Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10644-2012

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 декабря 2012 г. по делу N 33-10644-2012


Судья Шевченко В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей: Рудь Е.П., Сачкова А.Н.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Фоминой П.В.,
рассмотрела в открытом заседании апелляционную жалобу (основную и дополнительную) ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула, апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 ноября 2012 года по делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах М.Г.К. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Товариществу собственников жилья "А" об обязании произвести перерасчет оплаты за жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия

установила:

Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился в суд в интересах М.Г.К. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула (далее - УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула), Товариществу собственников жилья "А" (далее - ТСЖ "А") с иском о признании незаконными действий по расчету и назначению истцу 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; возложении на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула обязанности для расчета компенсации М.Г.К. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения * кв. м, в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги; возложении на ТСЖ "А" обязанности произвести расчет денежного эквивалента 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения - * кв. м с 01 января 2012 года; возложении на УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула обязанности произвести назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения - * кв. м с 01 января 2012 года.
В обоснование иска указывают, что истец является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированным лицами членов их семей. Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307: Р = S x N x T, где S - общая площадь отапливаемого помещения; N - тариф потребления тепловой энергии на отопление; T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответчиком ТСЖ "А" (организация поставщик) расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен из расчета социальной нормы, а не общей площади жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил признать незаконными действия по расчету и назначению истцу 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья за период времени с 01 января 2012 года по 24 июля 2012 года; обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации М.Г.К. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения * кв. м, расположенного по адресу: ***, в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги за период с 01 января 2012 года по 24 июля 2012 года; обязать Товарищество собственников жилья "А" произвести М.Г.К. расчет компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения * кв. м, расположенного по адресу: ***, с 01 января 2012 года по 24 июля 2012 года в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги: обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула произвести М.Г.К. назначение и выплату компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения * кв. м, расположенного по адресу: ***, за период с 01 января 2012 года по 24 июля 2012 года в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 ноября 2012 года (с учетом определения суда от 27 ноября 2012 г. об устранении описки) исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах М.Г.К. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Товариществу собственников жилья "А" об обязании произвести перерасчет оплаты за жилое помещение удовлетворены.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Товарищества собственников жилья "А" по расчету и назначению М.Г.К. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья за период с 01 января 2012 года по 24 июля 2012 года.
Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула обязано для расчета компенсации М.Г.К. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения * кв. м, расположенного по адресу: ***, в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги за период с 01 января 2012 года по 24 июля 2012 года.
Товарищество собственников жилья "А" обязано произвести М.Г.К. расчет компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения * кв. м, расположенного по адресу: ***, с 01 января 2012 года по 24 июля 2012 года в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.
Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула обязано произвести М.Г.К. назначение и выплату компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения * кв. м, расположенного по адресу: ***, за период с 01 января 2012 года по 24 июля 2012 года в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.
В апелляционной жалобе (основной и дополнительной) ответчик Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указал, что поскольку расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме, при этом ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации несут организации-поставщики услуг, поэтому Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, истцом в обоснование требований о признании действий ответчика незаконными в связи с предоставлением льготы в меньшем размере, не представлен расчет льготы, подтверждающий необходимость иного размера выплаты, однако, данное обстоятельство судом оставлено без внимания.
В апелляционной жалобе третье лицо - Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что поскольку ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации несут организации-поставщики услуг, поэтому действия органов социальной защиты населения по выплате гражданам компенсации производны от сведений, предоставляемых организациями-поставщиками услуг и не могут быть признаны недействительными. Кроме того, прокурором не были проанализированы произведенные организацией-поставщиком расчеты денежных эквивалентов, не были представлены доказательства, указывающие на неправильность расчетов, исходя из которых Управлением была выплачена компенсация, поэтому только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованы требования о том, имеется ли задолженность и в каком размере.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя третьего лица К.И.А., поддержавшего доводы жалобы, прокурора, возражавшего по доводам жалоб, судебная коллегия полагает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец М.Г.К. является реабилитированным лицом, проживает по адресу: **, общей площадью * кв. м и является сособственником данного жилого помещения.
На основании решения собрания собственников жилья по адресу улица ** в городе Барнауле от * года ТСЖ "А" осуществляет управление многоквартирным домом, производит начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, выдачу расчетно-платежных документов.
Также согласно имеющейся в материалах дела информации УСЗН по Индустриальному району о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", размер льготной площади у истца составляет по жилью * и по отоплению * (л.д. 31).
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 г. N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей по 24 июля 2012 г.) реабилитированным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Такие нормативы на территории г. Барнаула установлены постановлением администрации г. Барнаула от 26 января 2010 г. N 290 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг", в соответствии с Приложением N 1 к которому единицей измерения при расчете платы за отопление является Гкал на 1 кв. м. Расчет платы за отопление производится исходя из общей площади либо объема отапливаемого жилого помещения.
Статьей 2 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС и ч. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 г. N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации (п. 3 ст. 4 Закона Алтайского края N 156-ЗС).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 Закона (п. 7 ст. 4 Закона Алтайского края N 156-ЗС).
Аналогичные положения закреплены в п. 3 и п. 7 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года N 126.
С принятием Закона Алтайского края N 58-ЗС от 10.07.2012 г. выплата денежной компенсации реабилитированным лицам предусмотрена в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки.
Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 04.06.2012 г. N 239.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу, что при расчете норматива потребления коммунальных услуг в целях выплаты реабилитированному лицу компенсации 50% расходов на оплату тепловой энергии следует принимать во внимание общую площадь жилого помещения, поскольку для определения норматива потребления тепловой энергии законодательно в спорный период времени не было предусмотрено ограничение используемой при подсчете общей площади помещения социальной нормой предоставления.
Доводы апелляционных жалоб о том, что ответственным лицом за правильное начисление компенсации является исключительно организация-поставщик услуг, в связи с чем УСЗН - ненадлежащий ответчик, не основаны на законе.
Так, согласно вышеприведенному Закону Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг) рассчитывают только денежные эквиваленты мер социальной поддержки (п. 8 ст. 4), право определять объем льготы им не предоставлено.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия исходит из того, что без возложения на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула обязанности производить назначение исходя из общей площади жилого помещения для расчета компенсации решение суда не приведет к восстановлению и защите нарушенных прав истца.
Вопреки доводам жалобы, Управление, являясь уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения, обязано предоставлять в управляющую организацию списки льготополучателей с указанием размера общей площади жилого помещения и кода льготника для расчета денежных эквивалентов мер социальной поддержки.
Доводы жалоб о том, что прокурором не был представлен расчет в обоснование заявленных требований за спорный период, основаны на неверном толковании закона и не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения.
В соответствии с законом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу. Факт того, что М.Г.К. с 01 января 2012 г. по 24 июля 2012 г. в нарушение действующего в этот период законодательства ответчиками назначалась и рассчитывалась компенсация расходов по оплате отопления, исходя из площади жилого помещения * кв. м, в то время как следовало исходить из общей площади жилого помещения * кв. м, судом установлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что незаконными действиями ответчиков были нарушены права истца. Поскольку доказательств, которые бы опровергали данные выводы суда, ответчиками не представлено, у суда имелись основания для удовлетворения заявленных прокурором требований, направленных на восстановление нарушенного права материального истца.
Ссылка жалобы Главалтайсоцзащиты на то, что судом необоснованно оставлено без внимания ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, не принимается во внимание, так как требований о взыскании каких-либо сумм заявлено не было.
Иные доводы, которые могли бы повлечь отмену решения, апелляционные жалобы и дополнение к ней не содержат.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу (основную и дополнительную) ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула, апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Индустриально районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 ноября 2012 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)