Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.03.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1888/2011

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2011 г. по делу N 33-1888/2011


Судья Галегузова С.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж., судей Долгополовой Н.Н., Ухановой Т.М., при секретаре Д., с участием прокурора Филлиповской О.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Медногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Комитету по управлению имуществом г. Медногорска, обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1" о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений жилищного законодательства
по кассационной жалобе Комитета по управлению имуществом г. Медногорска на решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 16 февраля 2011 года, которым иск прокурора г. Медногорска удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Акчуриной Г.Ж., мнение прокурора, согласившегося с решением суда, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Медногорска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом г. Медногорска, обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1" о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений жилищного законодательства. В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Медногорска совместно со специалистом 1 категории отдела нормативно-технического контроля Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области К. проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства, предъявляемых к порядку содержания и эксплуатации жилищного фонда, при содержании общего имущества жилого дома *** (далее - многоквартирный дом). Основанием к проведению проверки послужило обращение Т.Н. о том, что она неоднократно обращалась в администрацию г. Медногорска по поводу ремонта кровли дома. Однако, несмотря на ее обращения, ремонт до настоящего времени не произведен. В ходе прокурорской проверки выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003 года.
Просил признать бездействие КУИ города Медногорска, ООО "Управляющая компания N 1", выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003, допущенных при эксплуатации жилого дома N 20а по ул. Комсомольской г. Медногорска, незаконным. Обязать, понудить КУИ Медногорска, как собственника жилого дома по *** и наймодателя жилых помещений, имеющихся в данном доме, в срок до 01.05.2011 определить объем и источники финансирования мероприятий по устранению отмеченных нарушений; установить лиц, ответственных за осуществление контроля сохранности общего имущества дома ***. Обязать, понудить ООО "Управляющая компания N 1" в срок до 01.07.2011 обеспечить выполнение следующих работ: устранить просадки, щели и трещины в отмостках, восстановить отсутствующие местами отмостки; провести ремонт лестничных клеток; восстановить гидроизоляционный слой, защитный слой бетона, плит, козырьков входа в подъезд; устранить протечки рулонной кровли; устранить повреждения полов; привести в исправное состояние окна, двери; обеспечить закрываемость выходного люка выхода на кровлю; обеспечить наличие осветительных приборов на лестничных клетках и других общедомовых помещениях; обеспечить безаварийную работу электрической сети дома; выполнить уборку придомовой территории.
В ходе рассмотрения дела, заявленные требования неоднократно уточнялись, окончательно прокурор просил суд признать бездействие Комитета по управлению имуществом г. Медногорска, ООО "Управляющая компания N 1", выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003, допущенных при эксплуатации жилого дома ***, незаконным. Обязать Комитет по управлению имуществом г. Медногорска, как собственника жилых помещений, расположенных в доме ***, и наймодателя, принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, путем проведения систематических осмотров жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, осуществления контроля за сохранностью общего имущества многоквартирного дома. Обязать Комитет по управлению имуществом г. Медногорска принять участие в устранении нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003, допущенных при эксплуатации многоквартирного дома ***, в части, не обеспеченной поступившими в ООО "Управляющая компания N 1" средствами на содержание и текущий ремонт общего имущества данного многоквартирного дома. Обязать ООО "Управляющая компания N 1" в срок до 01.07.2011 в пределах денежных средств, поступивших на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома ***, обеспечить выполнение следующих работ: устранить просадки, щели и трещины в отмостках, восстановить отсутствующие местами отмостки; провести ремонт лестничных клеток; восстановить гидроизоляционный слой, защитный слой бетона, плит, козырьков входа в подъезд; устранить протечки рулонной кровли; устранить повреждения полов; привести в исправное состояние окна, двери; обеспечить закрываемость выходного люка выхода на кровлю; обеспечить наличие осветительных приборов на лестничных клетках и других общедомовых помещениях; обеспечить безаварийную работу электрической сети дома; выполнить уборку придомовой территории.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Медногорска Т.О. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель КУИ г. Медногорска Н. возражала против исковых требований к КУИ г. Медногорска.
Представитель ответчика - директор ООО "Управляющая компания N 1" Ю., уточненный иск признал.
Представитель третьего лица администрации МО г. Медногорска Н. иск прокурора не признала.
Представитель третьего лица ООО "Жилищно-эксплуатационное управление N 1" Ф. иск не признала. Не согласна с перечнем работ и со сроками.
Решением Медногорского городского суда Оренбургской области от 16 февраля 2011 г. исковое требование прокурора г. Медногорска удовлетворены частично. Признано бездействие Комитета по управлению имуществом г. Медногорска, ООО "Управляющая компания N 1", выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, допущенных при эксплуатации жилого дома ***, незаконным. Комитет по управлению имуществом г. Медногорска, как собственника жилых помещений, расположенных в доме ***, и наймодателя, обязан принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.***, путем проведения осмотров жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, осуществления контроля за сохранностью общего имущества многоквартирного дома. Комитет по управлению имуществом г. Медногорска обязан принять участие в устранении нарушений правил содержания общего имущества многоквартирного дома, допущенных при эксплуатации многоквартирного дома ***, в части, не обеспеченной поступившими в ООО "Управляющая компания N 1" средствами на содержание и текущий ремонт общего имущества данного многоквартирного дома. ООО "Управляющая компания N 1" обязан в срок до 01.07.2011 в пределах денежных средств, поступивших на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома ***, обеспечить выполнение следующих работ: устранить просадки, щели и трещины в отмостках, восстановить отсутствующие местами отмостки; провести ремонт лестничных клеток; восстановить гидроизоляционный слой, защитный слой бетона, плит, козырьков входа в подъезд; устранить протечки рулонной кровли; устранить повреждения полов; привести в исправное состояние окна, двери; обеспечить закрываемость выходного люка выхода на кровлю; обеспечить наличие осветительных приборов на лестничных клетках и других общедомовых помещениях; обеспечить безаварийную работу электрической сети дома; выполнить уборку придомовой территории в пределах земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Комитет по управлению имуществом г. Медногорска просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы гражданского дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом по ул. *** относится к муниципальному жилищному фонду МО г. Медногорска.
Распоряжением главы администрации МО г. Медногорска N 1140-р от 17.12.2004 с указанного дома снят статус общежития. С указанного момента указанный дом приобрел статус "многоквартирного дома", а после проведения инвентаризации, всем жилым помещениям была присвоена нумерация и они приобрели статус "квартир".
Из 69 квартир в собственность граждан передано 47 квартир, в муниципальной собственности остаются 22 квартиры данного дома.
Собственником 22 квартир из 69 квартир в доме N *** является Комитет по управлению имуществу г. Медногорска.
Положение о Комитете по управлению имуществом г. Медногорска, утвержденного Решением Медногорского городского Совета N 595 от 26.01.2010 г., содержит нормы о том, что КУИ от имени муниципального образования г. Медногорска и администрации г. Медногорска в пределах полномочий осуществляет полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами городской муниципальной собственности (п. 1.2). Основными задачами КУИ являются: осуществление прав собственника в отношении муниципальной собственности г. Медногорска и администрации. Медногорск (п. 2.1); осуществление организационно-экономических мероприятий по формированию и сохранности муниципальной собственности, в т.ч. формированию и сохранности муниципальной казны г. Медногорска (п. 2.2); обеспечение контроля и анализа эффективности управления движимым и недвижимым имуществом (п. 2.5); осуществление контроля за использованием по назначению и сохранности объектов хозяйственного ведения и оперативного управления муниципальных предприятий и учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам (п. 3.17); осуществление необходимых действий в пределах своей компетенции по устранению нарушений действующего законодательства и правовых актов органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения объектами муниципальной собственности (п. 3.18); организация работы по защите имущественных прав и интересов муниципальных предприятий и учреждений (п. 3.24). КУИ имеет право получать от руководителей органов администрации города, предприятий, организаций и учреждений справки, расчеты, обоснования и иные материалы, необходимые для обеспечения деятельности Комитета (п. 4.1.15).
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме и т.п.) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пп. "а" п. 16 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ.
Согласно п. 28 Правил собственник помещений обязан нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. В силу п. 41 Правил собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ.
В силу п. 39, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 12.03.2009, заключенному между ООО "Управляющая компания N 1" (управляющим с одной стороны) и администрацией МО г. Медногорска (собственником с другой стороны) указанный многоквартирный жилой дом передан для оказания услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в управление ООО "Управляющая компания N 1" (л.д. 15-16).
Согласно дополнительному соглашению от 01.02.2011, заключенному между ООО "Управляющая компания N 1" и собственником домов КУИ г. Медногорска, п. 2.1.3 указанного соглашения изложен в следующей редакции: "управляющий обязуется осуществлять функции по управлению, организацию финансирования расходов на содержание, ремонт общего имущества, управление многоквартирного дома и объеме средств, фактически поступивших ему на выполнение этих работ" (л.д. 125).
В силу договорам N 11-10.ДВОУ и N 12/1-10ДП на техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов 01.01.2010, заключенному между ООО "Управляющая компания N 1" (заказчиком с одной стороны) и ООО "ЖЭУ-1" (исполнителем с другой стороны) последний принимает на себя обязательства осуществлять комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов конструкций и внутридомовых систем общего имущества многоквартирного дома, обязуется выполнять по заданию заказчика ремонтно-строительные работы по восстановлению и ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов, указанных в приложении, в т.ч. жилого дома по *** (л.д. 23-29).
В соответствии с п. 2.1.11 договору N 11/1-10.ДВОУ, а также п. 3 договора N 12/1-10.ДП, ООО "ЖЭУ N 1" осуществляет услуги по техническому обслуживанию имущества многоквартирного дома, а также выполняет работы по его текущему ремонту в пределах объема средств, определенных на эти цели и фактически поступивших ему на выполнение этих работ, но не несет ответственности за выполнение этих работ при отсутствии финансирования.
Согласно справке государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 03.12.2010 о проверке жилого дома N 20а ул. Комсомольской г. Медногорска на 02.12.2010 обнаружены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003. В частности, при обследовании жилого дома выявлены просадки, щели и трещины в отмостках, местами имеется отсутствие отмостки (нарушение п. 4.1.7), не соблюдена периодичность ремонта лестничных клеток (нарушение п. п. 3.2.8, 3.2.9), отсутствует гидроизоляционный слой, разрушен защитный слой бетона, плит, козырьков входа в подъезд в двух местах (нарушение п. 4.2.4.3), имеется протечка в отдельных местах рулонной кровли (нарушение п. 4.6.3.3), не устранены повреждения полов (нарушение п. 4.4.1), неисправно состояние окон, дверей (нарушение п. 4.7.1), выходной люк выхода на кровлю открыт (нарушение п. 3.3.5), отсутствуют осветительные приборы на лестничных клетках и других общедомовых помещениях, не обеспечена безаварийная работа электрической сети дома (нарушение п. 5.6.6), не выполнена уборка придомовой территории (нарушение п. 3.6) (л.д. 7).
Учитывая изложенное, а также положения ст. 210 ГК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что КУИ г. Медногорска как сособственник части квартир и общего имущества многоквартирного дома *** обязан принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, путем проведения осмотров жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, осуществления контроля за сохранностью общего имущества многоквартирного дома, поскольку эта обязанность вытекает из вышеуказанных законов и нормативно-правовых актов РФ, Положения о КУИ.
Согласно Положению о КУИ, Комитет по управлению имуществом г. Медногорска обязано осуществлять организационно-экономические мероприятия по формированию и сохранности муниципальной собственности, в т.ч. по формированию и сохранности муниципальной казны г. Медногорска (п. 2.2 Положения).
Поскольку КУИ, как собственник части жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, несет бремя их содержания за свой счет, судебная коллегия полагает, что правильным является вывод суда первой инстанции об обязанности КУИ устранить нарушения правил содержания общего имущества многоквартирного дома, допущенных при эксплуатации многоквартирного дома ***, в той части, которая не обеспечена поступившими в ООО "Управляющая компания N 1" средствами на содержание и текущий ремонт общего имущества данного многоквартирного дома.
Учитывая, что КУИ г. Медногорска, как наймодателю принадлежит лишь часть помещений, то суд обоснованно не согласился с требованием прокурора о том, что КУИ обязано систематически проводить осмотры жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома. Выводы суда в этой части являются правильными.
Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что КУИ г. Медногорска не согласно с обязанностью принимать участие в содержании общего имущества многоквартирного дома, поскольку такая обязанность возложена на собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений и ООО "Управляющая компания N 1". Между тем, эти доводы жалобы не могут повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку, бремя содержания общего имущества КУИ должно нести, как собственник жилых помещений, имеющихся в многоквартирном доме, так и как наймодатель. При этом доводы КУИ г. Медногорска о необоснованности признания их собственниками всего многоквартирного дома не соответствуют выводам суда, изложенным в решении, поскольку суд признал КУИ г. Медногорска сособственниками, так как Комитет является сособственником лишь части жилых помещений, имеющихся в многоквартирном доме.
Кассационные жалобы не содержат доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 16 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Медногорска - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)