Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мацкив Л.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего Коржакова И.П.
Судей Ивашневой Л.П., Шнытко С.М.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Н. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 16 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения Н., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда,
установила:
Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании Постановления Администрации г. Смоленска от 5.08.2011 N 1465-адм об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, просил обязать Администрацию г. Смоленска осуществить перевод нежилого помещения в жилое, ссылаясь на то, что является собственником здания N административно-жилого корпуса по ..., где проживает с семьей с 1994 г., земельный участок под указанным зданием принадлежит ему на праве собственности. С целью улучшения жилищных условий и для осуществления регистрации по адресу проживания обратился в Администрацию г. Смоленска с просьбой перевести нежилое здание в жилое, приложив при этом необходимые документы, в чем ему было необоснованно отказано.
Представитель Администрации г. Смоленска заявленные требования не признала, сославшись на несоблюдение заявителем условий перевода помещения и не предоставление необходимых документов, на расположение спорного помещения на земельном участке, находящемся в зоне Т1, не отвечающей требованиям возможного расположения объектов жилой застройки.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 16 ноября 2011 года в удовлетворении заявления Н. отказано.
В кассационной жалобе Н. просит решение суда отменить. Считает, что заявителем были представлены все необходимые документы. Земельный участок расположен в зоне Ж1, не имеется доказательств его расположения в зоне Т1. Суд неправильно распределили бремя доказывания, которое в данном случае лежит на Администрации г. Смоленска, которая не представила доказательств, подтверждающих обоснованность отказа в переводе помещения в жилое. В полномочия межведомственной комиссии не входит дача заключения относительно вопроса перевода нежилого помещения в жилое. Все помещения в здании фактически являются жилыми.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в указанном Положении требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления
В соответствии с ч. 1 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае
- 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов;
- 2) представления документов в ненадлежащий орган;
- 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
- 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
По смыслу ряда положений ч. ч. 2 - 4 ст. 85 ЗК РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, в частности, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Из материалов дела видно, что Н. является собственником здания нежилого назначения - административно-жилого корпуса N общей площадью 926,7 кв. м по ... и земельного участка площадью 11000 кв. м по указанному адресу с кадастровым номером N на основании договора дарения от 24.12.2010 г. и дополнительного соглашения к нему от 10.02.2011 г.
23.06.2011 г. Н. обратился в Администрацию г. Смоленска с заявлением о переводе указанного объекта недвижимости в жилое помещение, представив правоустанавливающие документы на здание, извлечение из технического паспорта и акт внеплановой проверки.
По результатам рассмотрения комиссией по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения от 20.07.2011 г. заявления Н. Постановлением Администрации г. Смоленска от 5.08.2011 г. N 1465-адм заявителю отказано в осуществлении перевода нежилого помещения в жилое помещение ввиду несоблюдения условий перевода помещения и непредставления документов, определенных ЖК РФ.
Уведомлением от 9.08.2011 г. заместителя Главы администрации г. Смоленска-начальника управления муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Смоленска - главным муниципальным земельным инспектором заявитель проинформирован о несоблюдении условий перевода и по причине расположения здания на земельном участке в зоне Т1 - зоне размещения автотранспортных предприятий, с включением объектов инженерной инфраструктуры. Основания отказа предусмотрены п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ.
Судом установлено, что первый этаж (14 помещений), второй этаж (20 помещений) и подвал включают в себя четыре жилых помещения второго этажа, а в целом объект имеет свое нежилое назначение. Земельный участок, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимости, отнесен к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - для обеспечения объекта по производству товаров народного потребления.
Здание административно-жилого комплекса расположено в зоне Т1 - зоне размещения автотранспортных предприятий, с включением объектов инженерной инфраструктуры. Согласно Правилам землепользования и застройки г. Смоленска, утв. решением Смоленского городского совета от 28.02.2007 г. N 490, целью выделения зоны Т1 является формирование комплексов объектов транспортной инфраструктуры, которая не предусматривает такой вид использования земельных участков объектов капитального строительства как жилое.
Оценив доказательства по делу, принимая во внимание, что акт внеплановой проверки Главного управления Государственной жилищной инспекции Смоленской области Администрации Смоленской области от 22.08.2008 г. свидетельствует лишь о констатации факта наличия административного здания с помещениями, оборудованными под жилые и ведущейся в связи с этим работой по регистрации данных помещений в качестве жилых, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Администрации г. Смоленска не было оснований для принятия положительного решения.
Доводы Н. о том, что строительство административно - жилого комплекса осуществлялось, когда территория земельного участка не входила в городскую черту (в 1969 г.), т.е. до того, когда происходило территориальное зонирование города, суд обоснованно посчитал не имеющими правового значения, поскольку возможность использования земельного участка в соответствующих целях определяется уполномоченным органом с учетом градостроительных и иных условий использования соответствующей территории на момент уже установленных и существующих градостроительных регламентов.
Доводы о неправильном распределении бремени доказывания не являются основанием для отмены решения, поскольку судом установлена правомерность отказа Администрации г. Смоленска.
Доводы жалобы Н. о том, что земельный участок расположен в зоне Ж1, проверялись судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Суждения в жалобе о неверных выводах суда, касающихся межведомственной комиссии, несостоятельны.
Требования, предъявляемые к жилым помещениям, указаны в ст. 15 ЖК РФ и Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47). В соответствии с указанными правовыми нормами жилым помещением признается изолированное помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям, предназначенное для постоянного проживания граждан. В Положении, в частности, формулируются требования к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения (п. 10), обустройству и оборудованию жилого помещения (п. 11), инженерным системам (12 - 14). В Положении также содержатся требования к объемно-планировочным решениям жилых помещений (п. 20), инсоляции (п. 21), напряженности электрического поля, индукции магнитного поля (п. 30). Правила, содержащиеся в указанном Положении, утвержденном во исполнение ст. 15 ЖК РФ, применяются при решении вопроса о переводе нежилого помещения в жилое помещение.
А в силу п. 7 вышеназванного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия.
В то же время, по пояснениям заявителя, он для получения заключения о возможности использования спорных нежилых помещений в качестве жилых не обращался.
Поэтому доводы о том, что все помещения в здании фактически являются жилыми с приложением изображений, факт проживания в доме не свидетельствуют о том, что данное помещение безусловно подлежало признанию таковым на основании представленных в Администрацию г. Смоленска документов. Соответственно и ссылка в жалобе на то, что суд неверно истолковал п. 5 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, основана на ошибочном понимании закона.
Доводы жалобы не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного решения по делу, основаны на ошибочном понимании нормативных правовых актов, поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 16 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Н. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-86/12
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2012 г. по делу N 33-86/12
Судья Мацкив Л.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего Коржакова И.П.
Судей Ивашневой Л.П., Шнытко С.М.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Н. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 16 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения Н., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда,
установила:
Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании Постановления Администрации г. Смоленска от 5.08.2011 N 1465-адм об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, просил обязать Администрацию г. Смоленска осуществить перевод нежилого помещения в жилое, ссылаясь на то, что является собственником здания N административно-жилого корпуса по ..., где проживает с семьей с 1994 г., земельный участок под указанным зданием принадлежит ему на праве собственности. С целью улучшения жилищных условий и для осуществления регистрации по адресу проживания обратился в Администрацию г. Смоленска с просьбой перевести нежилое здание в жилое, приложив при этом необходимые документы, в чем ему было необоснованно отказано.
Представитель Администрации г. Смоленска заявленные требования не признала, сославшись на несоблюдение заявителем условий перевода помещения и не предоставление необходимых документов, на расположение спорного помещения на земельном участке, находящемся в зоне Т1, не отвечающей требованиям возможного расположения объектов жилой застройки.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 16 ноября 2011 года в удовлетворении заявления Н. отказано.
В кассационной жалобе Н. просит решение суда отменить. Считает, что заявителем были представлены все необходимые документы. Земельный участок расположен в зоне Ж1, не имеется доказательств его расположения в зоне Т1. Суд неправильно распределили бремя доказывания, которое в данном случае лежит на Администрации г. Смоленска, которая не представила доказательств, подтверждающих обоснованность отказа в переводе помещения в жилое. В полномочия межведомственной комиссии не входит дача заключения относительно вопроса перевода нежилого помещения в жилое. Все помещения в здании фактически являются жилыми.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в указанном Положении требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления
В соответствии с ч. 1 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае
- 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов;
- 2) представления документов в ненадлежащий орган;
- 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
- 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
По смыслу ряда положений ч. ч. 2 - 4 ст. 85 ЗК РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, в частности, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Из материалов дела видно, что Н. является собственником здания нежилого назначения - административно-жилого корпуса N общей площадью 926,7 кв. м по ... и земельного участка площадью 11000 кв. м по указанному адресу с кадастровым номером N на основании договора дарения от 24.12.2010 г. и дополнительного соглашения к нему от 10.02.2011 г.
23.06.2011 г. Н. обратился в Администрацию г. Смоленска с заявлением о переводе указанного объекта недвижимости в жилое помещение, представив правоустанавливающие документы на здание, извлечение из технического паспорта и акт внеплановой проверки.
По результатам рассмотрения комиссией по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения от 20.07.2011 г. заявления Н. Постановлением Администрации г. Смоленска от 5.08.2011 г. N 1465-адм заявителю отказано в осуществлении перевода нежилого помещения в жилое помещение ввиду несоблюдения условий перевода помещения и непредставления документов, определенных ЖК РФ.
Уведомлением от 9.08.2011 г. заместителя Главы администрации г. Смоленска-начальника управления муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Смоленска - главным муниципальным земельным инспектором заявитель проинформирован о несоблюдении условий перевода и по причине расположения здания на земельном участке в зоне Т1 - зоне размещения автотранспортных предприятий, с включением объектов инженерной инфраструктуры. Основания отказа предусмотрены п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ.
Судом установлено, что первый этаж (14 помещений), второй этаж (20 помещений) и подвал включают в себя четыре жилых помещения второго этажа, а в целом объект имеет свое нежилое назначение. Земельный участок, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимости, отнесен к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - для обеспечения объекта по производству товаров народного потребления.
Здание административно-жилого комплекса расположено в зоне Т1 - зоне размещения автотранспортных предприятий, с включением объектов инженерной инфраструктуры. Согласно Правилам землепользования и застройки г. Смоленска, утв. решением Смоленского городского совета от 28.02.2007 г. N 490, целью выделения зоны Т1 является формирование комплексов объектов транспортной инфраструктуры, которая не предусматривает такой вид использования земельных участков объектов капитального строительства как жилое.
Оценив доказательства по делу, принимая во внимание, что акт внеплановой проверки Главного управления Государственной жилищной инспекции Смоленской области Администрации Смоленской области от 22.08.2008 г. свидетельствует лишь о констатации факта наличия административного здания с помещениями, оборудованными под жилые и ведущейся в связи с этим работой по регистрации данных помещений в качестве жилых, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Администрации г. Смоленска не было оснований для принятия положительного решения.
Доводы Н. о том, что строительство административно - жилого комплекса осуществлялось, когда территория земельного участка не входила в городскую черту (в 1969 г.), т.е. до того, когда происходило территориальное зонирование города, суд обоснованно посчитал не имеющими правового значения, поскольку возможность использования земельного участка в соответствующих целях определяется уполномоченным органом с учетом градостроительных и иных условий использования соответствующей территории на момент уже установленных и существующих градостроительных регламентов.
Доводы о неправильном распределении бремени доказывания не являются основанием для отмены решения, поскольку судом установлена правомерность отказа Администрации г. Смоленска.
Доводы жалобы Н. о том, что земельный участок расположен в зоне Ж1, проверялись судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Суждения в жалобе о неверных выводах суда, касающихся межведомственной комиссии, несостоятельны.
Требования, предъявляемые к жилым помещениям, указаны в ст. 15 ЖК РФ и Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47). В соответствии с указанными правовыми нормами жилым помещением признается изолированное помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям, предназначенное для постоянного проживания граждан. В Положении, в частности, формулируются требования к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения (п. 10), обустройству и оборудованию жилого помещения (п. 11), инженерным системам (12 - 14). В Положении также содержатся требования к объемно-планировочным решениям жилых помещений (п. 20), инсоляции (п. 21), напряженности электрического поля, индукции магнитного поля (п. 30). Правила, содержащиеся в указанном Положении, утвержденном во исполнение ст. 15 ЖК РФ, применяются при решении вопроса о переводе нежилого помещения в жилое помещение.
А в силу п. 7 вышеназванного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия.
В то же время, по пояснениям заявителя, он для получения заключения о возможности использования спорных нежилых помещений в качестве жилых не обращался.
Поэтому доводы о том, что все помещения в здании фактически являются жилыми с приложением изображений, факт проживания в доме не свидетельствуют о том, что данное помещение безусловно подлежало признанию таковым на основании представленных в Администрацию г. Смоленска документов. Соответственно и ссылка в жалобе на то, что суд неверно истолковал п. 5 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, основана на ошибочном понимании закона.
Доводы жалобы не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного решения по делу, основаны на ошибочном понимании нормативных правовых актов, поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 16 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Н. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)