Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Гросула Ю.В., судей Козырь О.М., Пауля Г.Д. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (г. Тольятти) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2012 по делу N А55-21717/2011, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2012 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (далее - управляющая компания) к мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия) о взыскании 3 077 152 рублей 78 копеек расходов, связанных с обслуживанием жилого комплекса N 3, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Революционная, д. 11 (далее - жилой комплекс).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" (далее - общество "АвтоВАЗ".
установила:
решением Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2012, в удовлетворении иска отказано.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов управляющая компания просит их отменить, исковые требования удовлетворить.
Рассмотрев указанное заявление, изучив материалы дела, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришел к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальное образование городской округ Тольятти является собственником жилого комплекса, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АД N 291351 от 27.11.2009.
28.12.2009 мэрия (принципал) и управляющая компания (агент) заключили договор N 1506-дг/4.1 по условиям которого управляющая компания обязуется от своего имени, за счет мэрии и нанимателей жилых помещений совершать функции, связанные с управлением жилым комплексом его содержанием и ремонтом. В январе и феврале 2010 года управляющая компания по поручению мэрии оказывала услуги по содержанию и ремонту жилого комплекса. В связи с тем, что мэрия не возместила управляющей компании понесенные расходы, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды трех инстанций, сославшись на положения статей 30, 61, пункт 3 статьи 67, пункт 1 статьи 154, пункты 3, 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), сделали вывод об отсутствии у мэрии обязанности по оплате управляющей компании понесенных расходов на содержание и ремонт жилого комплекса в связи с тем, что управляющая компания не предоставила доказательств невозможности получения с нанимателей жилых помещений платежей за жилье и коммунальные услуги.
Между тем судами не было учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Агентский договор от 28.12.2009 N 1506-дг/4.1 на совершение действий, связанных с управлением и содержанием жилого комплекса заключен между мэрией (принципал, за счет которого оказываются услуги) и управляющей компанией (агент, который за счет принципала выполняет услуги). Наниматели жилого комплекса не являются стороной указанного договора.
Условиями названного договора предусмотрено исполнение мэрией, как собственником жилого комплекса, обязанности перед управляющей организацией по оплате услуг, связанных с содержанием и ремонтом жилого комплекса, что не поставлено в зависимость от перечисления платежей за коммунальные услуги от нанимателей жилых помещений, в том числе по заключенным с ними договорам социального найма, и не освобождает мэрию, являющуюся собственником жилого комплекса, от установленной договором обязанности оплатить выполненные агентом работы, которые мэрия сама же ему и поручила.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Помимо указанного, бремя оплаты расходов на содержание жилого помещения и соответствующей доли в праве общей собственности в здании возлагается на собственника жилого помещения и нормами публичного права.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, выводы судов не соответствует положениям названных норм права.
По аналогичному делу N А55-6985/2011 со схожими обстоятельствами Арбитражный суд Самарской области пришел к выводу о том, что именно муниципальное образование городского округа Тольятти в лице мэрии, как собственник жилых комплексов в силу закона обязано было нести бремя содержания своего имущества и удовлетворил предъявленное по данному делу требование управляющей компании - ООО "Департамент ЖКХ" к мэрии о взыскании расходов на содержание принадлежавших муниципальному образованию
городской округ Тольятти на праве собственности жилых комплексов, расположенных на улицах Революционной, д. 3 и Юбилейной д. 2.
В связи с изложенным и в целях единообразного применения положений названных норм права в данной категории дел, судебная коллегия считает необходимым передать настоящее дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятых по нему судебных актов в порядке надзора.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А55-21717/2011 Арбитражного суда Самарской области для пересмотра в порядке надзора решения от 24.01.2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2012 по тому же делу.
2. Направить копии настоящего определения, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление в срок до 22 апреля 2013 года.
Председательствующий судья
Ю.В.ГРОСУЛ
Судья
О.М.КОЗЫРЬ
Судья
Г.Д.ПАУЛЬ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 21.03.2013 N ВАС-15066/12 ПО ДЕЛУ N А55-21717/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. N ВАС-15066/12
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Гросула Ю.В., судей Козырь О.М., Пауля Г.Д. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (г. Тольятти) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2012 по делу N А55-21717/2011, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2012 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (далее - управляющая компания) к мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия) о взыскании 3 077 152 рублей 78 копеек расходов, связанных с обслуживанием жилого комплекса N 3, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Революционная, д. 11 (далее - жилой комплекс).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" (далее - общество "АвтоВАЗ".
установила:
решением Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2012, в удовлетворении иска отказано.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов управляющая компания просит их отменить, исковые требования удовлетворить.
Рассмотрев указанное заявление, изучив материалы дела, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришел к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальное образование городской округ Тольятти является собственником жилого комплекса, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АД N 291351 от 27.11.2009.
28.12.2009 мэрия (принципал) и управляющая компания (агент) заключили договор N 1506-дг/4.1 по условиям которого управляющая компания обязуется от своего имени, за счет мэрии и нанимателей жилых помещений совершать функции, связанные с управлением жилым комплексом его содержанием и ремонтом. В январе и феврале 2010 года управляющая компания по поручению мэрии оказывала услуги по содержанию и ремонту жилого комплекса. В связи с тем, что мэрия не возместила управляющей компании понесенные расходы, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды трех инстанций, сославшись на положения статей 30, 61, пункт 3 статьи 67, пункт 1 статьи 154, пункты 3, 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), сделали вывод об отсутствии у мэрии обязанности по оплате управляющей компании понесенных расходов на содержание и ремонт жилого комплекса в связи с тем, что управляющая компания не предоставила доказательств невозможности получения с нанимателей жилых помещений платежей за жилье и коммунальные услуги.
Между тем судами не было учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Агентский договор от 28.12.2009 N 1506-дг/4.1 на совершение действий, связанных с управлением и содержанием жилого комплекса заключен между мэрией (принципал, за счет которого оказываются услуги) и управляющей компанией (агент, который за счет принципала выполняет услуги). Наниматели жилого комплекса не являются стороной указанного договора.
Условиями названного договора предусмотрено исполнение мэрией, как собственником жилого комплекса, обязанности перед управляющей организацией по оплате услуг, связанных с содержанием и ремонтом жилого комплекса, что не поставлено в зависимость от перечисления платежей за коммунальные услуги от нанимателей жилых помещений, в том числе по заключенным с ними договорам социального найма, и не освобождает мэрию, являющуюся собственником жилого комплекса, от установленной договором обязанности оплатить выполненные агентом работы, которые мэрия сама же ему и поручила.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Помимо указанного, бремя оплаты расходов на содержание жилого помещения и соответствующей доли в праве общей собственности в здании возлагается на собственника жилого помещения и нормами публичного права.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, выводы судов не соответствует положениям названных норм права.
По аналогичному делу N А55-6985/2011 со схожими обстоятельствами Арбитражный суд Самарской области пришел к выводу о том, что именно муниципальное образование городского округа Тольятти в лице мэрии, как собственник жилых комплексов в силу закона обязано было нести бремя содержания своего имущества и удовлетворил предъявленное по данному делу требование управляющей компании - ООО "Департамент ЖКХ" к мэрии о взыскании расходов на содержание принадлежавших муниципальному образованию
городской округ Тольятти на праве собственности жилых комплексов, расположенных на улицах Революционной, д. 3 и Юбилейной д. 2.
В связи с изложенным и в целях единообразного применения положений названных норм права в данной категории дел, судебная коллегия считает необходимым передать настоящее дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятых по нему судебных актов в порядке надзора.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А55-21717/2011 Арбитражного суда Самарской области для пересмотра в порядке надзора решения от 24.01.2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2012 по тому же делу.
2. Направить копии настоящего определения, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление в срок до 22 апреля 2013 года.
Председательствующий судья
Ю.В.ГРОСУЛ
Судья
О.М.КОЗЫРЬ
Судья
Г.Д.ПАУЛЬ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)