Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 09.07.2013 ПО ДЕЛУ N А12-31987/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. по делу N А12-31987/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Музяева Г.Н., доверенность от 30.12.2012 N 8,
ответчиков - администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Боркуновой О.Г., доверенность от 09.01.2013 N 46-Д, Управления финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Боркуновой О.Г, доверенность от 25.12.2012 N 55,
заинтересованного лица - Прокуратуры Волгоградской области - Валиахметова А.Р., удостоверение,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.04.2013 (председательствующий судья Романов С.П., судьи Кулик И.В., Пономарева Е.В.)
по делу N А12-31987/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Управлению финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Волжской городской Думе, Главе городского округа - города Волжский Волгоградской области о признании недействующим нормативного правового акта, с участием заинтересованных лиц: Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, прокуратуры Волгоградской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и нарушающим права и законные интересы общества следующие нормативные акты - Городское положение о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области от 28.11.2008 N 375-ВГД; Постановление главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 28.11.2008 N 780-ГО "Об утверждении тарифов на горячую воду для потребителей (населения) "Волгоградская генерация" филиала ОАО "ЮГК ТГК-8". Просит признать Городское положение от 11.02.2009 N 424-ВГД в части установления норматива отопления для одноэтажных и двухэтажных домов недействующим и не соответствующим пунктам 14, 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Заявитель также просит признать пункт 3.1.1. Городского положения от 11.02.2009 N 424-ВГД и постановление Главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 13.01.2009 N 5-ГО недействующими и не соответствующими пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, пункта 5 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пункта 5 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пункта 2.4 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.04.2013 в части требований общества о признании незаконным и нарушающим права и законные интересы общества Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области от 28.11.2008 N 375-ВГД производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Постановление главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 28.11.2008 N 780-ГО "Об утверждении тарифов на горячую воду для потребителей (населения) "Волгоградская генерация" филиала ОАО "ЮГК ТГК-8", пункт 3.2 Городского положения от 11.02.2009 N 424-ВГД в части установления норматива отопления для одноэтажных и двухэтажных домов признаны действующими и соответствующими пунктам 14, 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, пункт 3.1.1 Городского положения от 11.02.2009 г. N 424-ВГД и постановление Главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 13.01.2009 N 5-ГО признаны действующими и соответствующими пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, п. 5 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, пункта 5 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пункта 2.4 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.04.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества. Ссылается на незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Полагает, что органами местного самоуправления был нарушен установленный законодателем запрет на изменение нормативов в отсутствие как правовых, так и объективных показателей для его изменения, считают, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу об уменьшении органом местного самоуправления норматива с соблюдением требований законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области, ссылаясь на законность и обоснованность принятого по делу решения суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Считает, что общество не представило доказательств причинения убытков и не доказало наличие в действиях органов местного самоуправления противоправности поведения.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Для признания незаконным нормативного правового акта в соответствии со статьей 192 АПК РФ требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого нормативного правового акта или его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение данным нормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По мнение заявителя, принятые ответчиками нормативные акты противоречат части 1 статьи 157, частей 3, 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 13, 16, 44 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, пункта 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, пункта 5 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пункта 5 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пункта 2.4 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09.
В частности заявитель указывает на то, что Городским положением N 375-ВГД, принятым Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 28.11.2008 N 57/6, утверждено Городское положение N 375-ВГД, пунктом 3.1.1. которого установлен расход тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды для централизованного горячего водоснабжения домов, а пунктом 3.2 - норматив отопления для одноэтажных домов.
Судом установлено, что судебными актами по делу А12-13676/2011 положения пунктов 3.1.1, 3.2 Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области, от 28.11.2008 N 375-ВГД признаны соответствующими части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 13, 16, 44 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила).
Таким образом, обстоятельства соответствия норматива отопления и расхода тепловой энергии на 1 куб. м воды для централизованного горячего водоснабжения подтверждены вступившим в силу судебным актом.
Поскольку, законность принятия Городского положения от 28.11.2008 N 375-ВГД являлась предметом оценки в рамках ранее рассмотренных и вступивших в законную силу решения Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А-12-13676/2011 и Волжского городского суда по делу N 2-681/2010, производство по настоящему делу в данной части прекращено по основаниям, предусмотренными пунктом 2 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Проверяя законность принятых ответчиками остальных нормативных актов, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; расчетный метод (пункт 19 Правил).
Нормативы потребления, утвержденные Городским положением о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области от 28.11.2008 N 375-ВГД были определены специализированной организацией - открытым акционерным обществом "Центр муниципальной экономики" с применением расчетного метода.
Данным положением был определен норматив холодного и горячего водоснабжения и водоотведения (куб. м на 1 человека в месяц) с учетом степени благоустройства жилищного фонда, расход тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды для централизованного горячего водоснабжения (Гкал) с учетом конструктивных и технических параметров домов (этажности, материалов, дат построек).
Городским положением от 11.01.2009 N 424-ВГД "О внесении изменений в Городское положение от 28.11.2008 N 375-ВГД "О нормативах потребления для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" внесены изменения в пункт 3.1.1 Городского положения от 28.11.2008 N 375-ВГД, а именно в рамках допустимого уменьшен норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды для централизованного горячего водоснабжения.
Данное уменьшение соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку, согласно пункту 5 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, требованиями к качеству коммунальных услуг по горячему водоснабжению является обеспечение температуры горячей воды в точке водозабора не менее 60°С - для открытых систем теплоснабжения.
Пунктом 2.4 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09 также предусмотрено, что температура горячей воды в местах водозабора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Как установлено судом первой инстанции и не отрицается заявителем, при расчете расхода тепловой энергии, утвержденного Городским положением N 424-ВГД, температура горячей воды в местах водозабора была принята равной 60 °С.
Таким образом, доводы заявителя о несоответствии Городского положения N 424-ВГД пункту 5 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пункту 2.4 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09 противоречат вышеперечисленным правовым актам.
Суд первой инстанции признал, что действия ответчика соответствуют положениям статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым на основании утвержденных Городскими положениями от 28.11.2008 N 375-ВГД, от 11.02.2009 N 424-ВГД нормативами потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области, Постановлениями главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 28.11.2008 N 780-ГО, от 13.01.2009 N 5-ГО утверждены тарифы на горячую воду для потребителей (населения) "Волгоградская генерация" филиала ОАО "ЮГК ТГК-8".
Из протокола совещания комиссии по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса при администрации г. Волжского от 13.01.2009 судом первой инстанции установлено, что основанием для изменения Городским положением от 11.02.2009 N 424-ВГД нормативов потребления коммунальных услуг для населения Волжского, ранее принятых Городским положением от 28.11.2008 N 375-ВГД и, как следствие, изменение в связи с этим Постановлением главы городского округа - город Волжский от 13.01.2009 N 5-ГО ранее утвержденных Постановлением главы городского округа - город Волжский от 28.11.2008 N 780-ГО тарифов на горячую воду для потребителей (населения) "Волгоградская генерация филиала ОАО "ЮГК ТГК-8" послужил рост тарифов на горячую воду для жителей одно и двухэтажных домов г. Волжского в связи с принятием норматива, установленного Городским положением от 28.11.2008 N 375-ВГД в 2,5 раза.
При этом, согласно указанному протоколу, уменьшение нормативов произведено за счет снижения температуры нагрева воды в пределах 60°С, то есть, установленного нормативного уровня, что прямо предусмотрено пунктом 5 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пунктом 2.4 Гигиенических требований к обеспечению систем горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09.
В своем отзыве администрация, обосновывая необходимость корректировки норматива, указывает на то, что данная корректировка произведена во избежание негативной реакции населения, вызванной резким повышением тарифов, то есть, во исполнение требований статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 01.10.2008 N 28/3, регламентирующих порядок изменения предельных индексов размера платы граждан за коммунальные услуги и устанавливаемых на основании этого тарифов.
При таких обстоятельствах судом установлено, что уменьшение норматива Городским положением от 11.02.2009 N 424-ВГД было произведено уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий.
Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт несоответствия физических величин, приведенных в оспариваемом постановлении, требованиям нормативных актов.
По тем же основаниям признано законным Постановление главы городского округа - город Волжский от 13.01.2009 N 5-ГО, которым внесены изменения в ранее утвержденные Постановлением главы городского округа - город Волжский от 28.11.2008 N 780 - ГО тарифы на горячую воду для потребителей (населения) "Волгоградская генерация" филиала ОАО "ЮГК ТГК-8".
Суд первой инстанции, признавая оспариваемые нормативные акты соответствующими закону, установил, что они приняты уполномоченным органом в пределах его полномочий и опубликованы в установленном законом порядке.
Доводы общества, оспаривающие вывод суда первой инстанции, подлежат отклонению, как фактически направленные на переоценку установленных судом обстоятельств, что не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.04.2013 по делу N А12-31987/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)