Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202; далее - УФАС по Республике Башкортостан, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2012 по делу N А07-18079/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Администрации городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан (далее - администрация) - Храмова В.М. (доверенность от 09.01.2013 N 1);
- некоммерческой организации "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан" (далее - фонд) - Нусратуллина Л.К. (доверенность от 23.04.2013 N 73).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к УФАС по Республике Башкортостан о признании недействительными решения от 14.09.2012 и предписания от 14.09.2012 N 106, вынесенных по делу N А-267/15-12.
Определением суда первой инстанции от 18.10.2012 заявление принято к производству, делу присвоен номер N А07-18079/2012.
Кроме того, администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решения УФАС по Республике Башкортостан от 14.09.2012 и предписания от 14.09.2012 N 115, вынесенных по делу N А-266/15-12.
Определением суда первой инстанции от 09.11.2012 заявление принято к производству, делу присвоен номер N А07-19634/2012.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.11.2012 дела N А07-19634/2012 и N А07-18079/2012 объединены в одно производство с присвоением номера дела А07-18079/2012.
Определением суда первой инстанции от 09.11.2012 по делу N А07-19634/2012 и от 15.11.2012 по делу N А07-18079/2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: фонд, Правительство Республики Башкортостан (далее - правительство).
Решением суда от 26.12.2012 (судья Галимова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными решения УФАС по Республике Башкортостан от 14.09.2012 по делу N А-267/15-12, N 266/15-12-29, предписания от 14.09.2012 N 106, N 115.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению антимонопольного органа, бесплатное предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, земель, государственная собственность на которые не разграничена, социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями, в соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) не является исключительным случаем предоставления земельного участка для жилищного строительства, предусмотренным п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса. Принятие администрацией постановлений от 02.03.2012 N 503 и от 02.03.2012 N 517, согласно которым земельные участки под жилищное строительство без проведения торгов и бесплатно предоставлялись фонду, являются нарушением антимонопольного законодательства, а именно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Кроме того, администрацией не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять постановления от 02.03.2012 N 503 "Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков НКО Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома", от 02.03.2012 N 517 "Об изъятии, предоставлении в собственность земельного участка НКО Фонду строительства социального жилья РБ под размещение многоквартирного дома". По мнению антимонопольного органа, принятие администрацией указанных постановлений свидетельствует о предоставлении преимущества, обеспечивающего конкретному лицу более выгодные условия деятельности по сравнению с другими лицами, заинтересованными в приобретении имущества.
Заявитель кассационной жалобы поясняет, что принятие правительством постановления N 254, устанавливающего право органов власти Республики Башкортостан предоставлять земельные участки только социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, в целях строительства социального жилья в Республике Башкортостан бесплатно и предусматривающего, что в случае подачи двух и более обращений на один земельный участок от разных социально ориентированных некоммерческих организаций, созданных государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, предоставлять земельные участки в порядке очередности исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган исполнительной власти в области жилищных отношений без проведения торгов, является предоставлением преимущества, обеспечивающего конкретному лицу более выгодные условия деятельности по сравнению с другими лицами, заинтересованными в приобретении имущества, то есть может привести к ограничению конкуренции за ограниченный ресурс - объект государственной собственности.
Антимонопольный орган также полагает, что принятие постановлений от 02.03.2012 N 503, N 517 необоснованно предоставляло фонду преимущественное право в виде предоставления земельных участков под жилищное строительство без проведения торгов.
В отзывах, представленных на кассационную жалобу от администрации, фонда, правительства, указанные лица отклоняют доводы заявителя кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными, при этом указывают, что фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нормы права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
Судами установлено, что 17.02.2012 в администрацию поступило заявление фонда о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N 02:57:010108:113, площадью 1051 кв. м, расположенного по адресу: г. Октябрьский, ул. Чапаева, д. 32; 20.02.2012 поступило заявление фонда о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:57:010116:66 площадью 1512 кв. м, расположенного по адресу: г. Октябрьский, ул. Садовое кольцо, д. 162.
Постановлением администрации от 02.03.2012 N 503 "Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков Некоммерческой организации Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома" указанной некоммерческой организации для строительства многоквартирного жилого дома предоставлены в собственность бесплатно земельные участки общей площадью 1412 кв. м, находящиеся в собственности городского округа город Октябрьский, относящиеся к категории земель населенных пунктов, расположенные в первой градостроительной зоне, из них:
- - земельный участок с кадастровым номером 02:57:010108:68 площадью 359 кв. м по адресу: Октябрьский, 34 квартал, ул. Чапаева, 32;
- - земельный участок с кадастровым номером 02:57:010108:113 площадью 1053 кв. м по адресу: Октябрьский, ул. Чапаева, 32.
Постановлением администрации от 02.03.2012 N 517 "Об изъятии, предоставлении в собственность земельного участка Некоммерческой организации Фонду строительства социального жилья РБ под размещение многоквартирного дома" указанной некоммерческой организации бесплатно предоставлен в собственность под размещение многоквартирного дома земельный участок с кадастровым номером 02:57:010116:66 площадью 1512 кв. м, расположенного по адресу: Октябрьский, ул. Садовое кольцо, д. 162.
Антимонопольный орган провел плановую проверку администрации по вопросам соблюдения требований антимонопольного законодательства, в ходе которой пришел к выводу о наличии в действиях администрации нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3, выразившегося в издании постановлений от 02.03.2012 N 503, от 02.03.2012 N 517 о предоставлении земельных участков для жилищного строительства без проведения торгов.
Решением антимонопольного органа от 14.09.2012 по делу N А-267/15-12 УФАС по Республике Башкортостан признал администрацию нарушившей требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 (п. 1 решения); на основании п. 2 решения выдано предписание от 14.09.2012 N 106, которым администрации предписано прекратить допущенное нарушение путем отмены постановления от 02.03.2012 N 503 "Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков Некоммерческой организации Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома" (п. 1 предписания); о выполнении предписания сообщить антимонопольному органу в срок до 14.10.2012 (п. 2 предписания).
Кроме того, в отношении администрации антимонопольным органом вынесено решение от 14.09.2012 по делу N А-266/15-12, которым УФАС по Республике Башкортостан признал администрацию нарушившей требования ч. 1 ст. 15 Закон о защите конкуренции (п. 1 решения).
На основании п. 2 решения администрации выдано предписание от 14.09.2012 N 115, которым предписано прекратить допущенное нарушение путем отмены постановления от 02.03.2012 N 517 "Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков Некоммерческой организации Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома" (п. 1 предписания); о выполнении предписания сообщить антимонопольному органу в срок до 14.10.2012 (п. 2 предписания).
Не согласившись с решениями от 14.09.2012 по делу N А-267/15-12, N А-266/15-12 и вынесенными предписаниями от 14.09.2012 N 106, N 115, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что постановления администрации о бесплатном предоставлении земельных участков приняты в соответствии с нормами земельного законодательства и законодательства, регулирующего деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций и предусматривающего формы государственной поддержки их социальной деятельности, поэтому пришли к выводу о несоответствии оспариваемых решений и предписаний закону.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу условий абз. 1 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений п. 1.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" земельные участки предоставляются бесплатно социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
Случаи бесплатного предоставления земельных участков предусмотрены в Законе Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" от 05.01.2004 N 59-з.
В редакции Закона Республики Башкортостан от 21.03.2011 N 378-з предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
Эти положения Земельного кодекса определяют, что предоставление земельных участков для строительства в собственность осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), а продажа земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. При этом в указанных нормах оговариваются исключения из установленного порядка предоставления земельных участков на торгах в случаях, предусмотренных Кодексом.
Из положений ст. 28, 30, 30.1 Земельного кодекса следует, что законом установлены два варианта предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц: на условиях платности и бесплатно в случаях, предусмотренных законодательными актами.
В силу ст. 30 и 30.1 Земельного кодекса порядок предоставления земельных участков в собственность для строительства, в том числе для жилищного строительства, путем проведения торгов, относится к механизму передачи земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на возмездной основе.
Случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность лиц должны быть специально предусмотрены законом, поскольку эти случаи являются исключением из принципа платности предоставления земельных участков.
На основании п. 2 ст. 28 Земельного кодекса эти случаи могут быть предусмотрены Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Судами установлено, что Некоммерческая организация "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан" создана в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 21.01.2011 N УП-9 с целью массового строительства социального жилья и решения жилищных вопросов населения в Республике Башкортостан. При этом Уставом Некоммерческой организации "ФССЖ РБ" предусмотрено, что некоммерческая организация осуществляет деятельность в области жилищного строительства в рамках реализации федеральных, республиканских и муниципальных жилищных программ. Действия администрации городского округа по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков из категории земель населенных пунктов относятся к мерам имущественной поддержки социально ориентированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в области жилищного строительства, направленной на решение социальных проблем государства.
Постановления администрации городского округа о бесплатном предоставлении земельных участков социально ориентированной некоммерческой организации приняты с учетом норм Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", который в установленном порядке недействующим не признан, поэтому названные постановления администрации городского округа согласуются с нормами Земельного кодекса РФ (п. 2 ст. 28 Кодекса).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отсутствуют условия, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3, поскольку действия администрации по бесплатному предоставлению земельных участков социально ориентированной некоммерческой организации не могут быть квалифицированы как необоснованное и неправомерное создание преимуществ одному хозяйствующему субъекту и препятствование в осуществлении предпринимательской деятельности иным хозяйствующим субъектам ввиду наличия норм законодательства, разрешающих их осуществление.
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2012 по делу N А07-18079/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.КАНГИН
Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Е.А.ПОРОТНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 07.08.2013 N Ф09-7240/13 ПО ДЕЛУ N А07-18079/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. N Ф09-7240/13
Дело N А07-18079/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202; далее - УФАС по Республике Башкортостан, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2012 по делу N А07-18079/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Администрации городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан (далее - администрация) - Храмова В.М. (доверенность от 09.01.2013 N 1);
- некоммерческой организации "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан" (далее - фонд) - Нусратуллина Л.К. (доверенность от 23.04.2013 N 73).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к УФАС по Республике Башкортостан о признании недействительными решения от 14.09.2012 и предписания от 14.09.2012 N 106, вынесенных по делу N А-267/15-12.
Определением суда первой инстанции от 18.10.2012 заявление принято к производству, делу присвоен номер N А07-18079/2012.
Кроме того, администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решения УФАС по Республике Башкортостан от 14.09.2012 и предписания от 14.09.2012 N 115, вынесенных по делу N А-266/15-12.
Определением суда первой инстанции от 09.11.2012 заявление принято к производству, делу присвоен номер N А07-19634/2012.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.11.2012 дела N А07-19634/2012 и N А07-18079/2012 объединены в одно производство с присвоением номера дела А07-18079/2012.
Определением суда первой инстанции от 09.11.2012 по делу N А07-19634/2012 и от 15.11.2012 по делу N А07-18079/2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: фонд, Правительство Республики Башкортостан (далее - правительство).
Решением суда от 26.12.2012 (судья Галимова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными решения УФАС по Республике Башкортостан от 14.09.2012 по делу N А-267/15-12, N 266/15-12-29, предписания от 14.09.2012 N 106, N 115.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению антимонопольного органа, бесплатное предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, земель, государственная собственность на которые не разграничена, социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями, в соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) не является исключительным случаем предоставления земельного участка для жилищного строительства, предусмотренным п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса. Принятие администрацией постановлений от 02.03.2012 N 503 и от 02.03.2012 N 517, согласно которым земельные участки под жилищное строительство без проведения торгов и бесплатно предоставлялись фонду, являются нарушением антимонопольного законодательства, а именно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Кроме того, администрацией не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять постановления от 02.03.2012 N 503 "Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков НКО Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома", от 02.03.2012 N 517 "Об изъятии, предоставлении в собственность земельного участка НКО Фонду строительства социального жилья РБ под размещение многоквартирного дома". По мнению антимонопольного органа, принятие администрацией указанных постановлений свидетельствует о предоставлении преимущества, обеспечивающего конкретному лицу более выгодные условия деятельности по сравнению с другими лицами, заинтересованными в приобретении имущества.
Заявитель кассационной жалобы поясняет, что принятие правительством постановления N 254, устанавливающего право органов власти Республики Башкортостан предоставлять земельные участки только социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, в целях строительства социального жилья в Республике Башкортостан бесплатно и предусматривающего, что в случае подачи двух и более обращений на один земельный участок от разных социально ориентированных некоммерческих организаций, созданных государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, предоставлять земельные участки в порядке очередности исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган исполнительной власти в области жилищных отношений без проведения торгов, является предоставлением преимущества, обеспечивающего конкретному лицу более выгодные условия деятельности по сравнению с другими лицами, заинтересованными в приобретении имущества, то есть может привести к ограничению конкуренции за ограниченный ресурс - объект государственной собственности.
Антимонопольный орган также полагает, что принятие постановлений от 02.03.2012 N 503, N 517 необоснованно предоставляло фонду преимущественное право в виде предоставления земельных участков под жилищное строительство без проведения торгов.
В отзывах, представленных на кассационную жалобу от администрации, фонда, правительства, указанные лица отклоняют доводы заявителя кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными, при этом указывают, что фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нормы права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
Судами установлено, что 17.02.2012 в администрацию поступило заявление фонда о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N 02:57:010108:113, площадью 1051 кв. м, расположенного по адресу: г. Октябрьский, ул. Чапаева, д. 32; 20.02.2012 поступило заявление фонда о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:57:010116:66 площадью 1512 кв. м, расположенного по адресу: г. Октябрьский, ул. Садовое кольцо, д. 162.
Постановлением администрации от 02.03.2012 N 503 "Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков Некоммерческой организации Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома" указанной некоммерческой организации для строительства многоквартирного жилого дома предоставлены в собственность бесплатно земельные участки общей площадью 1412 кв. м, находящиеся в собственности городского округа город Октябрьский, относящиеся к категории земель населенных пунктов, расположенные в первой градостроительной зоне, из них:
- - земельный участок с кадастровым номером 02:57:010108:68 площадью 359 кв. м по адресу: Октябрьский, 34 квартал, ул. Чапаева, 32;
- - земельный участок с кадастровым номером 02:57:010108:113 площадью 1053 кв. м по адресу: Октябрьский, ул. Чапаева, 32.
Постановлением администрации от 02.03.2012 N 517 "Об изъятии, предоставлении в собственность земельного участка Некоммерческой организации Фонду строительства социального жилья РБ под размещение многоквартирного дома" указанной некоммерческой организации бесплатно предоставлен в собственность под размещение многоквартирного дома земельный участок с кадастровым номером 02:57:010116:66 площадью 1512 кв. м, расположенного по адресу: Октябрьский, ул. Садовое кольцо, д. 162.
Антимонопольный орган провел плановую проверку администрации по вопросам соблюдения требований антимонопольного законодательства, в ходе которой пришел к выводу о наличии в действиях администрации нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3, выразившегося в издании постановлений от 02.03.2012 N 503, от 02.03.2012 N 517 о предоставлении земельных участков для жилищного строительства без проведения торгов.
Решением антимонопольного органа от 14.09.2012 по делу N А-267/15-12 УФАС по Республике Башкортостан признал администрацию нарушившей требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 (п. 1 решения); на основании п. 2 решения выдано предписание от 14.09.2012 N 106, которым администрации предписано прекратить допущенное нарушение путем отмены постановления от 02.03.2012 N 503 "Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков Некоммерческой организации Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома" (п. 1 предписания); о выполнении предписания сообщить антимонопольному органу в срок до 14.10.2012 (п. 2 предписания).
Кроме того, в отношении администрации антимонопольным органом вынесено решение от 14.09.2012 по делу N А-266/15-12, которым УФАС по Республике Башкортостан признал администрацию нарушившей требования ч. 1 ст. 15 Закон о защите конкуренции (п. 1 решения).
На основании п. 2 решения администрации выдано предписание от 14.09.2012 N 115, которым предписано прекратить допущенное нарушение путем отмены постановления от 02.03.2012 N 517 "Об изменении разрешенного использования, предоставления в собственность земельных участков Некоммерческой организации Фонду строительства социального жилья РБ для строительства многоквартирного жилого дома" (п. 1 предписания); о выполнении предписания сообщить антимонопольному органу в срок до 14.10.2012 (п. 2 предписания).
Не согласившись с решениями от 14.09.2012 по делу N А-267/15-12, N А-266/15-12 и вынесенными предписаниями от 14.09.2012 N 106, N 115, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что постановления администрации о бесплатном предоставлении земельных участков приняты в соответствии с нормами земельного законодательства и законодательства, регулирующего деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций и предусматривающего формы государственной поддержки их социальной деятельности, поэтому пришли к выводу о несоответствии оспариваемых решений и предписаний закону.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу условий абз. 1 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений п. 1.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" земельные участки предоставляются бесплатно социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
Случаи бесплатного предоставления земельных участков предусмотрены в Законе Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" от 05.01.2004 N 59-з.
В редакции Закона Республики Башкортостан от 21.03.2011 N 378-з предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
Эти положения Земельного кодекса определяют, что предоставление земельных участков для строительства в собственность осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), а продажа земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. При этом в указанных нормах оговариваются исключения из установленного порядка предоставления земельных участков на торгах в случаях, предусмотренных Кодексом.
Из положений ст. 28, 30, 30.1 Земельного кодекса следует, что законом установлены два варианта предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц: на условиях платности и бесплатно в случаях, предусмотренных законодательными актами.
В силу ст. 30 и 30.1 Земельного кодекса порядок предоставления земельных участков в собственность для строительства, в том числе для жилищного строительства, путем проведения торгов, относится к механизму передачи земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на возмездной основе.
Случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность лиц должны быть специально предусмотрены законом, поскольку эти случаи являются исключением из принципа платности предоставления земельных участков.
На основании п. 2 ст. 28 Земельного кодекса эти случаи могут быть предусмотрены Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Судами установлено, что Некоммерческая организация "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан" создана в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 21.01.2011 N УП-9 с целью массового строительства социального жилья и решения жилищных вопросов населения в Республике Башкортостан. При этом Уставом Некоммерческой организации "ФССЖ РБ" предусмотрено, что некоммерческая организация осуществляет деятельность в области жилищного строительства в рамках реализации федеральных, республиканских и муниципальных жилищных программ. Действия администрации городского округа по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков из категории земель населенных пунктов относятся к мерам имущественной поддержки социально ориентированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в области жилищного строительства, направленной на решение социальных проблем государства.
Постановления администрации городского округа о бесплатном предоставлении земельных участков социально ориентированной некоммерческой организации приняты с учетом норм Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", который в установленном порядке недействующим не признан, поэтому названные постановления администрации городского округа согласуются с нормами Земельного кодекса РФ (п. 2 ст. 28 Кодекса).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отсутствуют условия, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3, поскольку действия администрации по бесплатному предоставлению земельных участков социально ориентированной некоммерческой организации не могут быть квалифицированы как необоснованное и неправомерное создание преимуществ одному хозяйствующему субъекту и препятствование в осуществлении предпринимательской деятельности иным хозяйствующим субъектам ввиду наличия норм законодательства, разрешающих их осуществление.
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2012 по делу N А07-18079/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.КАНГИН
Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Е.А.ПОРОТНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)