Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2008 ПО ДЕЛУ N А12-15028/08-С45

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2008 г. по делу N А12-15028/08-С45


Резолютивная часть постановления объявлена "04" декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" декабря 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Голубевой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "23" сентября 2008 года по делу N А12-15028/08-С45 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда",
к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области, г. Волгоград,
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании:
представитель МУ "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района" - Мелихова Е.Г., доверенность N 308 от 17.07.2008 г., сроком действия до 31.12.2008 г.,
представитель Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области - не явился, извещен,

установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось МУ "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда" с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления N 493 от 28.08.2008 г. о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2008 года Муниципальному учреждению "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда" в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУ "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 23.09.2008 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Государственная жилищная инспекция по Волгоградской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, по основаниям указанным в отзыве на апелляционную жалобу, считает, что судом принято законное и обоснованное решение, оснований к отмене которого не имеется.
Государственная жилищная инспекция по Волгоградской области извещена о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 96949 9 о вручении корреспонденции 20.11.2008 года). Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы подателя жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 22.07.2008 года на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 11.07.2008 года N 493 сотрудниками государственной жилищной инспекции проведена проверка в многоквартирном доме по ул. 40 лет ВЛКСМ, 8 в Красноармейском районе г. Волгограда.
В ходе проверки установлены нарушения п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, п. п. 4.5, 4.11 ГОСТ 1 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", а также обязательных требований п. п. 2.6.3, 2.6.4, 3.2.2, 4.1.3, 4.1.5, 4.1.7, 4.2.1.4, 4.2.3.4, 4.2.4.2, 4.4.1, 4.4.15, 4.6.1.1, 4.6.3.6, 4.6.4.6, 4.6.1.26 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4, 4.7.6, 5.6.1, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонде утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 N 170 (далее Правила), касающиеся неудовлетворительного содержания системы электроснабжения и освещения, водоотводящей системы жилого дома, системы отопления, цоколя, приямков, балконных плит, подъездов и лестничных клеток, кровли, чердачного помещения, отсутствует участок металлического конька кровли, нарушена герметичность стыков металлических свесов кровли, со стороны дворового фасада здания ветки деревьев располагаются на кровле жилого дома.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22.07.2008 года N 493 составленным с участием представителя МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" Чумановой В.Н. по доверенности от 07.07.2008 года N 302, заместителя начальника ПТО Красноармейского филиала ООО "ЖЭК" Бирюковой Е.В.
По факту нарушения в отношении МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" составлен протокол N 493 об административном правонарушении от 24.07.2008 года и вынесено постановление N 493 от 28.08.2008 г о привлечении МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" к административной ответственности в соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что оспариваемое постановление принято законно и обоснованно, так как привлеченное юридическое лицо совершило административное правонарушение и привлечено к административной ответственности в соответствии с законом.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции правомерным по следующим основаниям.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Из приведенной нормы следует, что субъектом названного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Объективную сторону данного правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в нарушении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведенной жилищной Инспекцией проверки установлено значительное количество нарушений Правил, которые были подробно отражены и описаны в акте проверки от 22.07.2008 года N 493.
В соответствии со ст. 162 Жилищного Кодекса РФ, управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно п. п. 2.1., 2.2.1., 2.2.9., 2.2.2. устава МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" данное учреждение наделено функциями заказчика по капитальному. планово-предупредительному ремонтам многоквартирных жилых домов, техническому обслуживанию и эксплуатации многоквартирных домов, капитальному и текущему ремонтам дорог, внутриквартальных проездов, тротуаров, техническому содержанию улично-дорожной сети района, целями и задачами которой являются осуществлять контроль за внешним состоянием многоквартирных домов, дорог и тротуаров, объектов внешнего благоустройства, обеспечивать сохранность жилого фонда, осуществлять управление коммунальным и дорожным хозяйством, включая объекты внешнего благоустройства, проведение работ по благоустройству территории и капитальному ремонту жилищного фонда, управление многоквартирными домами, в том числе домом по ул. 40 лет ВЛКСМ, 8 в Красноармейском районе г. Волгограда.
Апелляционный суд считает неправомерным довод заявителя о том, что МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" не является субъектом административной ответственности.
Отношения, связанные с управлением МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" многоквартирными домами, расположенными на территории Красноармейского района, в том числе и спорным многоквартирным домом, возникли до вступления в силу Жилищного Кодекса Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доказательств того, что на момент вынесения оспариваемого постановления о привлечении заявителя к административной ответственности собственники спорного дома выбрали способы управления домом, исключившие участие Учреждения, заявителем не представлено.
Таким образом, на основании вышеизложенного, учитывая, что иной способ управления собственниками жилых помещений в многоквартирном доме N 8 по ул. 40 лет ВЛКСМ не избран, все права и обязанности управляющей организации по договору управления многоквартирным домом, предусмотренным ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов, в настоящее время до выбора способа управления многоквартирным домом возложены именно на МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда".
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции обоснованно не принят довод заявителя о том, что МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" предприняло все зависящие от учреждения меры для надлежащего обслуживания технических домов.
С целью выполнения уставных задач учреждения, МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда", действуя как управляющая организация, заключило договор на оказание услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 01.08.2005 года N 36/24, с Красноармейским филиалом ООО "Тракторозаводское жилье", соглашением от 12.01.2006 г. в вышеуказанный договор были внесены изменения в связи с реорганизацией ООО "Тракторозаводское жилье" в форме присоединения к ООО "Жилищная эксплуатационная компания", согласно соглашению от 12.01.2006 г. стороной по договору выступает ООО "ЖЭК". Согласно договору МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" выступает "Заказчиком" услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовых территорий, находящихся в его оперативном управлении, и действует от имени населения.
Согласно указанному договору, ООО "ЖЭК" обеспечивает выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовых территорий на основании заключенного с МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" договора, при нарушении обязательств которого эксплуатирующая организация несет ответственность в соответствии с договором и гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 3.5.1 договора от 01.08.2005 года N 36/24 МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда", как "заказчик", имеет право проводить обследования, проверки санитарного и технического состояния домов с прилегающими территориями, оценивать качество выполнения порученных Эксплуатирующей организации работ в соответствии с критериями качества, установленными в соответствии с требованиями договора, ГОСТов, СниПов, СаНПина, ПБУЭЛ и других нормативных документов; требовать от Эксплуатирующей организации при выявлении недостатков в оказанных услугах безвозмездного устранения недостатков.
Более того, МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" получало от граждан плату за управление жилым домом. Постановлением администрации Волгограда от 27.01.2006 г. N 93 "Об установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения Волгограда" с 01.03.2006 года установлена плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом в случае, когда собственники помещений не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, которая составляет 0,25 руб. за 1 кв. м в месяц.
Вина МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" состоит в том, что муниципальное учреждение, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание и ремонт жилых домов и надлежащее техническое обслуживание, не приняло всех мер по надлежащей эксплуатации жилых домов в соответствии с Правилами.
Муниципальным учреждением не осуществлялось также должного контроля за выполнением договорных обязательств ООО "ЖЭК", связанных со своевременным устранением неисправностей инженерного оборудования и конструктивных элементов зданий, техническим содержанием их придомовой территории, состоянием объектов внешнего благоустройства, со стороны муниципального учреждения не принималось соответствующих мер к эксплуатирующей организации за ненадлежащее исполнение условий договора.
Доказательств того, что заявителем принимались исчерпывающие меры в связи с нарушением ООО "ЖЭК" своих обязательств по содержанию и ремонту жилых домов суду представлено не было.
Проведенные работы в доме N 8 по ул. 40 лет ВЛКСМ по заделке трещины на сопряжении цоколя и отмостки у подъезда N 1 и с торца жилого дома, ремонту и окраске скамеек, ремонту штукатурного слоя приямка в торцевой части фасада, внутренних дверей в подъездах жилого дома, цоколя между подъездами N 3 - 4, по мытью оконного остекления, заделки трещины в кирпичной кладке фасада с торца жилого дома, устранению нарушений бетонного слоя полов в тамбуре подъезда подтверждают лишь частичное устранение выявленных в ходе проверки нарушений в содержании дома.
Административным органом при вынесении оспариваемого постановления был учтен тот факт, что МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" принимались меры по устранению нарушений и частично нарушения устранены и Учреждению наказание назначено в минимальном размере санкции предусмотренного статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При сложившихся обстоятельствах, судом правильно установлено, что в деяниях МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Поскольку судами установлен факт административного правонарушения, вмененного заявителю, а также и то, что порядок привлечения к административной ответственности инспекцией не нарушен и не оспаривается МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-15028/08-С45 от 23.09.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Волгоградской области.

Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)