Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 09.04.2013 ПО ДЕЛУ N А79-7578/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2013 г. по делу N А79-7578/2012


Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Каширской Н.А., Чиха А.Н.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Реал-Люкс"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.10.2012,
принятое судьей Еруковой Г.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012,
принятое судьями Логиновой О.А., Богуновой Е.А., Малышкиной Е.Л.,
по делу N А79-7578/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии"
(ИНН: 2128051193, ОГРН: 1032128013488)
к обществу с ограниченной ответственностью "Реал-Люкс"
(ИНН: 2130029170, ОГРН: 1072130017189)
о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - ООО "Коммунальные технологии", энергоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Реал-Люкс" (далее - ООО "Реал-Люкс", абонент). Предметом иска (с учетом его уточнения) явилось требование о взыскании с ответчика 10 079 551 рубля 28 копеек задолженности за горячую воду, поставленную с ноября 2011 года по март 2012 года по договору от 01.01.2009 N 3717 в дома, находящиеся в управлении ООО "Реал-Люкс", и 452 621 рубля 07 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 17.12.2011 по 10.09.2012.
Иск основан на статьях 539, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктах 5, 10, 27 и 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 306, пункте 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), и мотивирован ненадлежащим исполнением абонентом обязательств по оплате поставленных коммунальных ресурсов. Объем отпущенной горячей воды определен энергоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан, поскольку коллективные (общедомовые) приборы учета в многоквартирных домах не установлены.
Суд первой инстанции решением от 12.10.2012 удовлетворил иск. Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 06.12.2012 оставил решение от 12.10.2012 без изменения. При принятии судебных актов суд исходил из доказанности фактов поставки теплоносителя в находящиеся в управлении ответчика дома и наличия задолженности у последнего во взыскиваемом объеме. Суды признали правомерным расчет стоимости поставленных ресурсов, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, утвержденных регулирующим органом, и отклонили доводы ответчика о применении при расчетах с ресурсоснабжающей организацией показаний индивидуальных приборов учета.
Суды руководствовались статьями 395, 539, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктами 8 и 19 Правил N 307.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ООО "Реал-Люкс" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 12.10.2012 и постановление от 06.12.2012 и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель не согласен с выводами судов о правомерности произведенного истцом расчета объема и стоимости поставленной тепловой энергии. Абонент не оспаривает, что в домах нет общедомовых приборов учета поставленного коммунального ресурса, но со ссылкой на пункт 16 Правил N 307 полагает, что истец неправомерно определил количество потребленной горячей воды по нормативам потребления. По мнению ответчика, обязательства ООО "Реал-Люкс" как исполнителя коммунальных услуг не могут быть больше чем у населения. Потребители оплатили поставленные ресурсы по показания индивидуальных приборов учета. В связи с этим заявитель считает, что объем поставленной горячей воды должен быть определен по совокупным показаниям индивидуальных приборов учета. Ответчик согласен с тем, что при такой методике расчета не учитываются возникающие в сетях домов потери ресурса, но полагает, что данные потери должны возлагаться на энергоснабжающую организацию, которая вправе установить общедомовые приборы учета.
Истец отзыв не представил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Реал-Люкс" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами в городе Чебоксары.
С целью обеспечения жителей тепловой энергией стороны заключили договор снабжения тепловой энергией от 01.01.2009 N 3717 с условием о последующей пролонгации. По условиям договора энергоснабжающая организация обязалась поставлять абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а абонент - принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель.
Порядок расчетов и учета отпущенных ресурсов по договору определен в разделах 6 и 8 договора. Согласно пункту 6.3 договора учет полученной тепловой энергии и теплоносителя производится по показаниям приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя абонента. В пункте 8.2 договора стороны согласовали, что окончательный расчет за фактически поставленную тепловую энергию и теплоноситель производится до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Во исполнение условий договора истец с ноября 2011 года по март 2012 года поставил ответчику коммунальный ресурс (теплоноситель), используемый последним для оказания коммунальных услуг жильцам многоквартирных жилых домов.
В связи с отсутствием общедомовых приборов учета тепловой энергии истец рассчитал объем поставленного коммунального ресурса исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг для граждан.
Ненадлежащее исполнение обязательств по оплате потребленной тепловой энергии в полном объеме явилось поводом для обращения истца в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора. Теплоснабжающие организации обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения (пункт 2 статьи 13, пункты 1, 3, 7, 8, 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила договоров энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Абонент обязан оплатить фактически принятое количество энергии (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из статьи 19 Закона о теплоснабжении, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчетные способы должны определять количество энергоресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В случае, если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным согласно законодательству Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (абзац 2 пункта 15 Правил N 307).
При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется с применением нормативов потребления коммунальных услуг (пункты 7, 19 Правил N 307 и подпункт 1 пункта 1 приложения N 2 к этим Правилам).
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия приобретения коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающих организаций с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии и теплоносителя одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разногласия у спорящих сторон возникли по поводу порядка определения объема поставленного коммунального ресурса.
Коммунальный ресурс поставлялся для нужд жилых домов, в которых отсутствуют приборы учета, следовательно, суды правомерно руководствовались статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктами 8 и 19 Правил N 307 и обоснованно пришли к выводу о том, что при разрешении спора объем и стоимость поставленного теплоносителя должны рассчитываться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, установленных для граждан. Методика расчета истца соответствует законодательству. Исходные данные не опровергнуты ответчиком. На основании изложенного суды обоснованно признали расчет правильным.
Выводы судов о методе определения количества поставленного коммунального ресурса по нормативам потребления коммунальных услуг, установленных органом местного самоуправления, соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10 и от 27.07.2010 N 3779/10.
Доказательств оплаты указанной суммы задолженности ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций обоснованно взыскали с ООО "Реал-Люкс" долг за горячую воду и в связи с просрочкой платежей начислили проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя о расчете объема поставленных коммунальных ресурсов исходя из показаний индивидуальных приборов учета граждан несостоятелен и основан на неправильном толковании норм материального права, а именно: статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 5, пункта 10, подпункта "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306. Применение к отношениям сторон методики, предложенной ответчиком, означало бы перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на истца ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении ответчика. К тому же такой подход исключает из учета объем коммунального ресурса, использованного на общедомовые нужды, и лишает смысла установку общедомовых приборов учета коммунального ресурса, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между ресурсоснабжающей организацией и абонентом. Вопреки доводам ответчика обязанность по установлению приборов учета возложена законодательством на абонента, а не на ресурсоснабжающую организацию.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, определенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 22.09.2009 N 5290/09 по делу N А45-4763/2008-4/92 и от 23.11.2010 N 6530/10 по делу N А12-2657/2009, где высшая судебная инстанция рассмотрела вопрос об определении объема коммунального ресурса, поставляемого для оказания коммунальных услуг жителям многоквартирных жилых домов, не оснащенных общедомовыми приборами учета. В силу требований пункта 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а также постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7 (в редакции постановления от 23.07.2009 N 62) практика применения законодательства, на положениях которого основано постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, считается определенной для судов со дня размещения данного постановления в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе ООО "Реал-Люкс" относится на заявителя. В связи с предоставлением ответчику отсрочки уплаты государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.10.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 по делу N А79-7578/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реал-Люкс" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Реал-Люкс" в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Чувашской Республики в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.В.САМУЙЛОВ
Судьи
Н.А.КАШИРСКАЯ
А.Н.ЧИХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)