Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калашниковой Е.С.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536): Лежнева И.А., паспорт, доверенность от 07.05.2012,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360): Вотинов Г.В., удостоверение, доверенность от 09.01.2013,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 15 апреля 2013 года
по делу N А50-23555/2012,
принятое судьей Виноградовым А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
о признании ненормативного правового акта недействительным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - ООО "ПСК") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - антимонопольный орган) от 13.09.2012 по делу N 480-12-а.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.04.2013 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13.09.2012 по делу N 480-12-а как не соответствующее ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Не согласившись с решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы антимонопольный орган указывает на доказанность в действиях ООО "ПСК" злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в экономически и технологически необоснованном ограничении поставки тепловой энергии на объект ТСЖ "Наш дом", приведшее к ущемлению интересов жителей дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Желябова, 10. Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
ООО "ПСК" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что не оказывает услуги по передаче тепловой энергии, а осуществляет деятельность по поставке тепловой энергии, которая не относится к сфере деятельности естественных монополий. ООО "ПСК" ссылается также на то, что осуществляло поставку тепловой энергии надлежащего качества, документы, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют, акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества не составлялся. По мнению ООО "ПСК" факт нарушения параметров теплоносителя, повлекшего нарушение прав конечных потребителей в виде ненадлежащей температуры воздуха внутри жилых помещений, не доказан. Нарушение условий договора со стороны теплоснабжающей организации может быть признано нарушающим требования антимонопольного законодательства только в том случае, если повлекут последствия, перечисленные в ст. 10 Закона о защите конкуренции. ООО "ПСК" также указывает на то, что ТСЖ "Наш дом" было выдано предписание от 27.12.2011 N 3-82-90, однако мероприятия, указанные в нем, ТСЖ "Наш дом" не выполнены, в связи с этим ООО "ПСК" полагает, что возможное нарушение параметров коммунальных услуг по отоплению связано с ненадлежащим исполнением ТСЖ "Наш дом" обязательств по управлению многоквартирным домом. В судебном заседании представитель ООО "ПСК" доводы отзыва поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Наш дом" осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Желябова, 10.
01.06.2010 между ООО "ПСК" (энергоснабжающая организация) и товариществом собственников жилья "Наш дом" (абонент) заключен договор снабжения тепловой энергии в сетевой воде N 8-8290, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется производить и поставлять тепловую энергию на объекты абонента до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с абонентом, а абонент обязуется принимать тепловую энергию энергоснабжающей организации, оплачивать ее стоимость.
Согласно п. 2.5 договора ориентировочное количество тепловой энергии с учетом среднемесячной температуры наружного воздуха по СНиП 23-01-99 "Строительная климатология" и суточного расхода горячего водоснабжения, подаваемое абоненту для отопления, горячего водоснабжения и вентиляции с учетом потерь в сетях и системах теплопотребления абонента составляет 1777,03 Гкал в год и распределяется в соответствии с приложением N 3 к договору (л.д. 55-59).
В связи с поступившей жалобой ТСЖ "Наш дом" на действия ООО "ПСК", выразившиеся в экономически и технологически необоснованном ограничении поставки тепловой энергии на объект товарищества приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20.06.2012 N 428-п возбуждено дело N 480-12-а по признакам нарушения ООО "ПСК" п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По итогам рассмотрения дела N 480-12-а антимонопольным органом принято решение от 13.09.2012, которым в действиях ООО "ПСК" признано нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в экономически и технологически необоснованном ограничении поставки тепловой энергии на объект ТСЖ "Наш дом", приведшее к ущемлению интересов жителей дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Желябова, 10. В соответствии с п. 2 резолютивной части решения от 13.09.2012 рассмотрение дела N 480-12-а прекращено в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Полагая, что решение антимонопольного органа от 13.09.2012 N 480-12-а не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ООО "ПСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности антимонопольным органом осуществления ООО "ПСК" действий по ограничению поставки теплоэнергии ТСЖ "Наш дом" в жилой дом, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Желябова, 10.
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными (осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
Согласно ст. 23 названного Закона антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В силу ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, состав правонарушения, выражающегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, является материальным, поскольку в его конструкцию включены определенные последствия, одним из которых может быть ущемление интересов других лиц. При этом данная категория последствий нарушения антимонопольного законодательства является оценочной и в каждом конкретном случае подлежит тщательному исследованию при рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, с целью установления факта причинения вреда общественным отношениям в сфере конкуренции.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 10 указанного Закона является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг).
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц, в том числе, действия (бездействие) по необоснованному (экономически или технологически) сокращению или прекращению производства товара, при условии, если на него имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение либо прекращение производства товара прямо не предусмотрено нормативными правовыми актами или судебными актами (п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции). Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Следовательно, в силу положений действующего законодательства субъект естественной монополии признается лицом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
К сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры (п. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях).
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства, в том числе условия договора снабжения тепловой энергии в сетевой воде от 01.06.2010 N 8-8290, состав тарифа на тепловую энергию, установленного для ООО "ПСК" постановлениями РЭК Пермского края, рассчитанного исходя из затрат общества на покупку тепловой энергии у генерирующих компаний, расходов на оплату услуг по передаче тепловой энергии по сетям транспортирующих организаций, пришел к обоснованному выводу о занятии ООО "ПСК" доминирующего положения на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц видами деятельности ООО "ПСК" являются оптовая торговля электрической и тепловой энергией, передача пара и горячей воды (тепловой энергии).
Приказом ФСТ России от 21.04.2008 N 133-э ООО "ПСК" внесено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
Таким образом, заявитель, как теплоснабжающая организация, имея в пользовании тепловые сети, располагающиеся на территории г. Перми, по которым происходит передача тепловой энергии потребителям тепловой энергии, на основании вышеприведенных положений признается субъектом естественной монополии на соответствующем товарном рынке и, следовательно, подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.
Соответствующие доводы ООО "ПСК" подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
ООО "ПСК" вменяется в вину нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в экономически и технологически необоснованном ограничении поставки тепловой энергии на объект ТСЖ "Наш дом", приведшее к ущемлению интересов жителей дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Желябова, 10.
Из материалов дела следует, что 01.06.2010 между ООО "ПСК" (энергоснабжающая организация) и товариществом собственников жилья "Наш дом" (абонент) заключен договор снабжения тепловой энергии в сетевой воде N 8-8290, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется производить и поставлять тепловую энергию на объекты абонента до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с абонентом, а абонент обязуется принимать тепловую энергию энергоснабжающей организации, оплачивать ее стоимость.
Согласно п. 2.5 договора ориентировочное количество тепловой энергии с учетом среднемесячной температуры наружного воздуха по СНиП 23-01-99 "Строительная климатология" и суточного расхода горячего водоснабжения, подаваемое абоненту для отопления, горячего водоснабжения и вентиляции с учетом потерь в сетях и системах теплопотребления абонента составляет 1777,03 Гкал в год и распределяется в соответствии с приложением N 3 к договору.
Приложением N 3 к договору от 01.06.2010 N 8-8290 согласован ориентировочный график теплопотребления, в соответствии с которым необходимое количество тепловой энергии на отопление составит в декабре 266,94 Гкал, в январе - 288,17 Гкал, в феврале - 246,27 Гкал (л.д. 59).
Пунктом 5.3.5 договора от 01.06.2010 N 8-8290 установлена обязанность энергоснабжающей организации поддерживать среднесуточную температуру подаваемой сетевой воды и расходы на коллекторах теплоисточника в соответствии с температурным графиком с отклонением не более +/- 3%.
Температурный график работы с ЦТП на отопительный сезон 2011/2011 г.г. приведен на л.д. 99-101.
В силу специфики рассматриваемых отношений, учитывая конечных потребителей - граждан, для целей предоставления которым ТСЖ "Наш дом" приобретается тепловая энергия, в силу ч. 3 ст. 539 ГК РФ следует руководствоваться, помимо всего прочего, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307, действовавшими в спорный период).
Законодательство не устанавливает параметров качества тепловой энергии в точке поставки и не обязывает согласовывать температурный график на границе ответственности.
Вместе с тем согласно п. 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Положениями п. 85 Правил N 307 предусмотрен запрет на приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором.
В то же время имеются допустимые пределы действий ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг для преодоления названного запрета в случаях, прямо указанных в законе (п. 2 и 3 ст. 546 ГК РФ).
Предусмотренная п. 49 Правил N 307 обязанность исполнителя коммунальных услуг предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах в силу требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции также распространяется на ресурсоснабжающую организацию в пределах ее деятельности на товарном рынке оказания коммунальных услуг по передаче тепловой энергии. Это также справедливо с той точки зрения, что отношения по передаче тепловой энергии между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг в гражданско-правовом смысле равноценны отношениям по передаче тепловой энергии между исполнителем коммунальных услуг и потребителем (п. 1 ст. 548 ГК РФ). Иное применение данного пункта Правил N 307, то есть исключительно к исполнителю коммунальных услуг, в случае противоправных действий ресурсоснабжающей организации приведет к дисбалансу правоотношений в цепочке взаимосвязанных участников: ресурсоснабжающая организация - исполнитель коммунальных услуг - потребитель, поскольку за противоправные действия поставщика энергоресурсов рассматриваемая обязанность перед конечным потребителем возлагалась бы на непричастного к таким действиям лицо - исполнителя коммунальных услуг.
На основании п. 6 Правил N 307 под отоплением понимается поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в п. 15 Приложения N 1 к этим Правилам.
В свою очередь, п. 15 Приложения N 1 к Правилам N 307 предусмотрено, что в районах с температурой наиболее холодной пятидневки - 31 °С и ниже обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях должно быть не ниже +20 °С, а в угловых комнатах - не ниже +22 °С.
При этом п. 4.16.4 ГОСТ Р 51617-2000 и пунктом 5.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, предусмотрено допустимое отклонение температуры в жилых помещениях в ночное время суток (с 0.00 до 5.00 часов) не более чем на 2-3 °С, температуры горячей воды - не более чем на 3 °С.
Пунктом 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 установлено, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать: - безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; - непрерывность потребления.
В силу п. 20 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами N 307.
Таким образом, ООО "ПСК" обязано соблюдать предусмотренные названными Правилами и иными нормативными актами требования к коммунальным ресурсам, необходимым для обеспечения в жилых помещениях температуры воздуха в пределах установленной нормы.
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности от 30.07.2010 границы эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации установлены от наружной стены ЦТП N 5, включая ЦТП, до наружной стены здания по ул. Желябова, 10, граница эксплуатационной ответственности абонента установлена по наружной стене здания по адресу Желябова, 10.
В связи с этим у ООО "ПСК" существует обязанность поставить на вводе в дом теплоноситель определенной температуры, позволяющей обеспечить температуру воздуха в жилых помещениях не ниже установленных нормативов с учетом нормативных потерь: - в жилых помещениях не ниже +20°С (в угловых комнатах - не ниже +22°С.
Согласно отчету о потреблении тепловой энергии и теплоносителя за январь 2012 года температура теплоносителя на подающем трубопроводе составила от 55 до 67°С (л.д. 61).
Из информации, представленной ФГБУ "Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", следует, что среднемесячная температура воздуха составила в январе - 13,5°С (л.д. 132).
При указанной температуре наружного воздуха температура теплоносителя на выходе из ЦТП должна составить согласно температурному графику работы ЦТП не ниже 68°С. Однако указанных значений в январе 2012 года температура теплоносителя на подающем трубопроводе не достигала (л.д. 61).
Согласно информации ФГБУ "Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" средняя суточная температура воздуха 07.02.2012 составила - 17,9°С.
При указанной температуре наружного воздуха температура теплоносителя на выходе из ЦТП должна составить согласно температурному графику работы ЦТП не ниже 72°С.
Суд первой инстанции, исследовав суточную ведомость режимов отпуска тепла и состояния теплофикационного оборудования за 07.02.2012 пришел к выводу, что температура теплоносителя составила +112°С (л.д. 98).
Вместе с тем температура +112°С является температурой теплоносителя, поступающего в ЦТП из ТЭЦ-6 и ТЭЦ-9, что следует, в том числе из температурного графика работы тепловых сетей г. Пермь и г. Краснокамск в 2011-2012 г.г. При указанной температуре в коллекторах источников тепловой энергии на входе в систему отопления потребителя тепловой энергии температура теплоносителя должна составить 74,6°С (л.д. 100, 101). Фактически температура теплоносителя на выходе из ЦТП 7.02.2012 составляла 68°С (л.д. 104).
Представленные в материалы дела акты о замерах температуры в квартирах жильцов дома N 10 по ул. Желябова в г. Перми необоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве доказательств по делу, поскольку указанные доказательства подтверждают факт несоответствия температуры воздуха в жилых помещениях потребителей коммунальных услуг требованиях нормативных документов.
Ссылки суда на составление указанных актов в отсутствие представителей энергоснабжающей организации в нарушение требований п. 5.2.1, 5.3.11 договора от 01.06.2010 N 8-8290, апелляционный суд находит ошибочными. Названными пунктами договора составление двустороннего акта предполагается для установления факта недопоставки тепловой энергии и снижения качества тепловой энергии. Однако в актах замерах температуры в квартирах жильцов дома N 10 по ул. Желябова в г. Перми такие факты не устанавливались, а лишь зафиксирована температура в жилых помещениях потребителей.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ООО "ПСК" осуществляется поставка ТСЖ "Наш дом" тепловой энергии в количестве, недостаточном для обеспечения нормативного уровня температуры воздуха в помещениях находящегося в управлении товарищества жилого дома.
По смыслу п. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя может выражаться в сокращении подаваемого объема теплоносителя и(или) снижения его температуры, в связи с этим доводы ООО "ПСК" об отсутствии ограничения подачи тепловой энергии являются необоснованными.
Отсутствие возможности надлежащего исполнения обязательств по поставке тепловой энергии в адрес ТСЖ "Наш дом", принятие всех необходимых мер для этого заявителем не доказаны.
Ссылки ООО "ПСК" на ненадлежащее исполнение ТСЖ "наш дом" обязательств по управлению многоквартирным домом, на выдачу в адрес ТСЖ "Наш дом" предписания от 27.12.2011 N 3-82-90 не принимаются.
08.09.2011 представителями ТСЖ "Наш дом" и ООО "ПСК" составлен акт готовности к отопительному сезону, согласно которому объект абонента готов к отопительному сезону.
01.09.2011 ООО "ПСК" в адрес ТСЖ "Наш дом" направлено предписание об установке на узлах управления тепловых пунктов регулировочных шайб d = 16 мм, на узле учета молочной кухни d = 7 мм (л.д. 129).
Актами от 03.10.2011 подтверждается, что ТСЖ "Наш дом" произвело установку сужающего устройства на узле управления в здании по адресу: Желябова, 10а, d = 7 мм, установку сужающих устройств на узлах управления жилого дома по адресу: Желябова, 10, d = 16 мм (л.д. 109, 110).
Таким образом, до начала отопительного сезона ТСЖ "Наш дом" выполнены установленные требования для подготовки жилого дома к отопительному сезону, в том числе требования энергоснабжающей организации.
Предписание от 27.12.2011 N 3-82-90 направлено ООО "ПСК" в адрес ТСЖ "Наш дом" после получения претензии товарищества о занижении температуры теплоносителя на отопление по графику отпуска тепловой энергии (л.д. 125, 126).
При этом обоснованность требований, изложенных в предписании от 27.12.2011 N 3-82-90 ООО "ПСК" не подтверждена.
Осуществление ООО "ПСК" поставки тепловой энергии в адрес ТСЖ "Наш дом" при температуре теплоносителя ниже установленной температурным графиком работы ЦТП на отопительный сезон 2011/2012 г.г., в количестве, недостаточном для обеспечения нормативного уровня температуры воздуха является недопустимым, поскольку безусловно влечет за собой нарушение прав третьих лиц: потребителей - на получение соответствующей коммунальной услуги надлежащего качества и необходимого объема, а иных хозяйствующих субъектов - в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере оказания коммунальных услуг.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Как видно из материалов дела, ООО "ПСК" не обеспечило поставку ТСЖ "Наш дом" тепловой энергии в количестве, необходимом для обеспечения нормативного уровня температуры воздуха в помещениях находящегося в управлении товарищества жилого дома, нарушив требования вышеуказанных нормативов и права третьих лиц.
ООО "ПСК", не смотря на получение претензий со стороны жителей дома, не предприняло мер по проверке соответствия температурного режима в жилых помещениях. Ни антимонопольному органу, ни суду первой и апелляционной инстанции заявитель не представил доказательств того, что подаваемый им теплоноситель, отличающийся от температурного графика, мог обеспечить температуру в жилых помещениях соответствующую требованиям законодательства.
При таких обстоятельствах следует признать, что ООО "ПСК" совершило действия, превышающие допустимые пределы осуществления гражданских прав на товарном рынке оказания коммунальных услуг по передаче тепловой энергии и нарушающие права третьих лиц, т.е. факт нарушения законодательства о защите конкуренции следует признать установленным и доказанным.
Действия по ограничению подачи тепловой энергии ООО "ПСК", занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии, в адрес ТСЖ "Наш дом", обоснованно квалифицированы антимонопольным органом как нарушающие запрет, установленный п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного, вывод антимонопольного органа в оспариваемом решении от 13.09.2012 по делу N 480-12-а о нарушении ООО "ПСК" п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции является правомерным.
Таким образом, обжалуемое решение суда подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных ООО "ПСК" требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 апреля 2013 года по делу N А50-23555/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.07.2013 N 17АП-6571/2013-АК ПО ДЕЛУ N А50-23555/2012
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. N 17АП-6571/2013-АК
Дело N А50-23555/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калашниковой Е.С.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536): Лежнева И.А., паспорт, доверенность от 07.05.2012,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360): Вотинов Г.В., удостоверение, доверенность от 09.01.2013,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 15 апреля 2013 года
по делу N А50-23555/2012,
принятое судьей Виноградовым А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
о признании ненормативного правового акта недействительным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - ООО "ПСК") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - антимонопольный орган) от 13.09.2012 по делу N 480-12-а.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.04.2013 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13.09.2012 по делу N 480-12-а как не соответствующее ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Не согласившись с решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы антимонопольный орган указывает на доказанность в действиях ООО "ПСК" злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в экономически и технологически необоснованном ограничении поставки тепловой энергии на объект ТСЖ "Наш дом", приведшее к ущемлению интересов жителей дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Желябова, 10. Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
ООО "ПСК" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что не оказывает услуги по передаче тепловой энергии, а осуществляет деятельность по поставке тепловой энергии, которая не относится к сфере деятельности естественных монополий. ООО "ПСК" ссылается также на то, что осуществляло поставку тепловой энергии надлежащего качества, документы, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют, акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества не составлялся. По мнению ООО "ПСК" факт нарушения параметров теплоносителя, повлекшего нарушение прав конечных потребителей в виде ненадлежащей температуры воздуха внутри жилых помещений, не доказан. Нарушение условий договора со стороны теплоснабжающей организации может быть признано нарушающим требования антимонопольного законодательства только в том случае, если повлекут последствия, перечисленные в ст. 10 Закона о защите конкуренции. ООО "ПСК" также указывает на то, что ТСЖ "Наш дом" было выдано предписание от 27.12.2011 N 3-82-90, однако мероприятия, указанные в нем, ТСЖ "Наш дом" не выполнены, в связи с этим ООО "ПСК" полагает, что возможное нарушение параметров коммунальных услуг по отоплению связано с ненадлежащим исполнением ТСЖ "Наш дом" обязательств по управлению многоквартирным домом. В судебном заседании представитель ООО "ПСК" доводы отзыва поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Наш дом" осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Желябова, 10.
01.06.2010 между ООО "ПСК" (энергоснабжающая организация) и товариществом собственников жилья "Наш дом" (абонент) заключен договор снабжения тепловой энергии в сетевой воде N 8-8290, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется производить и поставлять тепловую энергию на объекты абонента до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с абонентом, а абонент обязуется принимать тепловую энергию энергоснабжающей организации, оплачивать ее стоимость.
Согласно п. 2.5 договора ориентировочное количество тепловой энергии с учетом среднемесячной температуры наружного воздуха по СНиП 23-01-99 "Строительная климатология" и суточного расхода горячего водоснабжения, подаваемое абоненту для отопления, горячего водоснабжения и вентиляции с учетом потерь в сетях и системах теплопотребления абонента составляет 1777,03 Гкал в год и распределяется в соответствии с приложением N 3 к договору (л.д. 55-59).
В связи с поступившей жалобой ТСЖ "Наш дом" на действия ООО "ПСК", выразившиеся в экономически и технологически необоснованном ограничении поставки тепловой энергии на объект товарищества приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20.06.2012 N 428-п возбуждено дело N 480-12-а по признакам нарушения ООО "ПСК" п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По итогам рассмотрения дела N 480-12-а антимонопольным органом принято решение от 13.09.2012, которым в действиях ООО "ПСК" признано нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в экономически и технологически необоснованном ограничении поставки тепловой энергии на объект ТСЖ "Наш дом", приведшее к ущемлению интересов жителей дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Желябова, 10. В соответствии с п. 2 резолютивной части решения от 13.09.2012 рассмотрение дела N 480-12-а прекращено в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Полагая, что решение антимонопольного органа от 13.09.2012 N 480-12-а не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ООО "ПСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности антимонопольным органом осуществления ООО "ПСК" действий по ограничению поставки теплоэнергии ТСЖ "Наш дом" в жилой дом, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Желябова, 10.
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными (осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
Согласно ст. 23 названного Закона антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В силу ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, состав правонарушения, выражающегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, является материальным, поскольку в его конструкцию включены определенные последствия, одним из которых может быть ущемление интересов других лиц. При этом данная категория последствий нарушения антимонопольного законодательства является оценочной и в каждом конкретном случае подлежит тщательному исследованию при рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, с целью установления факта причинения вреда общественным отношениям в сфере конкуренции.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 10 указанного Закона является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг).
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц, в том числе, действия (бездействие) по необоснованному (экономически или технологически) сокращению или прекращению производства товара, при условии, если на него имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение либо прекращение производства товара прямо не предусмотрено нормативными правовыми актами или судебными актами (п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции). Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Следовательно, в силу положений действующего законодательства субъект естественной монополии признается лицом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
К сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры (п. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях).
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства, в том числе условия договора снабжения тепловой энергии в сетевой воде от 01.06.2010 N 8-8290, состав тарифа на тепловую энергию, установленного для ООО "ПСК" постановлениями РЭК Пермского края, рассчитанного исходя из затрат общества на покупку тепловой энергии у генерирующих компаний, расходов на оплату услуг по передаче тепловой энергии по сетям транспортирующих организаций, пришел к обоснованному выводу о занятии ООО "ПСК" доминирующего положения на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц видами деятельности ООО "ПСК" являются оптовая торговля электрической и тепловой энергией, передача пара и горячей воды (тепловой энергии).
Приказом ФСТ России от 21.04.2008 N 133-э ООО "ПСК" внесено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
Таким образом, заявитель, как теплоснабжающая организация, имея в пользовании тепловые сети, располагающиеся на территории г. Перми, по которым происходит передача тепловой энергии потребителям тепловой энергии, на основании вышеприведенных положений признается субъектом естественной монополии на соответствующем товарном рынке и, следовательно, подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.
Соответствующие доводы ООО "ПСК" подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
ООО "ПСК" вменяется в вину нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в экономически и технологически необоснованном ограничении поставки тепловой энергии на объект ТСЖ "Наш дом", приведшее к ущемлению интересов жителей дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Желябова, 10.
Из материалов дела следует, что 01.06.2010 между ООО "ПСК" (энергоснабжающая организация) и товариществом собственников жилья "Наш дом" (абонент) заключен договор снабжения тепловой энергии в сетевой воде N 8-8290, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется производить и поставлять тепловую энергию на объекты абонента до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с абонентом, а абонент обязуется принимать тепловую энергию энергоснабжающей организации, оплачивать ее стоимость.
Согласно п. 2.5 договора ориентировочное количество тепловой энергии с учетом среднемесячной температуры наружного воздуха по СНиП 23-01-99 "Строительная климатология" и суточного расхода горячего водоснабжения, подаваемое абоненту для отопления, горячего водоснабжения и вентиляции с учетом потерь в сетях и системах теплопотребления абонента составляет 1777,03 Гкал в год и распределяется в соответствии с приложением N 3 к договору.
Приложением N 3 к договору от 01.06.2010 N 8-8290 согласован ориентировочный график теплопотребления, в соответствии с которым необходимое количество тепловой энергии на отопление составит в декабре 266,94 Гкал, в январе - 288,17 Гкал, в феврале - 246,27 Гкал (л.д. 59).
Пунктом 5.3.5 договора от 01.06.2010 N 8-8290 установлена обязанность энергоснабжающей организации поддерживать среднесуточную температуру подаваемой сетевой воды и расходы на коллекторах теплоисточника в соответствии с температурным графиком с отклонением не более +/- 3%.
Температурный график работы с ЦТП на отопительный сезон 2011/2011 г.г. приведен на л.д. 99-101.
В силу специфики рассматриваемых отношений, учитывая конечных потребителей - граждан, для целей предоставления которым ТСЖ "Наш дом" приобретается тепловая энергия, в силу ч. 3 ст. 539 ГК РФ следует руководствоваться, помимо всего прочего, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307, действовавшими в спорный период).
Законодательство не устанавливает параметров качества тепловой энергии в точке поставки и не обязывает согласовывать температурный график на границе ответственности.
Вместе с тем согласно п. 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Положениями п. 85 Правил N 307 предусмотрен запрет на приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором.
В то же время имеются допустимые пределы действий ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг для преодоления названного запрета в случаях, прямо указанных в законе (п. 2 и 3 ст. 546 ГК РФ).
Предусмотренная п. 49 Правил N 307 обязанность исполнителя коммунальных услуг предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах в силу требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции также распространяется на ресурсоснабжающую организацию в пределах ее деятельности на товарном рынке оказания коммунальных услуг по передаче тепловой энергии. Это также справедливо с той точки зрения, что отношения по передаче тепловой энергии между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг в гражданско-правовом смысле равноценны отношениям по передаче тепловой энергии между исполнителем коммунальных услуг и потребителем (п. 1 ст. 548 ГК РФ). Иное применение данного пункта Правил N 307, то есть исключительно к исполнителю коммунальных услуг, в случае противоправных действий ресурсоснабжающей организации приведет к дисбалансу правоотношений в цепочке взаимосвязанных участников: ресурсоснабжающая организация - исполнитель коммунальных услуг - потребитель, поскольку за противоправные действия поставщика энергоресурсов рассматриваемая обязанность перед конечным потребителем возлагалась бы на непричастного к таким действиям лицо - исполнителя коммунальных услуг.
На основании п. 6 Правил N 307 под отоплением понимается поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в п. 15 Приложения N 1 к этим Правилам.
В свою очередь, п. 15 Приложения N 1 к Правилам N 307 предусмотрено, что в районах с температурой наиболее холодной пятидневки - 31 °С и ниже обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях должно быть не ниже +20 °С, а в угловых комнатах - не ниже +22 °С.
При этом п. 4.16.4 ГОСТ Р 51617-2000 и пунктом 5.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, предусмотрено допустимое отклонение температуры в жилых помещениях в ночное время суток (с 0.00 до 5.00 часов) не более чем на 2-3 °С, температуры горячей воды - не более чем на 3 °С.
Пунктом 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 установлено, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать: - безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; - непрерывность потребления.
В силу п. 20 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами N 307.
Таким образом, ООО "ПСК" обязано соблюдать предусмотренные названными Правилами и иными нормативными актами требования к коммунальным ресурсам, необходимым для обеспечения в жилых помещениях температуры воздуха в пределах установленной нормы.
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности от 30.07.2010 границы эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации установлены от наружной стены ЦТП N 5, включая ЦТП, до наружной стены здания по ул. Желябова, 10, граница эксплуатационной ответственности абонента установлена по наружной стене здания по адресу Желябова, 10.
В связи с этим у ООО "ПСК" существует обязанность поставить на вводе в дом теплоноситель определенной температуры, позволяющей обеспечить температуру воздуха в жилых помещениях не ниже установленных нормативов с учетом нормативных потерь: - в жилых помещениях не ниже +20°С (в угловых комнатах - не ниже +22°С.
Согласно отчету о потреблении тепловой энергии и теплоносителя за январь 2012 года температура теплоносителя на подающем трубопроводе составила от 55 до 67°С (л.д. 61).
Из информации, представленной ФГБУ "Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", следует, что среднемесячная температура воздуха составила в январе - 13,5°С (л.д. 132).
При указанной температуре наружного воздуха температура теплоносителя на выходе из ЦТП должна составить согласно температурному графику работы ЦТП не ниже 68°С. Однако указанных значений в январе 2012 года температура теплоносителя на подающем трубопроводе не достигала (л.д. 61).
Согласно информации ФГБУ "Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" средняя суточная температура воздуха 07.02.2012 составила - 17,9°С.
При указанной температуре наружного воздуха температура теплоносителя на выходе из ЦТП должна составить согласно температурному графику работы ЦТП не ниже 72°С.
Суд первой инстанции, исследовав суточную ведомость режимов отпуска тепла и состояния теплофикационного оборудования за 07.02.2012 пришел к выводу, что температура теплоносителя составила +112°С (л.д. 98).
Вместе с тем температура +112°С является температурой теплоносителя, поступающего в ЦТП из ТЭЦ-6 и ТЭЦ-9, что следует, в том числе из температурного графика работы тепловых сетей г. Пермь и г. Краснокамск в 2011-2012 г.г. При указанной температуре в коллекторах источников тепловой энергии на входе в систему отопления потребителя тепловой энергии температура теплоносителя должна составить 74,6°С (л.д. 100, 101). Фактически температура теплоносителя на выходе из ЦТП 7.02.2012 составляла 68°С (л.д. 104).
Представленные в материалы дела акты о замерах температуры в квартирах жильцов дома N 10 по ул. Желябова в г. Перми необоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве доказательств по делу, поскольку указанные доказательства подтверждают факт несоответствия температуры воздуха в жилых помещениях потребителей коммунальных услуг требованиях нормативных документов.
Ссылки суда на составление указанных актов в отсутствие представителей энергоснабжающей организации в нарушение требований п. 5.2.1, 5.3.11 договора от 01.06.2010 N 8-8290, апелляционный суд находит ошибочными. Названными пунктами договора составление двустороннего акта предполагается для установления факта недопоставки тепловой энергии и снижения качества тепловой энергии. Однако в актах замерах температуры в квартирах жильцов дома N 10 по ул. Желябова в г. Перми такие факты не устанавливались, а лишь зафиксирована температура в жилых помещениях потребителей.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ООО "ПСК" осуществляется поставка ТСЖ "Наш дом" тепловой энергии в количестве, недостаточном для обеспечения нормативного уровня температуры воздуха в помещениях находящегося в управлении товарищества жилого дома.
По смыслу п. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя может выражаться в сокращении подаваемого объема теплоносителя и(или) снижения его температуры, в связи с этим доводы ООО "ПСК" об отсутствии ограничения подачи тепловой энергии являются необоснованными.
Отсутствие возможности надлежащего исполнения обязательств по поставке тепловой энергии в адрес ТСЖ "Наш дом", принятие всех необходимых мер для этого заявителем не доказаны.
Ссылки ООО "ПСК" на ненадлежащее исполнение ТСЖ "наш дом" обязательств по управлению многоквартирным домом, на выдачу в адрес ТСЖ "Наш дом" предписания от 27.12.2011 N 3-82-90 не принимаются.
08.09.2011 представителями ТСЖ "Наш дом" и ООО "ПСК" составлен акт готовности к отопительному сезону, согласно которому объект абонента готов к отопительному сезону.
01.09.2011 ООО "ПСК" в адрес ТСЖ "Наш дом" направлено предписание об установке на узлах управления тепловых пунктов регулировочных шайб d = 16 мм, на узле учета молочной кухни d = 7 мм (л.д. 129).
Актами от 03.10.2011 подтверждается, что ТСЖ "Наш дом" произвело установку сужающего устройства на узле управления в здании по адресу: Желябова, 10а, d = 7 мм, установку сужающих устройств на узлах управления жилого дома по адресу: Желябова, 10, d = 16 мм (л.д. 109, 110).
Таким образом, до начала отопительного сезона ТСЖ "Наш дом" выполнены установленные требования для подготовки жилого дома к отопительному сезону, в том числе требования энергоснабжающей организации.
Предписание от 27.12.2011 N 3-82-90 направлено ООО "ПСК" в адрес ТСЖ "Наш дом" после получения претензии товарищества о занижении температуры теплоносителя на отопление по графику отпуска тепловой энергии (л.д. 125, 126).
При этом обоснованность требований, изложенных в предписании от 27.12.2011 N 3-82-90 ООО "ПСК" не подтверждена.
Осуществление ООО "ПСК" поставки тепловой энергии в адрес ТСЖ "Наш дом" при температуре теплоносителя ниже установленной температурным графиком работы ЦТП на отопительный сезон 2011/2012 г.г., в количестве, недостаточном для обеспечения нормативного уровня температуры воздуха является недопустимым, поскольку безусловно влечет за собой нарушение прав третьих лиц: потребителей - на получение соответствующей коммунальной услуги надлежащего качества и необходимого объема, а иных хозяйствующих субъектов - в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере оказания коммунальных услуг.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Как видно из материалов дела, ООО "ПСК" не обеспечило поставку ТСЖ "Наш дом" тепловой энергии в количестве, необходимом для обеспечения нормативного уровня температуры воздуха в помещениях находящегося в управлении товарищества жилого дома, нарушив требования вышеуказанных нормативов и права третьих лиц.
ООО "ПСК", не смотря на получение претензий со стороны жителей дома, не предприняло мер по проверке соответствия температурного режима в жилых помещениях. Ни антимонопольному органу, ни суду первой и апелляционной инстанции заявитель не представил доказательств того, что подаваемый им теплоноситель, отличающийся от температурного графика, мог обеспечить температуру в жилых помещениях соответствующую требованиям законодательства.
При таких обстоятельствах следует признать, что ООО "ПСК" совершило действия, превышающие допустимые пределы осуществления гражданских прав на товарном рынке оказания коммунальных услуг по передаче тепловой энергии и нарушающие права третьих лиц, т.е. факт нарушения законодательства о защите конкуренции следует признать установленным и доказанным.
Действия по ограничению подачи тепловой энергии ООО "ПСК", занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии, в адрес ТСЖ "Наш дом", обоснованно квалифицированы антимонопольным органом как нарушающие запрет, установленный п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного, вывод антимонопольного органа в оспариваемом решении от 13.09.2012 по делу N 480-12-а о нарушении ООО "ПСК" п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции является правомерным.
Таким образом, обжалуемое решение суда подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных ООО "ПСК" требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 апреля 2013 года по делу N А50-23555/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)