Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Нефедовой О.Ю. и Марьянковой Н.В., рассмотрев 04.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2012 (судья Бобарыкина О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 (судьи Горшелев В.В., Аносова Н.В., Попова Н.М.) по делу N А56-36483/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района", место нахождения: 195176, Санкт-Петербург, Б.Пороховская ул., д. 37, корп. 2, ОГРН 1089847180763 (далее - ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, ул. Тарасова, д. 8, корп. 1, ОГРН 1037816003917 (далее - Красногвардейское РЖА, Учреждение), о взыскании 43 699 руб. 08 коп. задолженности.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" увеличило размер требования до 280 003 руб. 32 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищный комитет, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129; Комитет финансов, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16, ОГРН 1027810256352; и государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ГУП "ВЦКП ЖХ").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012, заявленный иск удовлетворен в полном объеме. С Красногвардейского РЖА взыскано в пользу ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" 280 003 руб. 32 коп. задолженности.
В кассационной жалобе Учреждение просит принятые по делу судебные акты отменить. В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что Учреждение хоть и осуществляет функции наймодателя, не наделено функциями собственника, и поэтому не может нести бремя содержания имущества многоквартирного дома.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, в соответствии с пунктом 1.1 договоров от 30.06.2010 N 2038-100/1 и от 11.07.2008 N 2038-100 Красногвардейское РЖА обеспечивает только перечисление управляющей организации денежных средств, поступивших на расчетный счет ГУП "ВЦКП "ЖХ". Условий об оплате Учреждением той части денежных средств, которую недоплатили наниматели, за счет собственных средств (средств бюджета Санкт-Петербурга), либо за счет иных источников, названные договоры не содержат. Поэтому оснований для взыскания задолженности с Учреждения, по мнению подателя кассационной жалобы, не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит в ее удовлетворении отказать.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность решения суда первой инстанции от 03.09.2012 и постановления суда апелляционной инстанции от 30.11.2012, обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, между Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (собственником) и ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (управляющей организацией) заключены договоры от 30.06.2010 N 2038-100/1 и от 11.07.2008 N 2038-100 управления многоквартирным домом между управляющей организацией и жилищной организацией, выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга - собственника жилых и нежилых помещений в этом доме (далее - договоры), по которым управляющая организация по заданию собственника обязуется обеспечивать управление многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Конторская ул., д. 14, обеспечивать предоставление в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, коммунальных услуг, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, а собственник обязуется обеспечивать перечисление управляющей организации платы за выполненные работы и оказанные услуги.
Согласно пункту 2.3.1 договоров Учреждение обязано в пределах выделенных бюджетных ассигнований вносить исполнителю плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, в том числе за управление ими, а также оплачивать коммунальные услуги, предоставленные в помещениях, являющихся собственностью Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.2 договоров предусмотрено, что заказчик ежемесячно обеспечивает внесение платы за работы и услуги при условии надлежащего исполнения указанных работ и услуг.
В силу пункта 3.3 договоров собственник перечисляет исполнителю платежи нанимателей жилых помещений в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством, поступившие на счет государственного унитарного предприятия "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" на основании платежных документов, формируемых последним по договору с заказчиком.
Поскольку Учреждением надлежащим образом обязательство по внесению платы по договорам за оказанные Обществом услуги за период с 01.06.2009 по 30.06.2012 не исполнено, последнее обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судами при удовлетворении иска правильно применены положения статей 309, 310, 210, 249, 401, 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также части 3 статьи 30 и статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного жилого фонда Санкт-Петербурга на являются стороной по договорам, в связи с чем суды указали, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги в рамках договора управления многоквартирным домом возникает перед Обществом именно у Учреждения, а неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги на расчетный счет ГУП "ВЦКП ЖХ" не освобождает от соответствующей обязанности Учреждение.
Обязанность Учреждения нести расходы по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р), в соответствии с пунктом 1.1 которого Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, оплачивает фактически потребляемые коммунальные услуги, несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Пунктами 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, предусмотрено, что расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание находящегося в его собственности жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме (далее - Помещение), а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения Помещения.
Задолженность в заявленном истцом размере подтверждается материалами дела.
Ссылка подателя кассационной жалобы на часть 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, судом кассационной инстанции не принимается исходя из следующего.
В Санкт-Петербурге сложился иной порядок перечисления денежных средств нанимателями жилых помещений. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится не непосредственно управляющей организации, а через ГУП "ВЦКП "ЖК".
Таким образом, правила части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не реализованы.
Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
При таком положении оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Поскольку в удовлетворении кассационной жалобы отказывается, уплаченная при ее подаче государственная пошлина не перераспределяется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 по делу N А56-36483/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ШПАЧЕВА
Судьи
О.Ю.НЕФЕДОВА
Н.В.МАРЬЯНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 04.03.2013 ПО ДЕЛУ N А56-36483/2012
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2013 г. по делу N А56-36483/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Нефедовой О.Ю. и Марьянковой Н.В., рассмотрев 04.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2012 (судья Бобарыкина О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 (судьи Горшелев В.В., Аносова Н.В., Попова Н.М.) по делу N А56-36483/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района", место нахождения: 195176, Санкт-Петербург, Б.Пороховская ул., д. 37, корп. 2, ОГРН 1089847180763 (далее - ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, ул. Тарасова, д. 8, корп. 1, ОГРН 1037816003917 (далее - Красногвардейское РЖА, Учреждение), о взыскании 43 699 руб. 08 коп. задолженности.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" увеличило размер требования до 280 003 руб. 32 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищный комитет, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129; Комитет финансов, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16, ОГРН 1027810256352; и государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ГУП "ВЦКП ЖХ").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012, заявленный иск удовлетворен в полном объеме. С Красногвардейского РЖА взыскано в пользу ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" 280 003 руб. 32 коп. задолженности.
В кассационной жалобе Учреждение просит принятые по делу судебные акты отменить. В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что Учреждение хоть и осуществляет функции наймодателя, не наделено функциями собственника, и поэтому не может нести бремя содержания имущества многоквартирного дома.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, в соответствии с пунктом 1.1 договоров от 30.06.2010 N 2038-100/1 и от 11.07.2008 N 2038-100 Красногвардейское РЖА обеспечивает только перечисление управляющей организации денежных средств, поступивших на расчетный счет ГУП "ВЦКП "ЖХ". Условий об оплате Учреждением той части денежных средств, которую недоплатили наниматели, за счет собственных средств (средств бюджета Санкт-Петербурга), либо за счет иных источников, названные договоры не содержат. Поэтому оснований для взыскания задолженности с Учреждения, по мнению подателя кассационной жалобы, не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит в ее удовлетворении отказать.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность решения суда первой инстанции от 03.09.2012 и постановления суда апелляционной инстанции от 30.11.2012, обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, между Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (собственником) и ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (управляющей организацией) заключены договоры от 30.06.2010 N 2038-100/1 и от 11.07.2008 N 2038-100 управления многоквартирным домом между управляющей организацией и жилищной организацией, выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга - собственника жилых и нежилых помещений в этом доме (далее - договоры), по которым управляющая организация по заданию собственника обязуется обеспечивать управление многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Конторская ул., д. 14, обеспечивать предоставление в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, коммунальных услуг, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, а собственник обязуется обеспечивать перечисление управляющей организации платы за выполненные работы и оказанные услуги.
Согласно пункту 2.3.1 договоров Учреждение обязано в пределах выделенных бюджетных ассигнований вносить исполнителю плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, в том числе за управление ими, а также оплачивать коммунальные услуги, предоставленные в помещениях, являющихся собственностью Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.2 договоров предусмотрено, что заказчик ежемесячно обеспечивает внесение платы за работы и услуги при условии надлежащего исполнения указанных работ и услуг.
В силу пункта 3.3 договоров собственник перечисляет исполнителю платежи нанимателей жилых помещений в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством, поступившие на счет государственного унитарного предприятия "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" на основании платежных документов, формируемых последним по договору с заказчиком.
Поскольку Учреждением надлежащим образом обязательство по внесению платы по договорам за оказанные Обществом услуги за период с 01.06.2009 по 30.06.2012 не исполнено, последнее обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судами при удовлетворении иска правильно применены положения статей 309, 310, 210, 249, 401, 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также части 3 статьи 30 и статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного жилого фонда Санкт-Петербурга на являются стороной по договорам, в связи с чем суды указали, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги в рамках договора управления многоквартирным домом возникает перед Обществом именно у Учреждения, а неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги на расчетный счет ГУП "ВЦКП ЖХ" не освобождает от соответствующей обязанности Учреждение.
Обязанность Учреждения нести расходы по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р), в соответствии с пунктом 1.1 которого Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, оплачивает фактически потребляемые коммунальные услуги, несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Пунктами 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, предусмотрено, что расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание находящегося в его собственности жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме (далее - Помещение), а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения Помещения.
Задолженность в заявленном истцом размере подтверждается материалами дела.
Ссылка подателя кассационной жалобы на часть 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, судом кассационной инстанции не принимается исходя из следующего.
В Санкт-Петербурге сложился иной порядок перечисления денежных средств нанимателями жилых помещений. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится не непосредственно управляющей организации, а через ГУП "ВЦКП "ЖК".
Таким образом, правила части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не реализованы.
Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
При таком положении оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Поскольку в удовлетворении кассационной жалобы отказывается, уплаченная при ее подаче государственная пошлина не перераспределяется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 по делу N А56-36483/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ШПАЧЕВА
Судьи
О.Ю.НЕФЕДОВА
Н.В.МАРЬЯНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)