Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2013 ПО ДЕЛУ N А58-38/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. по делу N А58-38/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Клепиковой М.А., Капустиной Л.В.., при ведении протокола до перерыва помощником судьи Першиной А.В., после перерыва помощником судьи Зенчиком А.Н., рассмотрел в судебном заседании дело N А58-38/2013 по иску открытого акционерного общества "Саханефтегазсбыт" (ИНН 1435115270, ОГРН 1021401050857, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Чиряева, 3) к Администрации муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия) (ИНН 1421008085, ОГРН 1061421000882, 678103, Республика Саха (Якутия), г. Олекминск, ул. 50 лет Победы 71) о взыскании 1 522 215,90 руб.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищества собственников жилья "Нефтебаза" (ОГРН 1081421000330, ИНН 1421008737, адрес: 678100, Саха /Якутия/ Республика, Олекминский Улус, Нефтебаза Село, Набережная Улица, 30),
(суд первой инстанции: Аринчехина А.Ю.)
в судебном заседании, назначенном на 07 августа 2013 года, объявлялся перерыв до 16 часов 25 минут 14 августа 2013 года
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и

установил:

Открытое акционерное общество "Саханефтегазсбыт" (ИНН 1435115270, ОГРН 1021401050857, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Чиряева, 3) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, с последующим уточнением, к Администрации муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия) (ИНН 1421008085, ОГРН 1061421000882, 678103, Республика Саха (Якутия), г. Олекминск, ул. 50 лет Победы 71) о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 01.01.2009 N 1 на поставку тепловой энергии в размере 1 465 126 руб. 68 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 мая 2013 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на истечение срока исковой давности, ничтожность контракта в связи с подписанием его неуполномоченным лицом. Также ссылается на то, что суд не привлек к участию в деле ТСЖ "Нефтебаза", которая является третьей стороной контракта, не установил права собственности на помещения в многоквартирных домах, не проверил полномочия лиц, подписавших акты выполненных работ и счета. В представленном дополнении к апелляционной жалобе и отзывах на исковое заявление истца, третьего лица заявил ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.
В обоснование своих доводов представил копию бухгалтерской отчетности МКП "Теплоснаб" Олекминского района РС (Я) на 06.11.2012 года с бухгалтерским балансом, которая возвращается заявителю в связи с тем, что не имеет отношения к настоящему спору.
Истцом по делу доводы заявителя отклонены в представленном отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо ТСЖ "Нефтебаза" в отзыве на исковое заявление полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, в связи с истечением срока исковой давности.
В подтверждение своих полномочий представило протокол протоколом общего собрания собственников помещений от 25.08.2008 года, подтверждающий передачу муниципального фонда с. Нефтебаза в управление ТСЖ "Нефтебаза".
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
17.07.2013 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, поскольку суд первой инстанции при рассмотрении спора не привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора товарищество собственников жилья "Нефтебаза", права и интересы которого могут быть затронуты настоящим решением.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, изложенные в исковом заявлении, апелляционной жалобе, отзывах и письменных объяснениях по делу, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.02.2009 между ОАО "Саханефтегазсбыт" филиал Олекминской нефтебазы (поставщик) и Администрацией муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия) (заказчик) заключен муниципальный контракт N 1, согласно которому поставщик обязуется осуществлять поставку тепловой энергии для муниципального жилого фонда в соответствии с установленными договором условиями и величинами, указанными в Приложениях, являющимися неотъемлемой частью договора, а заказчик обязуется принимать и оплачивать за предъявленные услуги.
В соответствии с пунктами 9.1, 9.2 муниципального контракта определен срок действия контракта с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Приложением N 1 муниципального контракта определен расчет годовых объемов потребления теплоэнергии муниципального жилого фонда, который составил 2 441,60 Гкал за 2009 года на сумму без учета НДС 3 547 640 руб. 54 коп., с учетом НДС - 4 186 215 руб. 84 коп. (пунктом 4.7 муниципального контракта).
Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия) от 08.05.2001 N 504 "О передаче жилого фонда, клуба и детского сада с баланса ГП "Якутнефтепродукт" во владение, пользование и распоряжение Администрации Олекминского улуса, справкой Администрации муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия) от 22.03.2013 N 431 подтверждается, что жилые дома, расположенные по адресу: Республика Саха (Якутия), город Олекминск, село Нефтебаза, улица Набережная 3,5,14,7,11,13,15,10,17,12,19,6,21,23,18,20; улица Лесная, 2,8,10,12 являются объектами муниципальной собственности муниципального образования "Город Олекминск" и состоят на балансе муниципального образования.
В соответствии с пунктами 4.4, 2.4.1 муниципального контракта поставщик ежемесячно, до 10 числа, выставляет заказчику счет-фактуру за поставленную энергии. Счет-фактура должна быть оплачена в течение месяца со дня получения заказчиком. Своевременно и полностью производить оплату счетов-фактур за поставленную тепловую энергию по ценам и тарифам, согласно приложению N 1.
Приложением N 1 к контракту определен расчет годовых объемов потребления теплоэнергии на МЖФ отапливаемого Олекминской нефтебазой 2009 г.
Во исполнение условий муниципального контракта от 01.01.2009 N 1 истец осуществил ответчику поставку тепловой энергии период с января по май, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2009 год на сумму 4 129 126 руб. 68 коп., что подтверждается выставленными счетами - фактурами от 31.07.2009 N Олк7/000148 на сумму 2 419 632 руб. 74 коп., от 30.09.2009 N Олк9/000138 на сумму 129 771 руб. 82 коп., от 31.10.2009 N Олк10/00232 на сумму 347 456 руб. 68 коп., от 30.11.2009 N Олк11/00172 на сумму 565 139 руб. 82 коп., от 02.12.2009 N Олк12/00008 на сумму 724 214 руб. 84 коп., актами выполненных услуг от 31.07.2009 N 000000292, от 30.09.2009 N 000000361, от 31.10.2009 N 000000400, от 30.11.2009 N 000000437, от 02.12.2009 N 000000441, подписанные без разногласий.
Ответчиком была произведена частичная оплата в размере 2 664 000 руб. что подтверждается платежным поручением от 10.11.2009 N 130, поименованная как убытки (т. 1 л.д. 27). Стало быть, ответчиком возмещены убытки в виде межтарифной разницы, а не исполнены обязательства в качестве потребителя теплового ресурса.
Истец, полагая, что задолженность по муниципальному контракту должна быть погашена ответчиком в сумме 1 465 126 руб. 68 коп., как собственником жилого фонда, обратился в суд с названным иском.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать режим эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации возможность заключения договора энергоснабжения связана с наличием у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования. Фактическое потребление энергии определяется принадлежностью присоединенных к сетям энергоснабжающей организации сетей, через которые подается энергия (статьи 539, 544 Кодекса).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из подпункта 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг, гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества, в объемах, необходимых потребителю (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем коммунальных услуг с собственником или нанимателем соответствующего жилого помещения.
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Министерство регионального развития РФ письмом от 20.03.2007 года N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307" указало, что только при непосредственном управлении домом ресурсоснабжающая организация может заключать с гражданами, проживающими в многоквартирном доме, договоры о приобретении коммунального ресурса (пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 3 и подпунктами "а"-"г" пункта 49 Правил N 307 обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
На отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг многоквартирного жилого дома, распространяется действие Правил N 307, в соответствии с положениями которых абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией является исполнитель коммунальных услуг, понятие которого определено пунктом 3 указанных Правил: - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Кроме того, в силу пункта 89 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с указанными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
При определении обязанного лица по оплате коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, законодатель исходит из того, что после реализации собственниками жилого дома своего права на избрание способа управления многоквартирным домом (пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) лицом, владеющим энергопринимающим устройством многоквартирного дома, по смыслу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации становится управляющая организация либо ТСЖ (в зависимости от способа управления), которые приобретают статус абонента - потребителя коммунальных услуг по отношению ко всему многоквартирному дому (совокупность всех жилых и нежилых помещений расположенных внутри дома), либо собственники жилых помещений (при избрании непосредственного способа управления), на которых в силу пункта 49 Правил N 307 возлагается обязанность заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, в том числе, договор на энергоснабжение.
Из преамбулы заключенного муниципального контракта от 01.01.2009, стороной договора - потребителем значится ТСЖ "Нефтебаза".
Кроме того, факт выбора жильцами муниципального фонда с.Нефтебаза способа управления домами подтвержден представленным ТСЖ "Нефтебаза" протоколом общего собрания собственников помещений от 25.08.2008 года, следовательно, муниципальный жилой фонд передан в управление ТСЖ "Нефтебаза".
Таким образом, третье лицо имеет статус управляющей организации, является исполнителем коммунальных услуг, поэтому к спорным правоотношениям сторон наряду с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими энергоснабжение, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязан вносить наниматель.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора. Органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
На основании положений раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственнику помещения, находящегося в многоквартирном доме, предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией.
Частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно абзацу 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 01 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано, орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 01 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей компании.
В абзаце 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ содержится положение о том, что ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления домом и органом местного самоуправления не проведен конкурс по выбору управляющей компании, лицом, отвечающим за содержание и ремонт данного дома, является организация, которая осуществляла указанные функции на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанная организация осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг и является обязанным лицом перед лицами, осуществляющими производство и поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (в том числе тепловой энергии).
Вышеизложенное означает, что Администрация муниципального образования "Город Олекминск" не может быть признана надлежащим ответчиком по делу.
Рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство о пропуске истцом срока для обращения с названным иском, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
С учетом разъяснений, данных в пункте 10 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", о том, что течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, с учетом условий муниципального контракта N 1 от 01.02.2009, о ежемесячной оплате потребленной электроэнергии, положений статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также указания истцом спорного периода - 2009 года и даты подачи искового заявления - 09 января 2013 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что по требованиям о взыскании задолженности за период с января 2009 года по ноябрь 2009 года включительно срок исковой давности пропущен.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса).
С учетом положений пункта 4.4 муниципального контракта N 1 от 01.02.2009, согласно которому "поставщик" ежемесячно до 10 числа, выставляет "Заказчику" счет-фактуру за поставленную тепловую энергию, который должен быть оплачен в течение месяца со дня получения "заказчиком", по требованию о взыскании задолженности за декабрь 2009 года срок исковой давности не пропущен. Однако заявленные исковые требования не могут быть удовлетворены, в связи с предъявлением иска к ненадлежащему ответчику.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявленных исковых требований надлежит отказать.
В соответствии с п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
За подачу иска в федеральный бюджет подлежит уплате государственная пошлина в сумме 27 651 руб. 27 копеек.
Истцом платежным поручением от 28.12.2012 N 4557 в федеральный бюджет уплачена государственная пошлина в размере 28 222 руб. 16 коп.
Ответчик - Администрация муниципального образования "Город Олекминск" Олекминского района Республики Саха (Якутия), подавая апелляционную жалобу, государственную пошлину не уплатил, поскольку на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
В связи с изложенным с истца подлежит довзысканию в федеральный бюджет с учетом рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции государственная пошлина в сумме 1429 руб. 11 коп.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 мая 2013 года по делу N А58-38/2013 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Саханефтегазсбыт" (ИНН 1435115270, ОГРН 1021401050857, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Чиряева, 3) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1429 рублей 11 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Л.В.ОШИРОВА

Судьи
М.А.КЛЕПИКОВА
Л.В.КАПУСТИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)