, членов ревизионной комиссии, а также адрес электронной почты (при наличии);
г) режим работы органов управления товарищества или кооператива, в том числе часы личного приема граждан;
д) фамилии, имена и отчества членов правления, председателя правления и членов ревизионной комиссии товарищества или кооператива;
е) сведения о членстве товарищества или кооператива в объединениях этих организаций с указанием их наименований и адресов, включая адрес официального сайта в сети Интернет.
В силу пункта 9 (1) Стандарта в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности товарищества или кооператива раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность товарищества или кооператива, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сметы доходов и расходов товарищества или кооператива на текущий год и год, предшествующий текущему году;
в) отчет о выполнении сметы доходов и расходов товарищества или кооператива за год, предшествующий текущему году;
г) протоколы общих собраний членов товарищества или кооператива, заседаний правления и ревизионной комиссии товарищества или кооператива, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома и (или) организацией предоставления коммунальных услуг (за текущий год и год, предшествующий текущему году);
д) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества или кооператива по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества или кооператива за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году;
е) аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок годовой бухгалтерской отчетности товарищества и кооператива) за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году.
Так, ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции в обоснование предоставления требуемой информации Товарищество указало, что на официальном сайте www.reformagkh.ru заявителем отражены все требуемые и имеющиеся сведения, предусмотренные законом о раскрытии информации.
В соответствии с п. 8.1. Устава ТСЖ "Золотое кольцо" оказывает услуги по содержанию общего имущества в МКД, иной коммерческой деятельностью не занимается, в связи с этим находится на пониженном тарифе для уплаты страховых взносов, применяет упрощенную систему налогообложения с объектов налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов". Организация, перешедшая на УСН, освобождена от обязанности ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). В обязанности такого налогоплательщика входит ведение Книги учета доходов и расходов, в которой в хронологической последовательности, на основе первичных документов, позиционным способом отражает все хозяйственные операции за отчетный налоговый период. Данная книга размещена заявителем на официальном сайте, как и расчет тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД, что говорит о том, что основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ "Золотое кольцо" раскрыты (скриншоты прилагаются). Сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, не могут быть размещены заявителем по причине отсутствия договоров управления, в которых и должны содержаться данные сведения. ТСЖ "Золотое кольцо" не оказывает коммунальные услуги гражданам, проживающих в МКД, полученные коммунальные ресурсы гражданами оплачиваются поставщикам на их расчетные счета через ООО "Расчетно-кассовый центр". Тарифы на тепловую и электрическую энергию устанавливает Служба по тарифам ЯНАО, которые официально публикуются в СМИ.
Также в суд первой инстанции заявитель представил постраничные скриншоты сайта www.reformagkh.ru, подтверждающие доводы ТСЖ "Золотое кольцо" (л.д. 132-143).
Из пояснений заявителя следует, функционал программы не позволяет вносить какие-либо дополнительные сведения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что со стороны товарищества собственников жилья отсутствовало нарушение, связанное с размещением информации в соответствии со Стандартом.
Кроме того, субъектами административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
Факт осуществления ТСЖ "Золотое кольцо" деятельности по управлению многоквартирным жилым домом на основании договоров управления, заключенными с собственниками жилых помещений, административным органом не установлен и не подтвержден документально.
Учитывая изложенное, являются несостоятельными доводы заинтересованного лица о том, что ТСЖ "Золотое кольцо" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ обязательному выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее административное правонарушение, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти обстоятельства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевших и свидетелей, иными документами, заключением эксперта, вещественными доказательствами (статья 26.2 КоАП РФ).
В нарушение указанных норм административный орган не исследовал и не установил все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, в том числе не установил, является ли ТСЖ "Золотое кольцо" субъектом административного правонарушения, имелась у ТСЖ "Золотое кольцо" обязанность по размещению информации на сайте на момент проведения проверки. Кроме того, административный орган не принял во внимание, что на дату проведения проверки и составления протокола еще не истек срок для размещения информации ТСЖ в соответствии со Стандартом, установленный для ТСЖ Постановлением N 94.
Соответственно, в действиях товарищества собственников жилья отсутствовал состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что товарищество не является субъектом вменяемого правонарушения, ввиду чего, оснований для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ и вынесения постановления от 15.03.2013 не имелось.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2013 по делу N А81-1411/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Ю.Н.КИРИЧЕК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2013 ПО ДЕЛУ N А81-1411/2013
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. по делу N А81-1411/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Киричек Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6688/2013) Государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2013 по делу N А81-1411/2013 (судья Сеитов Э.М.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Золотое кольцо" (ОГРН 1068901008880 ИНН 8902011728) к Государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании постановления Салехардского отдела Государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа по делу об административном правонарушении от 15.03.2013 N 64/13,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
товарищество собственников жилья "Золотое кольцо" (далее по тексту - заявитель, Товарищество, ТСЖ "Золотое кольцо") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - административный орган, Инспекция) об отмене постановления Салехардского отдела Государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа по делу об административном правонарушении от 15.03.2013 N 64/13.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2013 по делу N А81-1411/2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2013 по делу N А81-1411/2013 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, так как административным органом в материалы дела предоставлено достаточно доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ТСЖ "Золотое кольцо" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Инспекции поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2013 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании коллективного обращения граждан, проживающих в доме N 26 по ул. Школьной г. Лабытнанги, от 24.01.2013 (л.д. 40-46) Инспекцией издан приказ от 04.02.2013 N 209-од о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ТСЖ "Золотое кольцо" с целью обнаружения фактов нарушения прав и законных интересов граждан в области жилищного законодательства.
В ходе указанной проверки было установлено, что информация, определенная пунктом 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, на обязательном официальном сайте www.reformagkh.ru раскрыта не в полном объеме, а именно отсутствуют:
- - основные показатели финансово-хозяйственной деятельности Товарищества;
- - сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 22.02.2013 N 209.
По результатам проверки в отношении Товарищества составлен протокол об административном правонарушении от 27.02.2013 N С-36 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Инспекция, придя к выводу, что ТСЖ "Золотое кольцо" в силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) является управляющей организацией, обеспечивающей управление, обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества многоквартирных домов, в том числе общего имущества, при осуществлении деятельности управляющей организации не предприняла все необходимые меры для раскрытия информации, определенной Стандартом, вынесла в отношении ТСЖ "Золотое кольцо" постановление по делу об административном правонарушении от 15.03.2013 N 64/13, в соответствии с которым Товарищество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000,00 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением об оспаривании указанного выше постановления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.1. КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Таким образом, субъектами данного административного правонарушения являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из анализа указанных выше норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу положений ЖК РФ организация управления многоквартирными домами на основании договоров управления осуществляется управляющими организациями.
В свою очередь, товарищество собственников жилья к управляющим организациям не относится и не осуществляет управление жилым домом на основании договора управления с собственниками жилых помещений.
Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (часть 1 статьи 135 ЖК РФ).
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что управляющая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан-потребителей.
В соответствии с частью 10 статьи 161 ЖК РФ (в редакции, действующей с 18.06.2011 года) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим Стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением этого Стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года N 731.
Согласно пункту 1 Стандарта настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Пунктом 2 Стандарта предусмотрено, что под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - договор управления).
При этом в соответствии с пунктом 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат, в частности, проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления.
Таким образом, указанный Стандарт предусматривал обязанность размещать указанную в нем информации в установленном порядке, только управляющих организаций. При этом товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан-потребителей.
Доказательств обратного административным органом в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ представлено не было.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 года N 94 были внесены изменения в Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 1 Стандарта в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 года N 94, настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющими организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 года N 94 вступило в действие с 23.02.2012 года.
Согласно указанному Постановлению, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие на день вступления в силу данного Постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным указанным Постановлением изменениями в течение 3 месяцев со дня его вступления в силу.
Таким образом, как правомерно отмечено арбитражным судом, обязанность к раскрытию информации в установленном порядке у товариществ собственников жилья возникла с 23.02.2012 года, при этом, у товариществ, осуществляющих управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
В силу пункта 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Пунктом 5 (1) Стандарта предусмотрено, что товариществами и кооперативами информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;
б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме;
в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.
Согласно пункту 8 (1) Стандарта в рамках общей информации о товариществе и кооперативе раскрытию подлежат следующие сведения:
а) наименование товарищества или кооператива;
б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения, наименование органа, принявшего решение о регистрации);
в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления товарищества или кооператива, контактные телефоны председателя правления, членов ревизионной комиссии, а также адрес электронной почты (при наличии);
г) режим работы органов управления товарищества или кооператива, в том числе часы личного приема граждан;
д) фамилии, имена и отчества членов правления, председателя правления и членов ревизионной комиссии товарищества или кооператива;
е) сведения о членстве товарищества или кооператива в объединениях этих организаций с указанием их наименований и адресов, включая адрес официального сайта в сети Интернет.
В силу пункта 9 (1) Стандарта в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности товарищества или кооператива раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность товарищества или кооператива, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сметы доходов и расходов товарищества или кооператива на текущий год и год, предшествующий текущему году;
в) отчет о выполнении сметы доходов и расходов товарищества или кооператива за год, предшествующий текущему году;
г) протоколы общих собраний членов товарищества или кооператива, заседаний правления и ревизионной комиссии товарищества или кооператива, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома и (или) организацией предоставления коммунальных услуг (за текущий год и год, предшествующий текущему году);
д) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества или кооператива по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества или кооператива за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году;
е) аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок годовой бухгалтерской отчетности товарищества и кооператива) за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году.
Так, ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции в обоснование предоставления требуемой информации Товарищество указало, что на официальном сайте www.reformagkh.ru заявителем отражены все требуемые и имеющиеся сведения, предусмотренные законом о раскрытии информации.
В соответствии с п. 8.1. Устава ТСЖ "Золотое кольцо" оказывает услуги по содержанию общего имущества в МКД, иной коммерческой деятельностью не занимается, в связи с этим находится на пониженном тарифе для уплаты страховых взносов, применяет упрощенную систему налогообложения с объектов налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов". Организация, перешедшая на УСН, освобождена от обязанности ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). В обязанности такого налогоплательщика входит ведение Книги учета доходов и расходов, в которой в хронологической последовательности, на основе первичных документов, позиционным способом отражает все хозяйственные операции за отчетный налоговый период. Данная книга размещена заявителем на официальном сайте, как и расчет тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД, что говорит о том, что основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ "Золотое кольцо" раскрыты (скриншоты прилагаются). Сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, не могут быть размещены заявителем по причине отсутствия договоров управления, в которых и должны содержаться данные сведения. ТСЖ "Золотое кольцо" не оказывает коммунальные услуги гражданам, проживающих в МКД, полученные коммунальные ресурсы гражданами оплачиваются поставщикам на их расчетные счета через ООО "Расчетно-кассовый центр". Тарифы на тепловую и электрическую энергию устанавливает Служба по тарифам ЯНАО, которые официально публикуются в СМИ.
Также в суд первой инстанции заявитель представил постраничные скриншоты сайта www.reformagkh.ru, подтверждающие доводы ТСЖ "Золотое кольцо" (л.д. 132-143).
Из пояснений заявителя следует, функционал программы не позволяет вносить какие-либо дополнительные сведения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что со стороны товарищества собственников жилья отсутствовало нарушение, связанное с размещением информации в соответствии со Стандартом.
Кроме того, субъектами административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
Факт осуществления ТСЖ "Золотое кольцо" деятельности по управлению многоквартирным жилым домом на основании договоров управления, заключенными с собственниками жилых помещений, административным органом не установлен и не подтвержден документально.
Учитывая изложенное, являются несостоятельными доводы заинтересованного лица о том, что ТСЖ "Золотое кольцо" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ обязательному выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее административное правонарушение, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти обстоятельства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевших и свидетелей, иными документами, заключением эксперта, вещественными доказательствами (статья 26.2 КоАП РФ).
В нарушение указанных норм административный орган не исследовал и не установил все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, в том числе не установил, является ли ТСЖ "Золотое кольцо" субъектом административного правонарушения, имелась у ТСЖ "Золотое кольцо" обязанность по размещению информации на сайте на момент проведения проверки. Кроме того, административный орган не принял во внимание, что на дату проведения проверки и составления протокола еще не истек срок для размещения информации ТСЖ в соответствии со Стандартом, установленный для ТСЖ Постановлением N 94.
Соответственно, в действиях товарищества собственников жилья отсутствовал состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что товарищество не является субъектом вменяемого правонарушения, ввиду чего, оснований для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ и вынесения постановления от 15.03.2013 не имелось.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2013 по делу N А81-1411/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Ю.Н.КИРИЧЕК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)