Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.В. Гричановской
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
в отсутствие лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
на решение от 7 октября 2013 года
по делу N А37-1269/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Нестеровой Н.Ю.
открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (ОГРН 1054900008811, ИНН 4909025803)
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Магаданской области) N 498 от 18.06.2013 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 9 000 рублей.
Указанное дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с частью 1 статьи 227 АПК РФ без вызова сторон на основании представленных документов.
Решением от 7 октября 2013 года суд отказал в удовлетворении заявленных требований ввиду доказанности факта совершения обществом административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Магаданэнерго" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление Роспотребнадзора по Магаданской области в представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ с учетом положений статьи 272.1 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании информации прокуратуры по заявлению потребителя услуг о нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о размере платы за коммунальную услугу - отоплению и горячему водоснабжению в январе - феврале 2013 года Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области 22.04.2013 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Магаданэнерго" и ООО "Жилсервис-Магадан".
По результатам административного расследования установлено, что в платежных документах за январь - февраль 2013 года, направленных потребителю обществом указаны сведения о размере платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды по горячему водоснабжению. В то время как, нормой пункта 71 статьи 155 ЖК РФ определено, что плата за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, вносится управляющей организации.
Следовательно, действия общества по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды за январь - февраль 2013 года с потребителя свидетельствуют о предоставлении ОАО "Магаданэнерго" недостоверной информации потребителям коммунальных услуг об оказываемых услугах, в данном случае - об обязанности потребителя вносить плату непосредственно ресурсоснабжающей организации.
В платежном документе за январь 2013 года ОАО "Магаданэнерго" предоставило сведения о количестве проживающих - 0, объеме коммунальной услуги по горячему водоснабжению на индивидуальное потребление - 0,00000 куб. м, размере платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на индивидуальное потребление - 0,00 руб., перерасчетах всего ** - 0,00 руб.; в платежном документе за февраль 2013 - сведения о количестве проживающих - 1, объеме коммунальной услуги по горячему водоснабжению на индивидуальное потребление - 3,60000 куб. м, размере платы за коммунальную услугу на индивидуальное потребление по горячему водоснабжению - 612,97 руб., перерасчетах всего ** - 5447,65 руб. **8.
Согласно коду 8 перерасчет был произведен на основании изменения количества проживающих. Из представленной МБУ "Горжилсервис" справки с места жительства от 30.01.2013 следует, что с 26.11.2008 количество проживающих в квартире остается неизменным (1 чел.). Согласно информации ОАО "Магаданэнерго" из финансовых лицевых счетов N 0001062691 по начислениям за период с августа 2004 года, по январь 2013 года и с января 2012 года по март 2013 года начисления за коммунальную услугу на индивидуальное потребление по горячему водоснабжению потребителю проводились с декабря 2008 года по май 2012 года и далее в феврале 2013 года. С мая 2012 года по февраль 2013 года начисления не проводились, перерасчет размера платы в размере 5 447,65 руб. выставлен в платежном документе за февраль 2013 года.
Таким образом, сведения (информация) о количестве проживающих, размере перерасчета (доначисления) платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на индивидуальное потребление в платежных документах за январь, февраль 2013 при неизменном количестве проживающих в указанной квартире с 26.11.2008 являются недостоверными, что является нарушением статьи 1, пункта 5 статьи 4, статей 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, пункта 69 Правил N 354.
По признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, административным органом 06.06.2013 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, 18.06.2013 вынесено постановление N 498, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 9 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, ОАО "Магаданэнерго" обратилось в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, установленные Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) права потребителя.
Названный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, и требования, устанавливающие права потребителей на получение информации об услугах и об их исполнителях.
Согласно статье 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
При этом, в силу статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 155 ЖК РФ регламентирован порядок внесения гражданами платы за коммунальные услуги, который зависит от того, является ли гражданин собственником помещения или его нанимателем, а также от выбранного способа управления домом.
Согласно части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В соответствии с частью 16 статьи 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Количество электроэнергии, потребленной в многоквартирном доме на общедомовые нужды, потери в сетях, напрямую зависит от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых электросетей и электрооборудования, своевременному выявлению несанкционированных подключений.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Согласно пункту 31 Правил N 354, исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с п. 20 настоящих Правил; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 165 ЖК РФ исполнителями коммунальных услуг являются лица, осуществляющие предоставление коммунальных услуг.
Абзацем 6 пункта 2 Правил N 354 предусмотрено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.
Согласно пункту 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ и статьи 171 ЖК РФ.
В силу пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, из указанных норм жилищного законодательства следует, что плата за коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям только на основании решения общего собрания собственников помещений.
При этом право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающим организациям не предоставлено.
Положения статьи 155 ЖК РФ, регулирующие порядок оплаты коммунальных услуг, носят императивный характер и не могут изменяться на основании соглашений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом N 55 по Набережной реки Магаданки в городе Магадане, находится в управлении управляющей организации ООО "ГУК "РЭУ-6".
Решения о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги, в том числе за потребленное горячее водоснабжение и отопление в жилых помещениях многоквартирного дома на общих собраниях собственников помещений не принималось.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг и организацией, отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям, проживающих по указанному адресу, предоставляются коммунальные услуги, является ООО "ГУК "РЭУ-6".
Соответственно, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги с граждан, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов возложена на управляющую организацию ООО "ГУК "РЭУ-6".
Однако, потребитель получила за январь - февраль 2013 года от ОАО "Магаданэнерго" платежный документ (квитанцию) с начислением платы за потребленное горячее водоснабжение и отопление, в том числе потребленную при использовании общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды).
Жилищное законодательство разделяет понятия коммунальных услуг, предоставленных потребителю, и коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном жилом доме.
В силу перечисленных норм ЖК РФ право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающим организациям не предоставлено, поскольку плата за коммунальные услуги может вноситься на основании решения общего собрания собственников помещений ресурсоснабжающим организациям за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, указанные нормы ЖК РФ исключают возможность внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям независимо от наличия или отсутствия решения общего собрания собственников помещений.
Ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, поскольку не являются исполнителями коммунальных услуг и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
При этом граждане также не являются исполнителями услуг по содержанию общего имущества дома, не влияют на экономию коммунальных ресурсов при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и ресурсоснабжающей организации по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования коммунального ресурса управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку ресурсоснабжающая организация заинтересована в оплате общего количества проданного ресурса и не связана перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.
Между тем, начисление и взимание платы за потребленное горячее водоснабжение и отопление в жилых помещениях при использовании общего имущества за январь - февраль 2013 года производило ОАО "Магаданэнерго", что свидетельствует о предоставлении недостоверной информации потребителям об обязанности оплачивать коммунальную услугу за потребленное горячее водоснабжение и отопление, в том числе при использовании имущества многоквартирного дома непосредственно ресурсоснабжающей организации, что является нарушением статей 4, 8, 10 Закона о защите прав потребителей, части 6.3 статьи 155 ЖК РФ.
Учитывая, что обязанность по начислению и взиманию коммунальных платежей с населения, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов возложена на ООО "ГУК "РЭУ-6", являющимся исполнителем коммунальных услуг, суд пришел к выводу, что действия ОАО "Магаданэнерго" по начислению и взиманию платы за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение при использовании общего имущества многоквартирного дома N 55 по Набережной реки Магаданки в городе Магадане являются неправомерными.
Таким образом, судом установлено, что сведения (информация) о количестве проживающих, размере перерасчета (доначисления) платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на индивидуальное потребление в платежных документах за январь, февраль 2013 при неизменном количестве проживающих в указанной квартире с 26.11.2008 являются недостоверными, что является нарушением статьи 1, пункта 5 статьи 4, статей 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, пункта 69 Правил N 354.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно согласился с содержащимся в оспариваемом постановлении N 498 от 18.06.2013 выводом административного органа о нарушении ОАО "Магаданэнерго" положений ЖК РФ и Закона РФ "О защите прав потребителей".
В соответствии ос статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает также, что юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершенного заявителем административного правонарушения подтвержден и доказан материалами дела.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у заявителя имелась реальная возможность по соблюдению установленных правил и норм, однако, юридическое лицо не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности для надлежащего исполнения своих обязательств, что привело к совершению административного правонарушения.
Таким образом, вывод административного органа о наличии в действиях ОАО "Магаданэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, признается обоснованным.
Привлечение общества к административной ответственности осуществлено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным судом не установлено.
Существенные процессуальные нарушения, исключающие возможность всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, судом не установлены, порядок привлечения к административной ответственности, срок давности установленный статьей 4.5 КоАП РФ не нарушены.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, и не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права.
Несогласие с выводами суда не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 07 октября 2013 года по делу N А37-1269/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2013 N 06АП-6001/2013 ПО ДЕЛУ N А37-1269/2013
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2013 г. N 06АП-6001/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.В. Гричановской
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
в отсутствие лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
на решение от 7 октября 2013 года
по делу N А37-1269/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Нестеровой Н.Ю.
открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (ОГРН 1054900008811, ИНН 4909025803)
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Магаданской области) N 498 от 18.06.2013 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 9 000 рублей.
Указанное дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с частью 1 статьи 227 АПК РФ без вызова сторон на основании представленных документов.
Решением от 7 октября 2013 года суд отказал в удовлетворении заявленных требований ввиду доказанности факта совершения обществом административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Магаданэнерго" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление Роспотребнадзора по Магаданской области в представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ с учетом положений статьи 272.1 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании информации прокуратуры по заявлению потребителя услуг о нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о размере платы за коммунальную услугу - отоплению и горячему водоснабжению в январе - феврале 2013 года Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области 22.04.2013 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Магаданэнерго" и ООО "Жилсервис-Магадан".
По результатам административного расследования установлено, что в платежных документах за январь - февраль 2013 года, направленных потребителю обществом указаны сведения о размере платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды по горячему водоснабжению. В то время как, нормой пункта 71 статьи 155 ЖК РФ определено, что плата за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, вносится управляющей организации.
Следовательно, действия общества по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды за январь - февраль 2013 года с потребителя свидетельствуют о предоставлении ОАО "Магаданэнерго" недостоверной информации потребителям коммунальных услуг об оказываемых услугах, в данном случае - об обязанности потребителя вносить плату непосредственно ресурсоснабжающей организации.
В платежном документе за январь 2013 года ОАО "Магаданэнерго" предоставило сведения о количестве проживающих - 0, объеме коммунальной услуги по горячему водоснабжению на индивидуальное потребление - 0,00000 куб. м, размере платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на индивидуальное потребление - 0,00 руб., перерасчетах всего ** - 0,00 руб.; в платежном документе за февраль 2013 - сведения о количестве проживающих - 1, объеме коммунальной услуги по горячему водоснабжению на индивидуальное потребление - 3,60000 куб. м, размере платы за коммунальную услугу на индивидуальное потребление по горячему водоснабжению - 612,97 руб., перерасчетах всего ** - 5447,65 руб. **8.
Согласно коду 8 перерасчет был произведен на основании изменения количества проживающих. Из представленной МБУ "Горжилсервис" справки с места жительства от 30.01.2013 следует, что с 26.11.2008 количество проживающих в квартире остается неизменным (1 чел.). Согласно информации ОАО "Магаданэнерго" из финансовых лицевых счетов N 0001062691 по начислениям за период с августа 2004 года, по январь 2013 года и с января 2012 года по март 2013 года начисления за коммунальную услугу на индивидуальное потребление по горячему водоснабжению потребителю проводились с декабря 2008 года по май 2012 года и далее в феврале 2013 года. С мая 2012 года по февраль 2013 года начисления не проводились, перерасчет размера платы в размере 5 447,65 руб. выставлен в платежном документе за февраль 2013 года.
Таким образом, сведения (информация) о количестве проживающих, размере перерасчета (доначисления) платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на индивидуальное потребление в платежных документах за январь, февраль 2013 при неизменном количестве проживающих в указанной квартире с 26.11.2008 являются недостоверными, что является нарушением статьи 1, пункта 5 статьи 4, статей 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, пункта 69 Правил N 354.
По признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, административным органом 06.06.2013 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, 18.06.2013 вынесено постановление N 498, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 9 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, ОАО "Магаданэнерго" обратилось в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, установленные Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) права потребителя.
Названный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, и требования, устанавливающие права потребителей на получение информации об услугах и об их исполнителях.
Согласно статье 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
При этом, в силу статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 155 ЖК РФ регламентирован порядок внесения гражданами платы за коммунальные услуги, который зависит от того, является ли гражданин собственником помещения или его нанимателем, а также от выбранного способа управления домом.
Согласно части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В соответствии с частью 16 статьи 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Количество электроэнергии, потребленной в многоквартирном доме на общедомовые нужды, потери в сетях, напрямую зависит от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых электросетей и электрооборудования, своевременному выявлению несанкционированных подключений.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Согласно пункту 31 Правил N 354, исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с п. 20 настоящих Правил; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 165 ЖК РФ исполнителями коммунальных услуг являются лица, осуществляющие предоставление коммунальных услуг.
Абзацем 6 пункта 2 Правил N 354 предусмотрено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.
Согласно пункту 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ и статьи 171 ЖК РФ.
В силу пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, из указанных норм жилищного законодательства следует, что плата за коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям только на основании решения общего собрания собственников помещений.
При этом право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающим организациям не предоставлено.
Положения статьи 155 ЖК РФ, регулирующие порядок оплаты коммунальных услуг, носят императивный характер и не могут изменяться на основании соглашений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом N 55 по Набережной реки Магаданки в городе Магадане, находится в управлении управляющей организации ООО "ГУК "РЭУ-6".
Решения о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги, в том числе за потребленное горячее водоснабжение и отопление в жилых помещениях многоквартирного дома на общих собраниях собственников помещений не принималось.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг и организацией, отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям, проживающих по указанному адресу, предоставляются коммунальные услуги, является ООО "ГУК "РЭУ-6".
Соответственно, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги с граждан, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов возложена на управляющую организацию ООО "ГУК "РЭУ-6".
Однако, потребитель получила за январь - февраль 2013 года от ОАО "Магаданэнерго" платежный документ (квитанцию) с начислением платы за потребленное горячее водоснабжение и отопление, в том числе потребленную при использовании общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды).
Жилищное законодательство разделяет понятия коммунальных услуг, предоставленных потребителю, и коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном жилом доме.
В силу перечисленных норм ЖК РФ право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающим организациям не предоставлено, поскольку плата за коммунальные услуги может вноситься на основании решения общего собрания собственников помещений ресурсоснабжающим организациям за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, указанные нормы ЖК РФ исключают возможность внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям независимо от наличия или отсутствия решения общего собрания собственников помещений.
Ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, поскольку не являются исполнителями коммунальных услуг и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
При этом граждане также не являются исполнителями услуг по содержанию общего имущества дома, не влияют на экономию коммунальных ресурсов при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и ресурсоснабжающей организации по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования коммунального ресурса управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку ресурсоснабжающая организация заинтересована в оплате общего количества проданного ресурса и не связана перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.
Между тем, начисление и взимание платы за потребленное горячее водоснабжение и отопление в жилых помещениях при использовании общего имущества за январь - февраль 2013 года производило ОАО "Магаданэнерго", что свидетельствует о предоставлении недостоверной информации потребителям об обязанности оплачивать коммунальную услугу за потребленное горячее водоснабжение и отопление, в том числе при использовании имущества многоквартирного дома непосредственно ресурсоснабжающей организации, что является нарушением статей 4, 8, 10 Закона о защите прав потребителей, части 6.3 статьи 155 ЖК РФ.
Учитывая, что обязанность по начислению и взиманию коммунальных платежей с населения, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов возложена на ООО "ГУК "РЭУ-6", являющимся исполнителем коммунальных услуг, суд пришел к выводу, что действия ОАО "Магаданэнерго" по начислению и взиманию платы за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение при использовании общего имущества многоквартирного дома N 55 по Набережной реки Магаданки в городе Магадане являются неправомерными.
Таким образом, судом установлено, что сведения (информация) о количестве проживающих, размере перерасчета (доначисления) платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на индивидуальное потребление в платежных документах за январь, февраль 2013 при неизменном количестве проживающих в указанной квартире с 26.11.2008 являются недостоверными, что является нарушением статьи 1, пункта 5 статьи 4, статей 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, пункта 69 Правил N 354.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно согласился с содержащимся в оспариваемом постановлении N 498 от 18.06.2013 выводом административного органа о нарушении ОАО "Магаданэнерго" положений ЖК РФ и Закона РФ "О защите прав потребителей".
В соответствии ос статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает также, что юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершенного заявителем административного правонарушения подтвержден и доказан материалами дела.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у заявителя имелась реальная возможность по соблюдению установленных правил и норм, однако, юридическое лицо не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности для надлежащего исполнения своих обязательств, что привело к совершению административного правонарушения.
Таким образом, вывод административного органа о наличии в действиях ОАО "Магаданэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, признается обоснованным.
Привлечение общества к административной ответственности осуществлено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным судом не установлено.
Существенные процессуальные нарушения, исключающие возможность всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, судом не установлены, порядок привлечения к административной ответственности, срок давности установленный статьей 4.5 КоАП РФ не нарушены.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, и не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права.
Несогласие с выводами суда не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 07 октября 2013 года по делу N А37-1269/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)