Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2013 N 15АП-4996/2013 ПО ДЕЛУ N А32-23397/2012

Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2013 г. N 15АП-4996/2013

Дело N А32-23397/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Близнюк А.А.,
при участии:
от ЗАО "Тандер": Хлыстов П.В., паспорт, по доверенности от 28.06.2012 г.
от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.02.2013 по делу N А32-23397/2012, принятое судьей Ивановой Н.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании незаконным и отмене предписания

установил:

Закрытое акционерное общество "Тандер", г. Краснодар обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, г. Краснодар о признании незаконным и отмене предписания от 10.05.2012 г. N 000489.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края соответствует Закону.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что помещения, которые были подвержены проверке соответствуют требованиям указанным в оспариваемом предписании, о чем свидетельствует технический паспорт, который был представлен суду. Кроме того, нежилые помещения N 33, 43, 44, 44/1, 44/2, 45, 46, 46/1, 52 1-го этажа здания литер А, общей площадью 254 кв. м расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Колхозная, д. 18, в отношении которых проводилась проверка, соответствуют не только паспорту БТИ, но и свидетельству о государственной регистрации права серии 23-АК N 412408, что подтверждает соответствие фактического состояние объекта с технической документацией. Из определения предписания следует, что данный процессуальный документ должен содержать требования на проведение конкретных действий по устранению нарушений действующего законодательства. Из предписания, выданного административным органом, не представляется возможным достоверно установить какие именно Жилинспекция выявила нарушения в ходе проверки и какие именно необходимо обществу совершить действия для устранения этих нарушений. Таким образом, общество не имело возможности совершить действия направленные на устранение нарушений выявленных административным органом. Также одним из документов подтверждающих наличие нарушений, допущенных юридическим лицом, является Акт проверки. В судебном заседании, представитель ЗАО "Тандер", акцентировал внимание суда на то, что в Акте проверки от 10.05.2012 г. N 001065, не зафиксировано в чем именно выразились нарушения связанные с перепланировкой и самовольным переустройством нежилых помещений.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ЗАО "Тандер" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края представителя в судебное заседание не направила; о месте его и времени извещена надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие административного органа.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения заместителя руководителя госжилинспекции края N 3062 от 15.08.2011 г. в отношении ЗАО "Тандер" была проведена плановая выездная проверка в ходе которой было выявлено нарушение требований статьи 7 Закона Краснодарского края от 15.07.2005 г. N 896-КЗ "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" (далее - Закон), а именно нежилое помещение по ул. Колхозной д. N 18 в г. Краснодаре самовольно перепланировано, так как демонтированы перегородки.
В соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 г. N 294 - ФЗ, заместителем руководителя госжилинспекции края было выдано распоряжение N 1012 от 04.04.2012 г. для проведения внеплановой выездной проверки целью, которой являлось установление факта выполнения или невыполнения предписаний N 003014, 003016 от 28 декабря 2011 года об устранении нарушений, срок для исполнения которых истек.
О проведении внеплановой проверки ЗАО "Тандер" было уведомлено уведомлением о проведении внеплановой проверки от 04.04.2012 г. N 206, которое было получено ЗАО "Тандер" 09.04.2012 г., о чем свидетельствует почтовое уведомление ФГУП "Почта России".
В ходе проверки был установлен факт невыполнения предписаний об устранении нарушений N 003014, 003016 от 28 декабря 2011 года, который зафиксирован в акте проверки от 10.05.2012 г. N 001065.
10 мая 2012 г. Госжилинспекцией на основании акта проверки выдано предписание N 000489, в котором указано требование об устранении самовольно выполненного переустройства, приведении в соответствие с техническим паспортом на дом.
Не согласившись с предписание, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий незаконности предписания не подтверждено материалами дела.
В соответствии с пунктом 1.1 "Положения о Государственной жилищной инспекции Краснодарского края", утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 N 861, государственная жилищная инспекция Краснодарского края (далее - Госжилинспекция края) является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, предусматривающий деятельность Инспекции, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно пункту 3.1 Положения в соответствии с возложенными задачами Инспекция в пределах своих полномочий проводит в установленном законодательством порядке мероприятия по контролю за соблюдением порядка проведения перепланировки и (или) переустройства жилых (нежилых) помещений в жилых домах.
Пунктом 4.1 Положения установлено, что в целях выполнения возложенных задач и функций Инспекция в пределах своей компетенции и в установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края порядке вправе проводить плановые и внеплановые проверки в формах и способами, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации; оформлять результаты контрольных мероприятий актами проверок, на основании которых выдавать собственникам, нанимателям, арендаторам жилых (нежилых) помещений в жилых домах, управляющим и (или) жилищно-эксплуатационным организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам либо иным специализированным потребительским кооперативам, а также поставщикам энергетических ресурсов и исполнителями коммунальных услуг населению обязательные для исполнения предписания с указанием видов нарушений со ссылкой на нормативные правовые акты, технические регламенты (нормы и правила), требования которых нарушены, а также устанавливать срок устранения выявленных нарушений.
Порядок согласования и проведения переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию, на территории Краснодарского края в целях предотвращения аварийных ситуаций в жилищном фонде и обеспечения безопасности проживания граждан, установлен Законом Краснодарского края от 15.07.2005 N 896-КЗ "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края".
В соответствии со ст. 1 Закона N 896-КЗ переустройством нежилого помещения является замена, демонтаж, перенос существующих и (или) установка дополнительных инженерных сетей, санитарно-технического, электрического, газового или другого оборудования, ограждающих конструкций балконов и лоджий, а также переоборудование вентиляционных каналов и дымоходов.
В силу ст. 3 Закона N 896-КЗ граждане и юридические лица вправе переустроить и (или) перепланировать за счет собственных средств и в порядке, предусмотренном настоящим Законом, нежилые помещения в целях улучшения условий их использования.
Никто не вправе препятствовать или каким-либо образом ограничивать проведение переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений, если соблюдены все требования настоящего Закона и изданных в соответствии с ним нормативных актов органов местного самоуправления в Краснодарском крае.
Согласно ст. 5 Закона N 896-КЗ к полномочиям органов местного самоуправления в Краснодарском крае в сфере правового регулирования отношений, возникающих при переустройстве и (или) перепланировке нежилых помещений, относится принятие решений о согласовании или отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений.
В соответствии со ст. 7 Закона N 896-КЗ переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения проводятся с соблюдением требований настоящего Закона по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения заявитель представляет в орган, осуществляющий согласование по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого нежилого помещения, заявление с указанием предполагаемых работ и обязательством обеспечить доступ в помещение должностным лицам, уполномоченным органом, осуществляющим согласование, для проведения контроля за ходом работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого помещения. К заявлению заявитель прилагает следующие документы:
- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое нежилое помещение (подлинники или заверенные в нотариальном порядке копии);
- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого нежилого помещения, выданный органом технической инвентаризации, с данными не более чем шестимесячной давности на день подачи заявления с указанием степени износа основных конструктивных элементов помещения и жилого дома в целом либо оценки их технического состояния;
- письменное согласие собственника на переустройство и (или) перепланировку нежилого помещения (в случае, если заявителем является уполномоченный собственником арендатор (наниматель) нежилого помещения);
- Согласно ч. 3 ст. 7 Закона N 896-КЗ, если переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения невозможны без присоединения к нему части общего имущества в жилом доме, заявителем должно быть представлено письменное согласие всех собственников помещений в жилом доме.
Частью 6 статьи 7 Закона N 896-КЗ установлено, что орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет заявителю по адресу, указанному в заявлении, правовой акт органа местного самоуправления, подтверждающий принятие такого решения и определяющий условия проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения. Данный правовой акт является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения.
В ходе проверки установлено, что правового акта органа местного самоуправления, который бы являлся основанием проведения перепланировки нежилого помещения расположенного по адресу г. Краснодар, ул. Колхозной, д. 18 у ЗАО "Тандер" отсутствует.
Об отсутствии вышеуказанного правового акта свидетельствует письмо администрации муниципального образования город Краснодар N 8785/09 от 16.07.2012 г. в котором указано, что в адрес ЗАО "Тандер" направлено предписание N 450 о приведении нежилого помещения по адресу г. Краснодар, ул. Колхозной, д. 18 в первоначальное состояние.
По результатам проведенной 31.08.2011 г. плановой выездной проверки ЗАО "Тандер" было выдано N 2429 от 31.08.2011 г. со сроком исполнения до 01.12.2011 г.
С целью осуществления контроля за исполнением предписания N 2429 от 31.08.2011 г. была проведена внеплановая выездная проверка в ходе которой был установлен факт невыполнения предписания N 2429 от 31.08.2011 г. и было выдано предписание N 3016 от 28.12.2011 г.
С целью осуществления контроля за исполнением предписания N 3016 от 28.12.2011 г. была проведена внеплановая выездная проверка в рамках которой было выдано обжалуемое ЗАО "Тандер" предписание N 000491 от 10.05.2012 г.
Довод апелляционной жалобы о невозможности исполнения предписания госжилинспекции края N 000489 от 10.05.2012 г. об устранении выявленных нарушений в связи с тем, что административный орган не указал в предписании какие именно действия необходимо выполнить ЗАО "Тандер", чтобы исполнить предписание N 000489 от 10.05.2012 г., подлежит отклонению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона собственник или уполномоченный собственником наниматель (арендатор) помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести это помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые устанавливает орган, осуществляющий согласование.
В предписании госжилинспекции края N 000489 от 10.05.2012 г. ЗАО "Тандер" предписывается "привести нежилое помещение в первоначальное состояние в соответствии с паспортом БТИ".
Таким образом, госжилинспекция края использовала в предписании словарный оборот, соответствующий ч. 3 ст. 11 Закона в связи, с чем предписание N 000489 от 10.05.2012 г. является законным и обоснованным.
В связи с этим требование госжилинспекции о приведении нежилого помещения в первоначальное состояние в соответствии с паспортом БТИ отвечает требованиям закона и не нарушает права ЗАО "Тандер".
Доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что не было обществом допущена самовольная перепланировка, так как помещения первого этажа соответствуют паспорту БТИ и Свидетельству о государственной регистрации права серии 23-АК N 412408.
Технический паспорт содержат техническое описание первого этажа здания литер А, общей площадью 254 кв. м расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Колхозная, д. 18.
В материалы дела представлены два экземпляра технического паспорта на указанное помещение. При сравнении первоначального технического паспорта и технического паспорта, выданного на 03.10.2011 г. следует, что 80% перегородок демонтировано. Общество не представило суду доказательств того, что было проведено согласование с органом местного самоуправления о проведении перепланировки нежилого помещения расположенного по адресу г. Краснодар, ул. Колхозной, д. 18 у ЗАО "Тандер".
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Тандер", поскольку установленные ст. 201 АПК РФ основания для признания незаконным предписания Госжилинспекции Краснодарского края от 10.05.2012 г. N 000489 отсутствуют.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом по результатам контрольных мероприятий, предписание соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов ЗАО "Тандер".
Таким образом, решение суда от 20.02.2013 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2013 по делу N А32-23397/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)