Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2013 ПО ДЕЛУ N А55-28675/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2013 г. по делу N А55-28675/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от Муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Чапаевск - представителя Цапаева А.А. (доверенность от 09 января 2013 г. N 1),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представителя Псяниной Г.В. (доверенность от 27 марта 2012 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Чапаевск
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2012 года по делу N А55-28675/2012 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению Муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Чапаевск (ИНН 6330035267), Самарская область, г. Чапаевск,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, Самарская область, г. Самара,
об оспаривании постановления,

установил:

Муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Чапаевск Самарской области (далее - МБУ "Управление ЖКХ" г.о. Чапаевск Самарской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - ГЖИ Самарской области, административный орган) от 15.05.2012 N г.о. Ч-6493 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МБУ "Управление ЖКХ" г.о. Чапаевск Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного судебного акта, на отсутствие оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, просит отменить решение суда от 26.12.2012.
ГЖИ Самарской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 26.12.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу МБУ "Управление ЖКХ" г.о. Чапаевск Самарской области без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 24.04.2012 административным органом проведена проверка МБУ "Управление ЖКХ" г.о. Чапаевск Самарской области по вопросу соблюдения заявителем требований действующего жилищного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки административным органом установлены факты частичного разрушения железобетонных плит перекрытия, расположенных в чердачном помещении многоквартирного дома N 95, расположенного по адресу: Самарская область, город Чапаевск, улица Щорса; наличия трещин на железобетонных плитах перекрытия, расположенных в чердачном помещении вышеуказанного многоквартирного дома; неисправности кровельного покрытия вышеуказанного многоквартирного дома над подъездами N N 1, 2, 3, 4, 5 (нарушение частей 2, 3 статьи 30, пункта 2 части 2 статьи 65, частей 1, 1.1, 3, 4, 8 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "а" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 491, пунктов 1.8, 2.1.3, 2.3.3, 2.3.4, 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.6.1.1, 4.6.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170).
По результатам проверки административным органом составлены акт проверки от 24.04.2012, протокол об административном правонарушении от 25.04.2012, вынесено постановление от 15.05.2012 N г.о. Ч-6493 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением руководителя ГЖИ Самарской области от 15.08.2012 вышеуказанное постановление от 15.05.2012 N г.о. Ч-6493 оставлено без изменения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения МБУ "Управление ЖКХ" г.о. Чапаевск Самарской области в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных МБУ "Управление ЖКХ" г.о. Чапаевск Самарской области требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с условиями договора от 08.08.2011 N 6 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Чапаевск, действовавшим от имени муниципального образования г.о. Чапаевск, передано заявителю в безвозмездное временное пользование недвижимое имущество - муниципальный жилищный фонд муниципального образования, в том числе, спорный жилой дом. Согласно условиям указанного договора заявитель принял на себя следующие обязательства: не допускать нарушений правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений; нести ответственность за проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов, жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования г.о. Чапаевск, с правом изыскивать денежные средства на проведение капитального ремонта муниципального жилищного фонда, в том числе, обращаться с необходимыми запросами в администрацию г.о. Чапаевск; обеспечивать бесперебойную работу по надлежащему обслуживанию многоквартирных домов с возложением обеспечения технического надзора, контроля за содержанием, текущим и капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов; осуществлять контроль за деятельностью управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами на территории г.о. Чапаевск; нести ответственность, в том числе, административную, при осуществлении уполномоченными государственными органами контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, за проведением капитального ремонта муниципального жилищного фонда, жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, соответствием жилищного фонда и жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно Уставу МБУ "Управление ЖКХ" г.о. Чапаевск Самарской области основными целями создания заявителя являются: организация и обеспечение условий надлежащей эксплуатации муниципального жилищного фонда, осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В связи с изложенным, принимая во внимание условия договора от 08.08.2011 N 6, характер выявленных нарушений, предполагающий проведение капитального ремонта дома, заявитель правомерно признан судом лицом, ответственным за устранение выявленных административным органом нарушений жилищного законодательства, надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем не были своевременно приняты меры по соблюдению установленных правил и норм по содержанию и капитальному ремонту жилого дома N 95, расположенного по адресу: Самарская область, город Чапаевск, улица Щорса. МБУ "Управление ЖКХ" г.о. Чапаевск Самарской области не обеспечило комфортные и безопасные условия проживания граждан в спорном жилом доме. Доказательств, свидетельствующих о надлежащем выполнении заявителем возложенных на него действующим жилищным законодательством Российской Федерации обязанностей, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду и в материалы дела не представлено.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае факт совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения, вина заявителя установлены судом и полностью подтверждаются материалами настоящего дела.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях МБУ "Управление ЖКХ" г.о. Чапаевск Самарской области состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Наказание в виде административного штрафа назначено заявителю по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, и предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для квалификации совершенного заявителем административного правонарушения в качестве малозначительного не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При условии установленного судом и подтвержденного материалами дела факта законности и обоснованности оспариваемого постановления административного органа, судом первой инстанции правомерно отказано МБУ "Управление ЖКХ" г.о. Чапаевск Самарской области в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2012 года по делу N А55-28675/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.А.ЮДКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)