Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2013 N 15АП-17974/2013 ПО ДЕЛУ N А53-13374/2013

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. N 15АП-17974/2013

Дело N А53-13374/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Товарищества собственников жилья "Надежда": Мажуриной Марины Сергеевны по доверенности от 01.09.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.09.2013 по делу N А53-13374/2013,
принятое в составе судьи Чернышевой И.В.
по заявлению Товарищества собственников жилья "Надежда"
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании недействительным предписания

установил:

товарищество собственников жилья "Надежда" (далее - ТСЖ "Надежда", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Северо-Кавказское управление Ростехнадзора, управление) о признании недействительным предписания от 19.04.2013 N 37-0156/13П об устранении нарушений Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и результатов проверки.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2013 производство по делу в части оспаривания результатов проверки прекращено. Предписание управления от 19.04.2013 N 37-0156/13П признано недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что товариществом заключен договор с ООО НПО "Экспертгаз" на оказание услуг по технической эксплуатации газопровода и газового оборудования. Нарушения, установленные в ходе проверки, соотносятся с действиями исполнителя по указанному договору.
Не согласившись с данным судебным актом, Северо-Кавказское управление Ростехнадзора обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 17.09.2013 отменить, в удовлетворении требования о признании недействительным предписания управления отказать. В апелляционной жалобе управление указывает, что согласно выписке из реестра опасных производственных объектов ТСЖ "Надежда" является эксплуатирующей организацией опасного объекта - система газопотребления, рег. N А29-05553-002. После заключения договора о передаче системы газопотребления в эксплуатацию ООО НПО "Экспертгаз" товарищество не перестало быть эксплуатирующей организацией и обязано исполнять все предусмотренные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ обязанности и нести ответственность.
В судебном заседании представитель товарищества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя товарищества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения N 1422-Р от 19.04.2013 Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ "Надежда" с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, пер. Крупской, 45/16, на котором используется воспламеняющиеся вещество - природный углеводородый газ - метан, который при нормальном давлении и в смеси с воздухом становится воспламеняющимся, и температура кипения которого при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
- - эксплуатация опасного производственного объекта (системы газопотребления) осуществляется без специального разрешения (лицензии) на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов (нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (далее - Закон N 116-ФЗ), пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ);
- - не осуществляется обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте в соответствии е законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте с момента вступления в законную силу Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (нарушение статьи 15 Закона N 116-ФЗ);
- - не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, а именно: не проводятся проверки состояния промышленной безопасности; не проводится анализ причин допущенных нарушений в целях их устранения и предупреждения; документально не оформляются результаты проводимых проверок; не разрабатываются мероприятия но устранению выявленных нарушений с указанием лиц, ответственных за выполнение мероприятий, в результате чего опасный производственный объект (система газопотребления) эксплуатируются с нарушениями требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности; в территориальный орган Ростехнадзора не представляются сведения об организации производственного контроля и о работниках, уполномоченных на его осуществление (нарушение части 1 статьи 9, статьи 11 Закона N 116-ФЗ);
- - не разработан порядок расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте, их учета и анализа (нарушение пункта 32 "Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480);
- - не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, а именно: председатель правления ТСЖ "Надежда" Вострикова Л.Л. и Востриков А.Г. (назначенный приказом от 25.04.2010 г. N 3 ответственным за безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта системы газопотребления) не аттестованы на знание общих требований промышленной безопасности и требований промышленной безопасности при эксплуатации систем газораспределения и газопотребления (нарушение части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ);
- - не составлены эксплуатационные паспорта на наружный газопровод и шкафной регуляторный пункт (далее - ШРП), содержащие основные технические характеристики (нарушение пункта 5.1.6 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ12-529-03));
- - не проведена ежегодная проверка исправности электроизолирующего соединения (нарушение требований п. 5.8.10. ПБ 12-529-03);
- - не проведена периодическая метрологическая поверка системы контроля воздуха по содержанию в нем окиси углерода и метана (нарушение требований п. 5.7.5. ПБ 12-529-03);
- - не проведена очередная метрологическая поверка манометров, установленных в ШРП (нарушение требований п. 5.7.5. ПБ 12-529-03);
- - не представлены сведения о проведении осмотра технического состояния (обхода), технического обслуживания и текущего ремонта ШРП (нарушение требований п. 5.6.6. ПБ 12-529-03);
- - не представлены сведения о проведении обхода наружного газопровода (нарушение требований п. 5.3.5. ПБ 12-529-03).
По результатам проверки, отраженным в акте N 37-0156/13 от 19.04.2013, ТСЖ "Надежда" выдано предписание от 19.04.2013 N 37-0156/13П, которым предписано устранить выявленные нарушения Закона о промышленной безопасности.
Полагая, что указанное предписание подлежит признанию недействительным, поскольку ТСЖ "Надежда" не является эксплуатирующей организацией спорного объекта, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Согласно части 1 статьи 11 названного Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 15 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
Приказом Госгортехнадзора от 18 марта 2003 года N 9 утверждены Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03).
Пунктом 5.1.6 ПБ 12-529-03 предусмотрено, что на каждый наружный газопровод, электрозащитную установку, газорегуляторные пункты владельцем составляется эксплуатационный паспорт, содержащий основные технические характеристики объекта, а также данные о проведенных капитальных ремонтах.
В пункте 5.3.5 ПБ 12-529-03 содержится требование о том, что действующие наружные газопроводы должны подвергаться периодическим обходам, приборному техническому обследованию, диагностике технического состояния, а также текущим и капитальным ремонтам с периодичностью, установленной настоящими Правилами.
В силу пункта 5.6.6 ПБ 12-529-03 при эксплуатации газорегуляторного пункта с номинальной пропускной способностью регулятора свыше 50 м 3/час должны проводиться, в том числе, осмотр технического состояния (обход) - в сроки, устанавливаемые производственной инструкцией; техническое обслуживание - не реже 1 раза в 6 мес.; текущий ремонт - не реже 1 раза в 12 мес.
Пунктом 5.7.5 ПБ 12-529-03 предусмотрена необходимость проведения периодических метрологических поверок средств измерений, в том числе, манометров.
Согласно пункту 5.8.10 ПБ 12-529-03 исправность электроизолирующих соединений должна проверяться не реже 1 раза в 12 месяцев.
Пунктом 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011 N 480 предусмотрена необходимость разработки порядка расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учета и анализа.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно выданному ТСЖ "Надежда" свидетельству о регистрации N А29-05553 от 26.04.2010 товарищество эксплуатирует опасный производственный объект (систему газопотребления рег. N А29-05553-002), расположенный по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, пер. Крупской, 45/16.
Основанием для вынесения в отношении ТСЖ "Надежда" оспариваемого предписания от 19.04.2013 N 37-0156/13П послужил факт нарушения заявителем вышеназванных требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно: эксплуатация опасного производственного объекта (системы газопотребления) осуществляется без специального разрешения (лицензии); не осуществляется обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте; не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; не разработан порядок расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте, их учет и анализ; не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; не составлены эксплуатационные паспорта на наружный газопровод и шкафной регуляторный пункт, содержащие основные технические характеристики; не проведена ежегодная проверка исправности электроизолирующего соединения; не проведена периодическая метрологическая поверка системы контроля воздуха по содержанию в нем окиси углерода и метана; не проведена очередная метрологическая поверка манометров, установленных в ШРП; не представлены сведения о проведении осмотра технического состояния (обхода), технического обслуживания и текущего ремонта ШРП; не представлены сведения о проведении обхода наружного газопровода.
Из материалов дела усматривается, что 04.04.2013 между ТСЖ "Надежда" и ООО НПО "Экспертгаз" заключен договор об оказании услуг по технической эксплуатации объектов газоснабжения.
Заявитель полагает, что с момента заключения указанного договора субъектом, эксплуатирующим опасный производственный объект (систему газопотребления), является исполнитель по договору - ООО НПО "Экспертгаз", на котором лежит, в том числе, обязанность по соблюдению требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Между тем, в реестре опасных производственных объектов в качестве организации, эксплуатирующей спорный объект - систему газопотребления, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, пер. Крупской, 45/16 (реестровый номер - N А29-05553-002), значится ТСЖ "Надежда". Следовательно, именно на указанном лице в силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" лежит обязанность соблюдения требований промышленной безопасности в отношении названного объекта.
Заключение договора об оказании услуг по технической эксплуатации объектов газоснабжения не освобождает эксплуатирующую организацию от ответственности за несоблюдение исполнителем по указанному договору законодательства о промышленной безопасности в отношении спорного объекта.
Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов" предусмотрена возможность внесения изменений в ранее выданное свидетельство о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе, при изменении эксплуатирующей организации.
Доказательств обращения заявителя к уполномоченному органу с заявлением о внесении соответствующих изменений не представлено.
Таким образом, на момент проверки ТСЖ "Надежда" не утратило статус эксплуатирующей организации, следовательно, обязано было обеспечить соблюдение требований промышленной безопасности опасного производственного объекта - системы газопотребления.
Довод заявителя о том, что проверка проведена с грубым нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившимся в неуведомлении товарищества о проверке за три дня до ее начала, подлежит отклонению.
На представленном управлением в материалы дела распоряжении о проведении проверки от 21.03.2013 N 1422-Р имеется отметка о получении его 10.04.2013 председателем правления ТСЖ "Надежда" (т. 1 л.д. 90). Проверка начата 16.04.2013, следовательно, нарушений порядка уведомления заявителя о проведении проверки управлением не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части признания недействительным предписания управления надлежит изменить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2013 по делу N А53-13374/2013 изменить. В удовлетворении требования о признании недействительным предписания Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.04.2013 N 37-0156/13П отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)