Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7426/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2012 г. по делу N 33-7426/2012


Судья: Дружкова А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кутыревой Е.Б.,
судей Сокуровой Ю.А., Лысовой Е.В.,
при секретаре Г.,
с участием представителей истца Т.Н. и С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Нижегородского областного суда Сокуровой Ю.А.
дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области
на решение Починковского районного суда Нижегородской области от 27 июня 2012 года
по иску Т.М.В. к Администрации Починковского района, Администрации Починковского сельсовета, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании актов обследования жилого дома от 15 декабря 2011 года и от 31 мая 2012 года, заключений межведомственной комиссии от 15 декабря 2011 года и от 31 мая 2012 года, постановления администрации Починковского района от 15 марта 2012 года N-р о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, распоряжения администрации Починковского сельсовета N от 19 марта 2012 года о снятии с регистрационного учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконными; о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий; о признании права на социальную поддержку в виде получения сертификата на приобретение жилья; о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и очереди на получение жилищного сертификата с 06 июня 2011 года; о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета,

установила:

Т.М.В. обратилась в суд с данным иском к Администрации Починковского района, Администрации Починковского сельсовета, Министерству социальной политики Нижегородской области, указав, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и в соответствии с законом "О ветеранах" имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как нуждается в улучшении жилищных условий. Она обратилась в жилищную комиссию Починковского сельсовета о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что жилое помещение, в котором она проживает, является непригодным для проживания. Распоряжением администрации Починковского сельсовета N от 06 июня 2011 года она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 15 декабря 2011 года и 31 мая 2012 года межведомственной комиссией администрации Починковского района составлен акт обследования принадлежащего ей жилого дома и заключение, которыми принадлежащий ей жилой дом признан пригодным для проживания. На основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии от 15 декабря 2011 года постановлением администрации Починковского района N от 15 марта 2012 года и постановлением администрации Починковского сельсовета N от 19 марта 2012 года ее жилое помещение признано пригодным для проживания и она снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
С указанными документами истица не согласна, так как они являются незаконными. Заявление о проведении осмотра и оценки ее дома в декабре 2011 года она не писала, обследование жилого дома не проводилось. Выводы, изложенные в акте обследования и заключении межведомственной комиссии от 15 декабря 2011 года и от 31 мая 2012 года противоречат заключению специалистов ЗАО "Проектный институт "МОРДОВАГРОПРОМПРОЕКТ".
Т.М.В. считает, что указанными действиями межведомственной комиссии Администрации Починковского района и Администрации Починковского сельсовета нарушены ее права.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истицы по доверенности Т.Н. исковые требования поддержала.
Представитель Администрации Починковского сельсовета П., действующий на основании доверенности, иск не признал.
Представитель администрации Починковского района по доверенности Б. иск не признала.
Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил возражения на исковое заявление, а также заявление о рассмотрении дела без его участия.
Решением Починковского районного суда Нижегородской области от 27 июня 2012 года постановлено:
Исковые требования Т.М.В. удовлетворить.
Признать акты обследования жилого дома от 15 декабря 2011 года и от 31 мая 2012 года, заключения межведомственной комиссии от 15 декабря 2011 года и от 31 мая 2012 года, постановление администрации Починковского района от 15 марта 2012 года N в отношении Т.М.В. о признании жилого помещения по адресу: пригодным для проживания, распоряжение администрации Починковского сельсовета N от 19 марта 2012 года о снятии Т.М.В. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконными.
Признать право Т.М.В. на социальную поддержку в виде получения сертификата на приобретение жилья.
Признать Т.М.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Восстановить Т.М.В. в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и в очереди на получение жилищного сертификата с 06 июня 2011 года.
Обязать министерство социальной политики Нижегородской области выплатить Т.М.В. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Нижегородской области просит отменить решение суда в части обязания министерства предоставить Т.М.В. единовременную выплату на приобретение или строительство жилого помещения. Заявитель жалобы указывает, что суд, возлагая на Министерство обязанность выплатить истице единовременную денежную компенсацию на строительство или приобретение жилья, не принял во внимание, что в деле не имеется доказательств нарушения ответчиком прав истицы, а также доказательств отказа министерства истице в предоставлении данной выплаты либо незаконного бездействия министерства, повлекшего нарушение прав и интересов истицы.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что возложение обязанности на министерство предоставить Т.М.В. данную выплату не повлечет нарушение прав иных граждан, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки. При этом законом не предусмотрена выплата единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам-получателям в натуре.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суде первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго ч. 2 указанной статьи вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционной жалобе, представлении.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определены меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны, предусмотренные ст. ст. 14 и 15 данного закона, и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, включающие в себя, в том числе и обеспечение за счет средств бюджета жильем членов семей инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 21).
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" постановлено завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Т.М.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны Т.Н.Д., что подтверждается справкой отдела социальной поддержки населения администрации Починковского района от 24 октября 1985 года (л.д. 19), свидетельством о заключении брака (л.д. 20), свидетельством о смерти (л.д. 21).
Истица имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу:, в котором постоянно проживает (л.д. 16, 23).
05 мая 2011 года жилое помещение по вышеуказанному адресу обследовалось межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации Починковского муниципального района N от 20 ноября 2007 года, о чем составлен акт обследования, из которого следует, что жилой дом не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям СанПин 2.12.1002-00 и восстановление жилого помещения нецелесообразно.
На основании этого акта межведомственной комиссией составлено заключение N от 05 мая 2011 года, согласно которому жилое помещение по адресу:, признано не пригодным для проживания (л.д. 66).
Распоряжением администрации Починковского сельсовета от 06 июня 2011 года N Т.М.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 13).
Согласно актам обследования помещения б/н от 15 декабря 2011 года и от 31 мая 2012 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации Починковского муниципального района N от 20 ноября 2007 года, и заключениям этой комиссии б/н от 15 декабря 2011 года и от 31 мая 2012 года жилое помещение по адресу: признано пригодным для проживания (л.д. 9, 10, 49-52).
15 марта 2012 года администрацией Починковского муниципального района Нижегородской области на основании заключения межведомственной комиссии от 15 декабря 2011 года вынесено постановление N о признании жилого помещения по адресу: пригодным для проживания (л.д. 24-25).
Распоряжением администрации Починковского сельсовета N от 19 марта 2012 года Т.М.В. снята с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 11).
Разрешая спор и признавая незаконными акты обследования жилого дома от 15 декабря 2011 года и от 31 мая 2012 года и заключения межведомственной комиссии от 15 декабря 2011 года и от 31 мая 2012 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15 марта 2012 года N в отношении Т.М.В. о признании жилого помещения пригодным для проживания, суд исходил из того, что 15 декабря 2011 года и 31 мая 2012 года обследование жилого дома истицы фактически не производилось; факты, изложенные в акте и заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам; кроме того, в данных документах отсутствует подпись собственника жилого помещения, хотя в них указано, что Т.М.В. участвовала при осмотре жилого помещения.
Указанные выводы мотивированы, подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах дела и приведенными в решении суда, и постановлены в соответствии с нормами закона.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В данном случае имело место нарушение процедуры признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, поскольку оценка жилого помещения истицы межведомственной комиссией фактически не проводилась, а Т.М.В. как собственник жилого дома не привлекалась к работе комиссии.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал акты и заключения межведомственной комиссии администрации Починковского муниципального района от 15 декабря 2012 года и от 31 мая 2012 года, постановление администрации Починковского района от 15 марта 2012 года N в отношении Т.М.В. о признании жилого помещения пригодным для проживания, незаконными.
В данной части решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Между тем, решение суда в части удовлетворения остальных исковых требований Т.М.В. не может быть признано законным по следующим основаниям.
Статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень оснований в соответствии с которыми граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Одним из таких оснований является проживание в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. И если решением межведомственной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению за счет средств федерального бюджета не подлежат.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Нижегородской области от 07 июля 2006 года N 68-З формирование списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, по муниципальным районам и городским округам Нижегородской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
В данном случае вопрос о пригодности (непригодности) принадлежащего Т.М.В. жилого помещения для проживания может быть решен исключительно межведомственной комиссией администрации Починковского района, на основании заключения которой истица может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Учитывая Конституционный принцип разделения исполнительной и судебной власти, суд не вправе подменять орган исполнительной власти и разрешать вопросы, отнесенные к компетенции органа исполнительной власти.
Принимая во внимание, что все вышеуказанные действия должны осуществляться органами местного самоуправления, и в настоящее время вопрос о пригодности (непригодности) спорного жилого помещения надлежащим образом не разрешен, судебная коллегия полагает, что суд вышел за пределы своих полномочий и вынес в данной части незаконное решение.
Кроме того, признавая за Т.М.В. как лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, право на получение мер социальной поддержки, суд первой инстанции не учел, что такой меры социальной поддержки как получение сертификата на приобретения жилья действующим законодательством не предусмотрено.
На территории Нижегородской области предоставление мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с Законом Нижегородской области от 07 июля 2006 года N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" в форме предоставления жилого помещения либо в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения исковых требований Т.М.В. о признании распоряжения администрации Починковского сельсовета N от 19 марта 2012 года о снятии с регистрационного учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконными; о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий; о признании права на социальную поддержку в виде получения сертификата на приобретение жилья; о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и очереди на получение жилищного сертификата с 06 июня 2011 года; о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, подлежит отмене в связи с допущенным судом нарушением норм материального права.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований Т.М.В. отказать.
Ввиду того, что требования Т.М.В. в части признания незаконными актов обследования жилого дома от 15 декабря 2011 года и от 31 мая 2012 года и заключений межведомственной комиссии от 15 декабря 2011 года и от 31 мая 2012 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановления администрации Починковского района от 15 марта 2012 года N в отношении Т.М.В. о признании жилого пригодным для проживания, признаны обоснованными, судебная коллегия полагает необходимым в порядке п. 1 ст. 258 ГПК РФ обязать межведомственную комиссию администрации Починковского муниципального района Нижегородской области произвести действия в соответствии с требованиями действующего законодательства для решения вопроса о признании непригодным (пригодным) для постоянного проживания жилого помещения по адресу: .
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым в соответствии со ст. 200 ГПК РФ устранить допущенную в резолютивной части решения суда описку в указании адреса жилого помещения: вместо "указать".
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Починковского районного суда Нижегородской области от 27 июня 2012 года отменить в части удовлетворения исковых требований Т.М.В. о признании распоряжения администрации Починковского сельсовета N от 19 марта 2012 года о снятии с регистрационного учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконным; о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий; о признании права на социальную поддержку в виде получения сертификата на приобретение жилья; о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и очереди на получение жилищного сертификата с 06 июня 2011 года; о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
В отмененной части вынести новое решение, которым:
Т.М.В. в удовлетворении исковых требований о признании распоряжения администрации Починковского сельсовета N от 19 марта 2012 года о снятии с регистрационного учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконными; о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий; о признании права на социальную поддержку в виде получения сертификата на приобретение жилья; о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и очереди на получение жилищного сертификата с 06 июня 2011 года; о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета отказать.
Обязать межведомственную комиссию администрации Починковского муниципального района Нижегородской области произвести действия в соответствии с требованиями действующего законодательства для решения вопроса о признании непригодным (пригодным) для постоянного проживания жилого помещения по адресу: .
Уточнить резолютивную часть решения суда, вместо "указать".
В остальной части решение Починковского районного суда Нижегородской области от 27 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)