Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2012.
Полный текст постановления изготовлен 11.10.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Богуновой Е.А., судей Логиновой О.А., Вечканова А.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2", г. Владимир, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.06.2012 по делу N А11-3649/2011, принятое судьей Ушаковой Е.П., по иску открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы", г. Владимир (ОГРН 1033301818659, ИНН 3327329166), к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2", г. Владимир (ОГРН 1073340003956, ИНН 3329045402), о взыскании 2 057 996 руб. 60 коп.,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - Синева М.А. по доверенности от 15.06.2010 N 51-п сроком действия до 25.05.2013;
- от ответчика - Никонова Н.А. по доверенности от 10.01.2012 N 3 сроком действия один год,
открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - истец, ОАО "ВКС") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2" (далее - ответчик, ООО "ЖРЭП N 2") о взыскании 5 375 181 руб. 94 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 в рамках договора от 01.04.2008 N 1568, составляющей разницу между размером начислений по нормативам потребления за тепловую энергию для подогрева горячей воды на многоквартирные дома, не оборудованные ОДПУ, и размером платы, начисленной населению за горячее водоснабжение с учетом показаний индивидуальных приборов учета расхода горячей воды в соответствии с агентским договором N 191/17 от 10.04.2008 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 07.06.2012 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленные исковые требования.
ООО "ЖРЭП N 2", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.
Оспаривая законность судебного акта, заявитель жалобы указал на неправильное применение судом норм материального права, а именно пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Не соглашаясь с примененным истцом в расчете суммы долга нормативом на горячее водоснабжение в размере 3,65 куб. м/чел./мес., ответчик, со ссылкой на пункты 8, 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, указал, что данный норматив утвержден только на исходную воду для горячего водоснабжения, то есть без учета объема тепловой энергии, необходимой на подогрев воды и только для домов с централизованным горячим водоснабжением, к которым ответчиком управляемые дома не относятся.
Считает также неправомерным расчет стоимости тепловой энергии на горячее водоснабжение, исходя из норматива, установленного для подогрева 1 куб. м воды для населения в размере 0,056 Гкал, и тарифа, установленного в размере 935,14 руб./Гкал. По мнению заявителя данный расчет истца противоречит позиции президиума Высшего Арбитражного суда, изложенной в постановлении от 15.02.2011 N 12845/10, в соответствии с которым при расчетах исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией за горячую воду не может применяться тариф, установленный на тепловую энергию.
Помимо изложенного указывает на то обстоятельство, что расчет за январь 2010 года произведен за объем коммунальной услуги на горячее водоснабжение (подогрев воды), фактически потребленной в декабре 2009 года, то есть за рамками искового периода. Соответственно, сумма 385 018 руб. 45 коп. (за минусом арифметической ошибки) подлежит исключению из суммы исковых требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы изложенный в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Истец в судебном заседании, возражая по доводам апелляционной жалобы представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложил свои возражения по доводам жалобы. Считает, что арбитражный суд первой инстанции при принятии решения выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и оценил все доказательства, находящиеся в материалах дела и правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, оснований, указанных в статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется. Просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.04.2008 между ОАО "ВКС" (энергоснабжающая организация) и ООО "ЖРЭП N 2" (абонент) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 1568, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация обязалась отпускать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что энергоснабжение тепловой энергией осуществляется по адресам абонента, указанным в приложении N 4.
В период с 01.01.2010 по 31.12.2010 истец через присоединенную сеть подавал тепловую энергию в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов и направил следующие счета-фактуры: N 1568/1 от 29.01.2010, N 1568/2 от 26.02.2010, N 1568/3 от 31.03.2010. N 1568/4 от 30.04.2010, N 1568/5 от 31.05.2010, N 1568/6 от 30.06.2010, N 1568/7 от 30.07.2010, N 1568/8 от 31.08.2010, N 1568/9 от 30.09.2010, N 1568/10 от 29.10.2010, N 1568/11 от 30.11.2010, N 1568/12 от 31.12.2010 на общую сумму 74 859 394 руб. 64 коп.
Судом установлено, что количество поставленного коммунального ресурса (тепловой энергии) по домам, оборудованным ОДПУ, определялось по показаниям ОДПУ, а по домам, не оборудованным ОДПУ, определялось расчетным путем в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета количество поставленного ресурсоснабжающей организацией проживающим в указанных помещениях потребителям коммунального ресурса определяется с учетом нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги, утвержденных органами местного самоуправления.
С учетом данной правовой позиции истцом был произведен расчет количества тепловой энергии на отопление и на нужды горячего водоснабжения, поставленной в многоквартирные дома, не оборудованные ОДПУ, исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
По количеству тепловой энергии на отопление, по площади отапливаемых жилых помещений и количеству жителей, пользующихся горячим водоснабжением, спора между сторонами не имеется.
Из представленного истцом расчета усматривается, что стоимость тепловой энергии за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 составила 73 782 426 руб. 03 коп.
На основании агентского договора N 191/17 от 10.04.2008, заключенного между ОАО "ВКС" в лице обособленного подразделения ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" (агентом) и ООО "ЖРЭП N 2" (принципалом), истец по поручению ответчика осуществлял начисление и сбор платежей за услуги отопления и горячего водоснабжения с населения, проживающего в жилом фонде, управляемом ответчиком.
В соответствии с условиями агентского договора агент обязан ежемесячно начислять населению плату за услуги по тарифам, установленным для населения г. Владимира уполномоченным органом, с учетом предоставленных льгот в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Владимирской области, а также нормативно правовыми актами города Владимира; выполнять печать счет-квитанций; осуществлять доставку счет-квитанций населению не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным; осуществлять сбор платежей населения за услуги; ежемесячно в срок до 15 числа, месяца следующего за расчетным предоставлять принципалу информацию и отчетность о начислениях, поступлениях, субсидиях, льгот ах, предусмотренных гражданам, а также акт выполненных работ; вести претензионно-исковую работу по взысканию задолженности за оказанные услуги (пункты 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.10, 2.1.13 договора).
Из материалов дела следует, что начисление платежей населению истец производил в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). При начислении платежей населению за горячее водоснабжение истец учитывал показания индивидуальных приборов учета расхода горячей воды.
Судом установлено, что расчет начислений на отопление выполнен с применением нормативов потребления, установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (в редакции от 23.12.2009) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения".
Начисления по нормативам за отопление выполнены с учетом отапливаемой площади квартиры (кв. м), норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м), установленного тарифа на тепловую энергию (руб./Гкал).
Стоимость тепловой энергии определена исходя из тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Владимирские коммунальные системы" в размере 935 руб. 14 коп. за 1 Гкал без учета НДС, установленного с 01.01.2010 постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 N 42/3 "О тарифах на тепловую энергию", а также надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей в размере 73 руб. 07 коп. без учета НДС, установленной постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 N 4216 на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы", утвержденной решением Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 N 233.
Стоимость тепловой энергии с учетом надбавок складывалась следующим образом: 935 руб. 14 коп. + 73 руб. 07 коп. = 1008 руб. 21 коп. за 1 Гкал + 18% НДС (1189 руб. 69 коп.).
Расчет начислений за тепловую энергию на горячее водоснабжение (подогрев воды) без учета показаний индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) выполнен с применением в расчетах нормативов горячего водоснабжения (куб. м/чел. в месяц), установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (пункт 11 приложения "Нормативы водоснабжения") и норматива на подогрев 1 куб. м воды в размере 0,056 Гкал, установленного постановлением главы города Владимира от 02.12.2005 N 416.
По данным ОП ОАО "ВКС" "ЕРКЦ", в рамках агентского договора за коммунальные услуги по отоплению и ГВС (подогрев воды) за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 населению фактически начислено 65 660 417 руб. 84 коп.
Сведения о сумме начисленной платы жителям за отопление и горячее водоснабжения, используемые истцом в расчете исковых требований, подтверждены отчетами "ЕРКЦ" и ответчиком не оспаривались.
Разница между начислениями по договору энергоснабжения тепловой энергией N 1568 от 01.04.2008 за тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения по нормативам потребления, в многоквартирных домах, не оборудованных ОДПУ, произведенными с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, и размером платы, начисленной населению за тепловую энергию на нужды ГВС с учетом индивидуальных приборов учета расхода горячей воды в соответствии с агентским договором N 191/17 от 10.04.2008, составляет 5 375 181 руб. 94 коп.
Поскольку сумма начислений жителям с применением индивидуальных приборов учета расхода горячей воды (водомеров) меньше суммы начислений по нормативам потребления коммунальной услуги горячее водоснабжение, указанную разницу истец считает задолженностью ответчика по договору теплоснабжения, в связи с чем, обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 3 Правил N 307 ответчик (управляющая организация) является исполнителем коммунальных услуг, то есть юридическим лицом, приобретающим коммунальные ресурсы не в целях перепродажи их потребителям, а в целях предоставления коммунальных услуг жителям управляемых ответчиком жилых домов, а истец является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Из вышеизложенного следует, что при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению N 2 к Правилам N 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.
Расчет нормативов потребления производится по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.
Расчет платы за отопление для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу (пункт 3, формула 2 приложения к Правилам N 306).
В связи с чем, норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года.
В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг (пункт 27 Правил N 306).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в расчете суммы долга истец учитывал постановление главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (в редакции постановления от 23.12.2009 10 N 4133) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения", которым установлены дифференцированные нормативы на отопление по группам домов.
Также из материалов дела усматривается, что, в спорный период тариф для населения на отопление и ГВС не установлен.
При расчете стоимости поставленного коммунального ресурса истец применял тариф, установленный постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 N 42/3 в размере 935,14 руб. за 1 Гкал без НДС, плюс 18% НДС, и надбавку к тарифу на тепловую энергию в размере 73,07 руб. за 1 Гкал без НДС, установленную решением Совета народных депутатов города Владимира N 267 от 04.12.2009, постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 N 4216, плюс 18% НДС.
Показания индивидуальных приборов учета расхода горячей воды судом не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению между "теплоснабжающей организацией" и "управляющей организацией" - исполнителем коммунальных услуг" допускает учет фактического потребления тепловой энергии по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в определениях от 25.08.2010 г. N ВАС-6530/10, от 25.05.2010 N ВАС-6080/10.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" указано, что согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
Согласно документам представленным в материалы дела, тариф и надбавка для истца были установлены без учета налога на добавленную стоимость.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12845/10 по делу N А41-22729/09 содержится правовая позиция, согласно которой при расчетах исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией за горячую воду не может применяться тариф, установленный на тепловую энергию. Также указано, что положениями Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не предусмотрено установление тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Вместе с тем, поскольку органами местного самоуправления на спорный период размер платы для населения за горячую воду в кубических метрах не был установлен, то истцом правомерно произведены начисления, исходя из нормативов, установленных для подогрева 1 куб. м воды для населения, и тарифа, установленного постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 N 42/3 в размере 935,14 руб. за 1 Гкал.
Примененные истцом в начислениях норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды и норматив потребления горячей воды в куб. м на человека не оспорены и не признаны недействующими. В рассматриваемый период не были установлены какие-либо иные нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды и нормативы потребления горячей воды в зависимости от вида системы теплоснабжения (открытая или закрытая система теплоснабжения) и для домов, в которых вода подогревается в бойлерах.
Арбитражный суд Владимирской области обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований, подтверждающих обоснованность применения истцом в расчетах инвестиционной надбавки к тарифу.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в редакции от 27.12.2009) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, необходимых для реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, осуществляется в том числе посредством установления тарифов на основе долгосрочных параметров на товары, услуги таких организаций, регулируемых надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ полномочия по утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры и по установлению надбавки к ценам (тарифам) для потребителей закреплены за представительными органами муниципальных образований. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Статьей 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ урегулирован порядок утверждения программы комплексного развития систем коммунального хозяйства, а также установления надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального хозяйства.
Так как в рассматриваемом периоде тарифы не были установлены на основе долгосрочных параметров регулирования, финансирование "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" осуществлялось в том числе посредством установления надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей в размере 73,07 руб./Гкал. (Решение Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 N 233 "Об утверждении "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" (в редакции от 04.12.2009 N 267)).
Постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 N 4216 "Об установлении ОАО "Владимирские коммунальные системы" надбавки к тарифу на тепловую энергию" на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" установлена надбавка к тарифу на тепловую энергию ОАО "Владимирские коммунальные системы" в размере 73,07 руб./Гкал (без учета НДС).
Надбавки к тарифам на тепловую энергию для потребителей и надбавки к тарифам на тепловую энергию для ОАО "ВКС" были установлены в дополнение к ценам (тарифам) на тепловую энергию, установленным органом государственного регулирования цен (тарифов), в соответствии со статьей 15 Закона N 210-ФЗ (в редакции от 27.12.2009).
Поскольку решение Совета народных депутатов города Владимира от 04.12.2009 N 267 "О внесении дополнения в "Инвестиционную программу ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" и постановление главы города Владимира от 29.12.2009 N 4216 "Об установлении ОАО "Владимирские коммунальные системы" надбавки к тарифу на тепловую энергию" не оспорены в установленном порядке и не признаны недействительными, то в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг за поставленный коммунальный ресурс (тепловую энергию) подлежит применению установленная инвестиционная надбавка с увеличением ее на сумму НДС.
Из вышеизложенного следует, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, удовлетворив требование истца в полном объеме.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на необоснованное применение ОАО "ВКС" при расчетах норматива горячего водоснабжения 3,65 куб. м/чел., установленного постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (пункт 11 приложения "Нормативы водоснабжения"), в связи с тем, что указанный норматив применяется только для домов с централизованным горячим водоснабжением, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Не соглашаясь с расчетом истца в части применения норматива горячего водоснабжения 3,65 куб. м/чел. для определения объема воды, в отношении которого затрачена тепловая энергия на подогрев, ответчик вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации свой контррасчет не представил; ходатайств об экспертной оценке определения объема потребленного ресурса не заявлял. Все пояснения ответчика касались лишь необходимости применения в такой ситуации в целях определения объема воды, в отношении которого затрачена тепловая энергия на подогрев, показаний индивидуальных приборов учета. Приведенной позиции ответчика судом дана надлежащая правовая оценка, указанная выше.
Учитывая изложенное, расчет ОАО "ВКС", применившего норматив потребления, установленный для домов с центральным горячим водоснабжением, является верным, а отсутствие иного установленного норматива на горячее водоснабжение без привязки к домам с централизованным горячим водоснабжением не может служить основанием для освобождения МКП г. Владимира "ЖКХ" от оплаты полученного ресурса (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя о необходимости исключения из расчета исковых требований суммы долга за январь 2010 года (по фактическому потреблению ГВС за декабрь 2009 года) не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку исковые требования ОАО "Владимирские коммунальные системы" ограничены двенадцатью календарными месяцами. С учетом сложившейся практики взаимоотношений между истцом и ответчиком, обусловленной наличием агентского договора по начислению и приему платежей от физических лиц за оказанные коммунальные услуги, объем потребления которых учитывается в следующем месяце, истец не превысил период взыскания.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя были предметом проверки судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.06.2012 по делу N А11-3649/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2012 ПО ДЕЛУ N А11-3649/2011
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2012 г. по делу N А11-3649/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2012.
Полный текст постановления изготовлен 11.10.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Богуновой Е.А., судей Логиновой О.А., Вечканова А.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2", г. Владимир, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.06.2012 по делу N А11-3649/2011, принятое судьей Ушаковой Е.П., по иску открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы", г. Владимир (ОГРН 1033301818659, ИНН 3327329166), к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2", г. Владимир (ОГРН 1073340003956, ИНН 3329045402), о взыскании 2 057 996 руб. 60 коп.,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - Синева М.А. по доверенности от 15.06.2010 N 51-п сроком действия до 25.05.2013;
- от ответчика - Никонова Н.А. по доверенности от 10.01.2012 N 3 сроком действия один год,
установил:
открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - истец, ОАО "ВКС") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2" (далее - ответчик, ООО "ЖРЭП N 2") о взыскании 5 375 181 руб. 94 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 в рамках договора от 01.04.2008 N 1568, составляющей разницу между размером начислений по нормативам потребления за тепловую энергию для подогрева горячей воды на многоквартирные дома, не оборудованные ОДПУ, и размером платы, начисленной населению за горячее водоснабжение с учетом показаний индивидуальных приборов учета расхода горячей воды в соответствии с агентским договором N 191/17 от 10.04.2008 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 07.06.2012 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленные исковые требования.
ООО "ЖРЭП N 2", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.
Оспаривая законность судебного акта, заявитель жалобы указал на неправильное применение судом норм материального права, а именно пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Не соглашаясь с примененным истцом в расчете суммы долга нормативом на горячее водоснабжение в размере 3,65 куб. м/чел./мес., ответчик, со ссылкой на пункты 8, 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, указал, что данный норматив утвержден только на исходную воду для горячего водоснабжения, то есть без учета объема тепловой энергии, необходимой на подогрев воды и только для домов с централизованным горячим водоснабжением, к которым ответчиком управляемые дома не относятся.
Считает также неправомерным расчет стоимости тепловой энергии на горячее водоснабжение, исходя из норматива, установленного для подогрева 1 куб. м воды для населения в размере 0,056 Гкал, и тарифа, установленного в размере 935,14 руб./Гкал. По мнению заявителя данный расчет истца противоречит позиции президиума Высшего Арбитражного суда, изложенной в постановлении от 15.02.2011 N 12845/10, в соответствии с которым при расчетах исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией за горячую воду не может применяться тариф, установленный на тепловую энергию.
Помимо изложенного указывает на то обстоятельство, что расчет за январь 2010 года произведен за объем коммунальной услуги на горячее водоснабжение (подогрев воды), фактически потребленной в декабре 2009 года, то есть за рамками искового периода. Соответственно, сумма 385 018 руб. 45 коп. (за минусом арифметической ошибки) подлежит исключению из суммы исковых требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы изложенный в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Истец в судебном заседании, возражая по доводам апелляционной жалобы представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложил свои возражения по доводам жалобы. Считает, что арбитражный суд первой инстанции при принятии решения выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и оценил все доказательства, находящиеся в материалах дела и правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, оснований, указанных в статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется. Просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.04.2008 между ОАО "ВКС" (энергоснабжающая организация) и ООО "ЖРЭП N 2" (абонент) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 1568, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация обязалась отпускать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что энергоснабжение тепловой энергией осуществляется по адресам абонента, указанным в приложении N 4.
В период с 01.01.2010 по 31.12.2010 истец через присоединенную сеть подавал тепловую энергию в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов и направил следующие счета-фактуры: N 1568/1 от 29.01.2010, N 1568/2 от 26.02.2010, N 1568/3 от 31.03.2010. N 1568/4 от 30.04.2010, N 1568/5 от 31.05.2010, N 1568/6 от 30.06.2010, N 1568/7 от 30.07.2010, N 1568/8 от 31.08.2010, N 1568/9 от 30.09.2010, N 1568/10 от 29.10.2010, N 1568/11 от 30.11.2010, N 1568/12 от 31.12.2010 на общую сумму 74 859 394 руб. 64 коп.
Судом установлено, что количество поставленного коммунального ресурса (тепловой энергии) по домам, оборудованным ОДПУ, определялось по показаниям ОДПУ, а по домам, не оборудованным ОДПУ, определялось расчетным путем в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета количество поставленного ресурсоснабжающей организацией проживающим в указанных помещениях потребителям коммунального ресурса определяется с учетом нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги, утвержденных органами местного самоуправления.
С учетом данной правовой позиции истцом был произведен расчет количества тепловой энергии на отопление и на нужды горячего водоснабжения, поставленной в многоквартирные дома, не оборудованные ОДПУ, исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
По количеству тепловой энергии на отопление, по площади отапливаемых жилых помещений и количеству жителей, пользующихся горячим водоснабжением, спора между сторонами не имеется.
Из представленного истцом расчета усматривается, что стоимость тепловой энергии за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 составила 73 782 426 руб. 03 коп.
На основании агентского договора N 191/17 от 10.04.2008, заключенного между ОАО "ВКС" в лице обособленного подразделения ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" (агентом) и ООО "ЖРЭП N 2" (принципалом), истец по поручению ответчика осуществлял начисление и сбор платежей за услуги отопления и горячего водоснабжения с населения, проживающего в жилом фонде, управляемом ответчиком.
В соответствии с условиями агентского договора агент обязан ежемесячно начислять населению плату за услуги по тарифам, установленным для населения г. Владимира уполномоченным органом, с учетом предоставленных льгот в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Владимирской области, а также нормативно правовыми актами города Владимира; выполнять печать счет-квитанций; осуществлять доставку счет-квитанций населению не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным; осуществлять сбор платежей населения за услуги; ежемесячно в срок до 15 числа, месяца следующего за расчетным предоставлять принципалу информацию и отчетность о начислениях, поступлениях, субсидиях, льгот ах, предусмотренных гражданам, а также акт выполненных работ; вести претензионно-исковую работу по взысканию задолженности за оказанные услуги (пункты 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.10, 2.1.13 договора).
Из материалов дела следует, что начисление платежей населению истец производил в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). При начислении платежей населению за горячее водоснабжение истец учитывал показания индивидуальных приборов учета расхода горячей воды.
Судом установлено, что расчет начислений на отопление выполнен с применением нормативов потребления, установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (в редакции от 23.12.2009) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения".
Начисления по нормативам за отопление выполнены с учетом отапливаемой площади квартиры (кв. м), норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м), установленного тарифа на тепловую энергию (руб./Гкал).
Стоимость тепловой энергии определена исходя из тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Владимирские коммунальные системы" в размере 935 руб. 14 коп. за 1 Гкал без учета НДС, установленного с 01.01.2010 постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 N 42/3 "О тарифах на тепловую энергию", а также надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей в размере 73 руб. 07 коп. без учета НДС, установленной постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 N 4216 на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы", утвержденной решением Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 N 233.
Стоимость тепловой энергии с учетом надбавок складывалась следующим образом: 935 руб. 14 коп. + 73 руб. 07 коп. = 1008 руб. 21 коп. за 1 Гкал + 18% НДС (1189 руб. 69 коп.).
Расчет начислений за тепловую энергию на горячее водоснабжение (подогрев воды) без учета показаний индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) выполнен с применением в расчетах нормативов горячего водоснабжения (куб. м/чел. в месяц), установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (пункт 11 приложения "Нормативы водоснабжения") и норматива на подогрев 1 куб. м воды в размере 0,056 Гкал, установленного постановлением главы города Владимира от 02.12.2005 N 416.
По данным ОП ОАО "ВКС" "ЕРКЦ", в рамках агентского договора за коммунальные услуги по отоплению и ГВС (подогрев воды) за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 населению фактически начислено 65 660 417 руб. 84 коп.
Сведения о сумме начисленной платы жителям за отопление и горячее водоснабжения, используемые истцом в расчете исковых требований, подтверждены отчетами "ЕРКЦ" и ответчиком не оспаривались.
Разница между начислениями по договору энергоснабжения тепловой энергией N 1568 от 01.04.2008 за тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения по нормативам потребления, в многоквартирных домах, не оборудованных ОДПУ, произведенными с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, и размером платы, начисленной населению за тепловую энергию на нужды ГВС с учетом индивидуальных приборов учета расхода горячей воды в соответствии с агентским договором N 191/17 от 10.04.2008, составляет 5 375 181 руб. 94 коп.
Поскольку сумма начислений жителям с применением индивидуальных приборов учета расхода горячей воды (водомеров) меньше суммы начислений по нормативам потребления коммунальной услуги горячее водоснабжение, указанную разницу истец считает задолженностью ответчика по договору теплоснабжения, в связи с чем, обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 3 Правил N 307 ответчик (управляющая организация) является исполнителем коммунальных услуг, то есть юридическим лицом, приобретающим коммунальные ресурсы не в целях перепродажи их потребителям, а в целях предоставления коммунальных услуг жителям управляемых ответчиком жилых домов, а истец является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Из вышеизложенного следует, что при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению N 2 к Правилам N 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.
Расчет нормативов потребления производится по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.
Расчет платы за отопление для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу (пункт 3, формула 2 приложения к Правилам N 306).
В связи с чем, норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года.
В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг (пункт 27 Правил N 306).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в расчете суммы долга истец учитывал постановление главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (в редакции постановления от 23.12.2009 10 N 4133) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения", которым установлены дифференцированные нормативы на отопление по группам домов.
Также из материалов дела усматривается, что, в спорный период тариф для населения на отопление и ГВС не установлен.
При расчете стоимости поставленного коммунального ресурса истец применял тариф, установленный постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 N 42/3 в размере 935,14 руб. за 1 Гкал без НДС, плюс 18% НДС, и надбавку к тарифу на тепловую энергию в размере 73,07 руб. за 1 Гкал без НДС, установленную решением Совета народных депутатов города Владимира N 267 от 04.12.2009, постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 N 4216, плюс 18% НДС.
Показания индивидуальных приборов учета расхода горячей воды судом не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению между "теплоснабжающей организацией" и "управляющей организацией" - исполнителем коммунальных услуг" допускает учет фактического потребления тепловой энергии по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в определениях от 25.08.2010 г. N ВАС-6530/10, от 25.05.2010 N ВАС-6080/10.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" указано, что согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
Согласно документам представленным в материалы дела, тариф и надбавка для истца были установлены без учета налога на добавленную стоимость.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12845/10 по делу N А41-22729/09 содержится правовая позиция, согласно которой при расчетах исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией за горячую воду не может применяться тариф, установленный на тепловую энергию. Также указано, что положениями Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не предусмотрено установление тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Вместе с тем, поскольку органами местного самоуправления на спорный период размер платы для населения за горячую воду в кубических метрах не был установлен, то истцом правомерно произведены начисления, исходя из нормативов, установленных для подогрева 1 куб. м воды для населения, и тарифа, установленного постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 N 42/3 в размере 935,14 руб. за 1 Гкал.
Примененные истцом в начислениях норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды и норматив потребления горячей воды в куб. м на человека не оспорены и не признаны недействующими. В рассматриваемый период не были установлены какие-либо иные нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды и нормативы потребления горячей воды в зависимости от вида системы теплоснабжения (открытая или закрытая система теплоснабжения) и для домов, в которых вода подогревается в бойлерах.
Арбитражный суд Владимирской области обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований, подтверждающих обоснованность применения истцом в расчетах инвестиционной надбавки к тарифу.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в редакции от 27.12.2009) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, необходимых для реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, осуществляется в том числе посредством установления тарифов на основе долгосрочных параметров на товары, услуги таких организаций, регулируемых надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ полномочия по утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры и по установлению надбавки к ценам (тарифам) для потребителей закреплены за представительными органами муниципальных образований. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Статьей 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ урегулирован порядок утверждения программы комплексного развития систем коммунального хозяйства, а также установления надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального хозяйства.
Так как в рассматриваемом периоде тарифы не были установлены на основе долгосрочных параметров регулирования, финансирование "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" осуществлялось в том числе посредством установления надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей в размере 73,07 руб./Гкал. (Решение Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 N 233 "Об утверждении "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" (в редакции от 04.12.2009 N 267)).
Постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 N 4216 "Об установлении ОАО "Владимирские коммунальные системы" надбавки к тарифу на тепловую энергию" на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" установлена надбавка к тарифу на тепловую энергию ОАО "Владимирские коммунальные системы" в размере 73,07 руб./Гкал (без учета НДС).
Надбавки к тарифам на тепловую энергию для потребителей и надбавки к тарифам на тепловую энергию для ОАО "ВКС" были установлены в дополнение к ценам (тарифам) на тепловую энергию, установленным органом государственного регулирования цен (тарифов), в соответствии со статьей 15 Закона N 210-ФЗ (в редакции от 27.12.2009).
Поскольку решение Совета народных депутатов города Владимира от 04.12.2009 N 267 "О внесении дополнения в "Инвестиционную программу ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" и постановление главы города Владимира от 29.12.2009 N 4216 "Об установлении ОАО "Владимирские коммунальные системы" надбавки к тарифу на тепловую энергию" не оспорены в установленном порядке и не признаны недействительными, то в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг за поставленный коммунальный ресурс (тепловую энергию) подлежит применению установленная инвестиционная надбавка с увеличением ее на сумму НДС.
Из вышеизложенного следует, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, удовлетворив требование истца в полном объеме.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на необоснованное применение ОАО "ВКС" при расчетах норматива горячего водоснабжения 3,65 куб. м/чел., установленного постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (пункт 11 приложения "Нормативы водоснабжения"), в связи с тем, что указанный норматив применяется только для домов с централизованным горячим водоснабжением, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Не соглашаясь с расчетом истца в части применения норматива горячего водоснабжения 3,65 куб. м/чел. для определения объема воды, в отношении которого затрачена тепловая энергия на подогрев, ответчик вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации свой контррасчет не представил; ходатайств об экспертной оценке определения объема потребленного ресурса не заявлял. Все пояснения ответчика касались лишь необходимости применения в такой ситуации в целях определения объема воды, в отношении которого затрачена тепловая энергия на подогрев, показаний индивидуальных приборов учета. Приведенной позиции ответчика судом дана надлежащая правовая оценка, указанная выше.
Учитывая изложенное, расчет ОАО "ВКС", применившего норматив потребления, установленный для домов с центральным горячим водоснабжением, является верным, а отсутствие иного установленного норматива на горячее водоснабжение без привязки к домам с централизованным горячим водоснабжением не может служить основанием для освобождения МКП г. Владимира "ЖКХ" от оплаты полученного ресурса (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя о необходимости исключения из расчета исковых требований суммы долга за январь 2010 года (по фактическому потреблению ГВС за декабрь 2009 года) не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку исковые требования ОАО "Владимирские коммунальные системы" ограничены двенадцатью календарными месяцами. С учетом сложившейся практики взаимоотношений между истцом и ответчиком, обусловленной наличием агентского договора по начислению и приему платежей от физических лиц за оказанные коммунальные услуги, объем потребления которых учитывается в следующем месяце, истец не превысил период взыскания.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя были предметом проверки судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.06.2012 по делу N А11-3649/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.А.БОГУНОВА
Е.А.БОГУНОВА
Судьи
О.А.ЛОГИНОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ
О.А.ЛОГИНОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)