Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 04.07.2013 ПО ДЕЛУ N А66-9100/2010

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2013 г. по делу N А66-9100/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кужаровой Н.И., судей Сосниной О.Г. и Шпачевой Т.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Мир книг" Полякова О.В. (доверенность от 11.06.2013), рассмотрев 27.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир книг" на решение Арбитражного суда Тверской области от 23.11.2012 (судья Рожина Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 (судьи Романова А.В., Носач Е.В., Шадрина А.Н.) по делу N А66-9100/2010,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района города Твери", место нахождения: 170034, город Тверь, проспект Чайковского, дом 26, ОГРН 1086952003929 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мир книг", место нахождения: 170001, город Тверь, проспект Калинина, дом 17, ОГРН 1036900000730 (далее - Общество), о взыскании 361 891,03 руб. расходов на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома N 17 на проспекте Чайковского в городе Твери (далее - дом N 17).
Решением от 23.11.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013, с Общества в пользу Компании взыскано 358 080,84 руб. расходов на капитальный ремонт дома N 17, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить названные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, истец не вправе взыскивать расходы на проведение капитального ремонта, рассчитанные по нормативному акту, утратившему силу; его доля в расходах на капитальный ремонт должна быть определена с учетом субсидий в соответствии с решением общего собрания собственников от 10.03.2009.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Компания надлежаще извещена о месте и времени судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в доме N 17, управление которым с 01.03.2009 осуществляет Общество, имеется нежилое помещение VIII (N 1-11) общей площадью 218,2 кв. м, собственником которого является Общество.
По договору управления, заключенному между Компанией и Обществом 01.03.2009, Компания (исполнитель) обязуется предоставлять Обществу услуги по горячему водоснабжению и отоплению, а также осуществлять иную деятельность, направленную на управление домом N 17, а Общество (собственник) - оплачивать данные услуги.
На внеочередном общем собрании собственников жилых помещений дома N 17 10.03.2009 были приняты следующие решения:
- - о принятии участия в муниципальной адресной программе по капитальному ремонту многоквартирного дома;
- - о ремонте многоквартирного дома;
- - об утверждении перечня работ по капитальному ремонту в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ);
- - о долевом финансировании расходов на проведение капитального ремонта в размере 5% от общей (сметной) стоимости ремонта.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери и Компания 14.09.2009 заключили соглашение N 80/3 о предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта дома N 17, определив сумму расходов на проведение ремонта в размере 7 540 000 руб., из которых:
- 1 386 129 руб. - доля Компании в расходах на проведение капитального ремонта;
- 5 656 643 руб. - средства государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
- 395 581 руб. - средства из бюджета Тверской области;
- 43 953 руб. - средства из бюджета города Твери;
- 57 694 руб. - средства собственника муниципальных помещений в доме.
Компания (заказчик) и общество с ограниченной ответственностью "ФТС плюс" (далее - ООО "ФТС плюс", подрядчик) 07.09.2009 заключили договор N 185-Ц/32, по которому подрядчик обязался изготовить проектно-сметную документацию на капитальный ремонт дома N 17, а также выполнить работы по капитальному ремонту этого дома, а Компания - оплатить результат названных работ стоимостью 7 464 600 руб.
Из материалов дела видно, что ООО "ФТС плюс" к концу 2009 года выполнило работы по договору от 07.09.2009 N 185-Ц/32. Компания приняла без замечаний эти работы и перечислила ООО "ФТС плюс" 7 464 600 руб.
Общество 30.11.2009 перечислило Компании 19 300 руб. в счет возмещения расходов на проведение капитального ремонта дома N 17 (т.д. 1, л. 25).
Компания, ссылаясь на неполное возмещение Компанией расходов на проведение капитального ремонта дома N 17 соразмерно его доле в праве собственности на общее имущество этого дома, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном жилом доме несут бремя расходов на содержание общего имущества. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии со статьями 44 и 46 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. В компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме входит, в том числе принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Суды, приняв во внимание приведенные нормы и решение общего собрания собственников от 10.03.2009 о проведении капитального ремонта дома N 17, сделали правильный вывод об обязанности Общества как собственника помещения нести расходы на капитальный ремонт дома N 17.
При этом долю расходов на капитальный ремонт суды определили с учетом общей площади жилых и нежилых помещений дома N 17, площади, принадлежащей Обществу, общей стоимости капитального ремонта.
Общая площадь жилых и нежилых помещений дома N 17 составляет 4316 кв. м. Обществу принадлежит помещение общей площадью 218,2 кв. м. Исходя из подтвержденной актами приемки выполненных работ стоимости капитального ремонта на сумму 7 464 600 руб., доля ответчика в финансировании капитального ремонта составляет 377 380,84 руб. (7 464 600 руб. x 218,2 кв. м: 4316 кв. м). С учетом перечисления Обществом 19 300 руб. Обществу надлежит компенсировать Компании стоимость капитального ремонта в сумме 358 080,84 руб. Указанная сумма взыскана с ответчика.
Кассационная инстанция считает данный расчет правильным, не противоречащим нормам действующего законодательства.
Довод Общества о неправильном определении размера его доли в расходах на капитальный ремонт дома N 17 является необоснованным, исходя из следующего.
Общество полагает, что в соответствии с решением общего собрания собственников от 10.03.2009 и причитающейся в соответствии с Законом 185-ФЗ субсидии его доля в расходах должна быть определена с учетом находящейся в его собственности площади помещения, общей площади дома и суммы в размере 5% от общей стоимости ремонта.
Статья 4 Закона N 185-ФЗ предусматривает, что Фонд содействия реформированию ЖКХ обязан выполнять функцию по осуществлению методического обеспечения подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов, необходимых для получения финансовой поддержки. В связи с этим Фондом разработаны и утверждены 21.01.2008 Методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, согласно которым субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по определению методики расчета размера субсидий на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Согласно статье 15 Закона N 185-ФЗ региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и должна содержать, в том числе перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту с предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств долевого финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на проведение капитального ремонта; объем долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, размер предельной стоимости проведения капитального ремонта в расчете на один квадратный метр общей площади помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с приведенной нормой к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов.
Постановлением администрации Тверской области от 14.03.2008 N 56-па "О разработке региональной программы "Адресная программа Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов" утверждены, в том числе Порядок включения многоквартирных домов в региональную программу, Перечень документов, прилагаемых к заявке муниципального образования Тверской области на участие в региональных программах, а также Методика расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в рамках региональных программ "Адресная программа Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год" и "Адресная программа Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 - 2009 годы" (приложение N 3), а также Методика расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в рамках региональных программ "Адресная программа Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год" и "Адресная программа Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год (приложение N 4).
Названными Методиками (приложение N 3 и N 4) установлено, что субсидия на проведение капитального ремонта в многоквартирном доме предоставляется в части расходов граждан - собственников жилых помещений, муниципального образования Тверской области, Тверской области, Российской Федерации - собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При этом абзацем 2 названного пункта установлено, что иные собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме несут расходы по финансированию капитального ремонта в полном размере доли участия в общих расходах на проведение капитального ремонта, равной отношению общей площади принадлежащего собственнику помещения к площади общего имущества многоквартирного дома.
Указанные Методики применялись в рамках реализации региональных программ "Адресная программа Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год", "Адресная программа Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008-2009 годы", а также "Адресная программа Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год" и "Адресная программа Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год".
Поскольку решение вопросов финансирования капитального ремонта дома N 17, выполнение работ по капитальному ремонту и оплата этих работ осуществлялись в период действия Методик (срок действия 2008 - 2010 годы), то суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что субсидирование расходов юридических лиц (собственников нежилых помещений) на капитальный ремонт многоквартирных домов в спорный период не было предусмотрено.
С учетом этого правильным является и вывод о том, что Общество, обязано нести расходы на капитальный ремонт дома N 17 в размере, равном отношению общей площади принадлежащего ему помещения к общей площади дома N 17, т.е. в полном размере, без учета субсидий.
При таком положении жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление вынесены в соответствии с нормами материального и процессуального права, основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 23.11.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 по делу N А66-9100/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир книг" - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.И.КУЖАРОВА

Судьи
О.Г.СОСНИНА
Т.В.ШПАЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)