Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2013 ПО ДЕЛУ N А11-3726/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2013 г. по делу N А11-3726/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2013.
Полный текст постановления изготовлен 25.07.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Логиновой О.А., Малышкиной Е.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Управляющая компания Собинского района" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.03.2013 по делу N А11-3726/2012, принятое судьей Холминой И.Ю. по иску открытого акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" (ОГРН 1053303600019, ИНН 3302021309), к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Управляющая компания Собинского района" (ОГРН 1053302408720, ИНН 3323008919), о взыскании 154 558 руб. 60 коп.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
установил:

открытое акционерное общество "Владимирская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Владимирэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Управляющая компания Собинского района" (далее - МУП ЖКХ "УК Собинского района", ответчик) о взыскании 154 558 руб. 60 коп. долга за электрическую энергию, отпущенную в период с 01.01.2012 по 29.02.2012 на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов, расположенных в с. Рождествено, с. Фетинино, д. Ворша, д. Толпухово, с. Ермонино, д. Васильевка, д. Глухово Собинского района, находящихся в управлении ответчика.
Решением от 25.03.2013 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленные исковые требования. Кроме того, взыскал с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5636 руб. 76 коп.
МУП ЖКХ "УК Собинского района", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, судом не в полной мере исследованы материалы дела, неверно применены нормы материального права, а также не дана правомерная оценка доводам ответчика.
Указал, что в ходе рассмотрения дела ответчиком был представлен расчет затрат на электроэнергию, согласно которого сумма затрат на места общего пользования составила за январь 2012 года - 21362,04 руб., за февраль 2012 года - 22212,68 руб. При этом ответчик руководствовался нормами постановления Правительства РФ N 307, исходя из нормы потребления электрической энергии в местах общего пользования равной 7 кВт на каждого зарегистрированного гражданина.
Также заявитель отметил, что между ОАО "Владимирэнергосбыт" и МУП ЖКХ "УК Собинского района" заключен договор энергоснабжения N 4246 от 01.06.2006, которым не предусмотрена плата за электроэнергию в МОП по многоквартирным домам, находящимся в управлении ответчика.
Стороны, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. Ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственники жилых помещений многоквартирных домов на территории Собинского района выбрали способ управления многоквартирными домами - управление МУП ЖКХ "УК Собинского района" и заключили договор управления вышеназванными многоквартирными домами от 01.01.2012. Предметом указанных договоров является оказание услуг и выполнение работ по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Для обеспечения нормального функционирования мест общего пользования многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ответчика, истец в период с 01.01.2012 по 29.02.2012 отпускал в эти дома электрическую энергию, используемую на освещение мест общего пользования и иные общедомовые нужды.
Поскольку многоквартирные жилые дома не оборудованы общедомовыми приборами учета электрической энергии (далее по тексту - ОДПУ), истец определил объем полезного отпуска электрической энергии в многоквартирные жилые дома, исходя из норматива потребления электрической энергии населением Владимирской области при отсутствии приборов учета, установленного постановлением Губернатора Владимирской области от 24.11.2006 N 805 (далее по тексту - постановление N 805).
Ссылаясь на положения действующего законодательства, содержащиеся в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту - Правила N 307), пунктах 11, 89 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, истец просил взыскать с ответчика, как управляющей компании, 154 558 рублей 60 копеек задолженности за электрическую энергию, отпущенную на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов, обслуживаемых ответчиком, за период с 01.01.2012 по 29.02.2012.
В связи с уклонением ответчика от исполнения обязательства по оплате стоимости фактически поставленной на общедомовые нужды электрической энергии истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу названной нормы закона по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона передают весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Обязанность исполнителя коммунальных услуг, каковым является ответчик, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, возникает у управляющей компании в силу пункта 49 Правил N 307.
К числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю исполнителем, отнесены услуги по электроснабжению, то есть круглосуточному обеспечению потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение (пункт 6 Правил N 307).
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах выбрали один из способов управления многоквартирным домом - управление управляющей компанией.
Следовательно, отношения по снабжению электрической энергией между жителями и энергоснабжающей организацией опосредованы участием управляющей компании - ответчиком, который является исполнителем коммунальных услуг для населения жилого фонда, находящегося у него в управлении.
В силу пункта 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с этими правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
На основании изложенных норм права именно управляющая организация является абонентом в отношениях с энергоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из абзаца третьего пункта 147 раздела XII Правил N 530, в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Указанный порядок вытекает из общего правила, закрепленного в пункте 136 раздела XII Правил N 530, в соответствии с которым положения этого раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Из вышеизложенного следует, что при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса, приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению N 2 к Правилам N 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.
Показания индивидуальных приборов учета электроэнергии судом не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее нормативное регулирование отношений по электроснабжению между "энергоснабжающей организацией" и "управляющей организацией" - исполнителем коммунальных услуг" допускает учет фактического потребления электроэнергии по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом, либо исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 22.09.2009 N 5290/11, от 15.07.2010 N 2380/10.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств, свидетельствующих о заключении собственниками договоров энергоснабжения мест общего пользования напрямую с ресурсоснабжающей организацией и фактической оплате отпущенной на общедомовые нужды электрической энергии, в материалы дела не представлено.
Факт отпуска электрической энергии в многоквартирные жилые дома, в том числе на общедомовые нужды, ее количество, стоимость, наличие и размер задолженности подтверждаются материалами дела, оплата долга ответчиком не произведена.
Расчет истца проверен судом и признан обоснованным.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца 154 558 руб. 60 коп. долга.
Доводы заявителя жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются.
Ссылка апеллянта на контррасчет долга, в основу которого ответчиком положено применение норматива потребления электрической энергии освещения мест общего пользования многоквартирного дома в размере 7 кВт.ч в месяц на 1 человека, не принимается.
Согласно пунктам 24, 25 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее - Правила N 306), а также решению Верховного Суда Российской Федерации N ГКПИ07-1019 от 02.10.2007 года, 7 кВт.ч в месяц на 1 человека - это расчетная величина, которая как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, поскольку используется органами власти субъектов РФ при расчете норматива электроснабжения по формулам, установленным приложением к Правилам.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии Правилами N 306.
Под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил N 306).
В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой в том числе для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, (пункт 30 Правил N 306).
Норматив потребления коммунальных услуг определяется либо рассчитывается по формулам, приведенным в приложении к Правилам (пункт 14).
Согласно пункту 25 приложения к Правилам N 306 расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.
В формуле норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений к показаниям, рассчитываемым для квартирного потребления, прибавляются показания по расходу электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, т.е. 7 кВт.ч в месяц на 1 человека (пункт 24 приложения к Правилам N 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4 Правил N 306).
Норматив потребления электрической энергии для граждан в спорный период был установлен постановлением Губернатора Владимирской области от 24.11.2006 N 805 "О нормативах потребления электрической энергии и газа населением Владимирской области при отсутствии приборов учета", в норматив включены расходы на электрическую энергию с учетом освещения мест общего пользования.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает установление норматива в виде единой величины, то есть без выделения в его составе отдельной строкой норматива потребления электрической энергии внутри жилого помещения, нормативных технологических потерь, а также нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды. Следовательно, лица, обязанные применять в расчетах за электрическую энергию соответствующий норматив потребления не вправе по своему усмотрению выделять из единой величины, установленной уполномоченным органом, какую-либо составляющую.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не установлено.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.03.2013 по делу N А11-3726/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия ЖКХ "Управляющая компания Собинского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.А.БОГУНОВА
Судьи
О.А.ЛОГИНОВА
Е.Л.МАЛЫШКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)