Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.07.2012 (судья Веремей Л.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 (председательствующий судья Селиверстова Н.А., судьи Буртасова О.И., Шадрина О.Е.)
по делу N А55-15304/2012
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "МИР" (ИНН 6316086372, ОГРН 1036300571878) к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ИНН 6315800001, ОГРН 1026300959871) о взыскании 54 289,95 руб.,
установил:
товарищество собственников жилья "МИР" (далее - истец, ТСЖ "МИР") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о взыскании расходов на содержание общего имущества и оплату коммунальных платежей за период с 01.09.2010 по 20.02.2012 в размере 54 289,95 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.07.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 решение суда первой инстанции от 26.07.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что согласно части 4 статьи 45 Устава городского округа Самара (далее - устав) от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент). Статьей 47 устава определены полномочия Департамента, однако в данном перечне отсутствуют полномочия по содержанию муниципального имущества. Содержание и оплата коммунальных услуг жилищного фонда в компетенцию Департамента не входят.
Также необоснованно истцом произведено завышение размера платы за услуги по содержанию жилых помещений.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что собственниками многоквартирного жилого дома N 10 по ул. Волжская г. Самара для управления общим имуществом создано ТСЖ "Мир".
Ссылаясь на неисполнение обязательств по перечислению платежей по содержанию общего имущества и оплате коммунальных услуг за квартиру N 152, расположенную по вышеуказанному адресу и принадлежавшую в спорный период муниципальному образованию городского округа Самара, истец обратился в суд с настоящим иском.
Факт принадлежности квартиры в спорный период муниципальному образованию городской округ Самара и наличие долга лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды предыдущих инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, правомерным является вывод арбитражных судов о том, что у Департамента в силу прямого указания закона возникла обязанность по несению расходов на содержание общего имущества и оплате коммунальных услуг.
Доводу заявителя кассационной жалобы о том, что содержание и оплата коммунальных услуг жилищного фонда в компетенцию Департамента не входят, судами предыдущих инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (статья 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем в соответствии с уставом администрация городского округа не наделена собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В силу статьи 27 устава Департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным правом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002 N 154 утверждено положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара".
Пунктом 4.1 указанного положения (в редакции решения Думы городского округа Самара от 06.07.2007 N 451) предусмотрено, что от имени городского округа Самара право владения, пользования и распоряжения муниципальным жилищным фондом осуществляет глава городского округа Самара и уполномоченные главой городского округа Самара отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации городского округа Самара.
Решением Думы городского округа Самара от 28.05.2009 N 754 утверждено положение "О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара", согласно которому бюджетное финансирование развития муниципального жилищного фонда осуществляется путем выделения бюджетных средств для финансирования жилищного строительства, в том числе реконструкции, капитального и текущего ремонта муниципального жилищного фонда (пункт 1.8), управление и распоряжение муниципальным жилищным фондом осуществляет Департамент (пункт 1.9).
Таким образом, вывод судов предыдущих инстанций о том, что в настоящее время управление и распоряжение муниципальным жилищным фондом городского округа Самара, а, следовательно, обязанность по содержанию жилых помещений лежит на Департаменте, осуществляющим права собственника в отношении муниципального имущества, является правомерным.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами предыдущих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 по делу N А55-15304/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
И.В.АРУКАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.02.2013 ПО ДЕЛУ N А55-15304/2012
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2013 г. по делу N А55-15304/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.07.2012 (судья Веремей Л.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 (председательствующий судья Селиверстова Н.А., судьи Буртасова О.И., Шадрина О.Е.)
по делу N А55-15304/2012
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "МИР" (ИНН 6316086372, ОГРН 1036300571878) к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ИНН 6315800001, ОГРН 1026300959871) о взыскании 54 289,95 руб.,
установил:
товарищество собственников жилья "МИР" (далее - истец, ТСЖ "МИР") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о взыскании расходов на содержание общего имущества и оплату коммунальных платежей за период с 01.09.2010 по 20.02.2012 в размере 54 289,95 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.07.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 решение суда первой инстанции от 26.07.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что согласно части 4 статьи 45 Устава городского округа Самара (далее - устав) от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент). Статьей 47 устава определены полномочия Департамента, однако в данном перечне отсутствуют полномочия по содержанию муниципального имущества. Содержание и оплата коммунальных услуг жилищного фонда в компетенцию Департамента не входят.
Также необоснованно истцом произведено завышение размера платы за услуги по содержанию жилых помещений.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что собственниками многоквартирного жилого дома N 10 по ул. Волжская г. Самара для управления общим имуществом создано ТСЖ "Мир".
Ссылаясь на неисполнение обязательств по перечислению платежей по содержанию общего имущества и оплате коммунальных услуг за квартиру N 152, расположенную по вышеуказанному адресу и принадлежавшую в спорный период муниципальному образованию городского округа Самара, истец обратился в суд с настоящим иском.
Факт принадлежности квартиры в спорный период муниципальному образованию городской округ Самара и наличие долга лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды предыдущих инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, правомерным является вывод арбитражных судов о том, что у Департамента в силу прямого указания закона возникла обязанность по несению расходов на содержание общего имущества и оплате коммунальных услуг.
Доводу заявителя кассационной жалобы о том, что содержание и оплата коммунальных услуг жилищного фонда в компетенцию Департамента не входят, судами предыдущих инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (статья 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем в соответствии с уставом администрация городского округа не наделена собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В силу статьи 27 устава Департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным правом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002 N 154 утверждено положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара".
Пунктом 4.1 указанного положения (в редакции решения Думы городского округа Самара от 06.07.2007 N 451) предусмотрено, что от имени городского округа Самара право владения, пользования и распоряжения муниципальным жилищным фондом осуществляет глава городского округа Самара и уполномоченные главой городского округа Самара отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации городского округа Самара.
Решением Думы городского округа Самара от 28.05.2009 N 754 утверждено положение "О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара", согласно которому бюджетное финансирование развития муниципального жилищного фонда осуществляется путем выделения бюджетных средств для финансирования жилищного строительства, в том числе реконструкции, капитального и текущего ремонта муниципального жилищного фонда (пункт 1.8), управление и распоряжение муниципальным жилищным фондом осуществляет Департамент (пункт 1.9).
Таким образом, вывод судов предыдущих инстанций о том, что в настоящее время управление и распоряжение муниципальным жилищным фондом городского округа Самара, а, следовательно, обязанность по содержанию жилых помещений лежит на Департаменте, осуществляющим права собственника в отношении муниципального имущества, является правомерным.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами предыдущих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 по делу N А55-15304/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
И.В.АРУКАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)