Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ю.А.Беляевой
при участии:
от истца (заявителя): 11.03.2013 - предст. Богданова О.Л. по доверенности от 09.01.2013 N 3
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2478/2013) ООО "Мастер-Ремонт" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.11.2012 по делу N А26-5531/2012 (судья Цыба И.С.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Мастер-Ремонт"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мастер-Ремонт" (ОГРН 1041000038606) (далее - ООО "Мастер-Ремонт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Инспекция) от 04.04.2012 N 585 в части пунктов 2 - 5, 7, 8, 10, 12 - 18 - организация и обеспечение выполнения работ по приведению в исправное состояние остекления окон, восстановлению вторых створок оконных рам на лестничных клетках в подъездах многоквартирных домов NN 6, 8, 32, 34, 38 по ул. Ровио, домов NN 22, 28 по ул. Лыжная, домов NN 6, 10, 12 по ул. Сортавальская, домов NN 15, 19 по пр. Комсомольскому и домов NN 29, 31 по ул. Балтийская в г. Петрозаводске.
Решением суда от 28.11.2012 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Мастер-Ремонт" просит решение суда от 28.11.2012 отменить. Податель жалобы полагает, что оспариваемым предписанием на общество (управляющую организацию) возложено выполнение работ по восстановлению и остеклению вторых оконных рам, которые не только не приняты на общем собрании собственников помещений в доме и за оказание которых управляющая организация не получает плату, но также, по мнению общества, не предусмотрены нормативными актами (Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, которые утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170). Как указывает податель жалобы, исправное состояние окон на лестничных клетках поддерживалось обществом в полном объеме.
В судебном заседании 11.03.2013 представитель ООО "Мастер-Ремонт" поддержал доводы апелляционной жалобы. Государственная жилищная инспекция Республики Карелия, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направила, представила отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час. 20 мин. 18 марта 2013 года, после перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон, что в силу части 3 статьи 156 и части 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения N 374 от 29.02.2012 Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия в период с 06 по 29 марта 2012 года проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении ООО "Мастер-Ремонт" на предмет соблюдения обязательных требований жилищного законодательства.
В ходе проверки выявлено нарушения обществом требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
По результатам проверки составлен акт N 374 от 29.03.2012 в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения (том 1 л.д. 46-82), а также выдано предписание N 585 от 04.04.2012 (том 1 л.д. 12-45), которым обществу предписано срок до 25.05.2012 привести в исправное состояние остекление окон (привести в исправное состояние оконные заполнения, восстановить отсутствующее остекление створок вторых рам, восстановить отсутствующие створки вторых рам) на лестничных клетках в подъездах многоквартирных домов NN 6, 8, 32, 34, 38 по ул. Ровио, NN 22, 28 по ул. Лыжная, NN 5, 6, 10, 12 по ул. Сортавальская, NN 15, 19, 21 по Комсомольскому пр., N 9 по ул. Торнева, NN 29, 31 по ул. Балтийская в городе Петрозаводске.
Решением государственного жилищного инспектора от 04.06.2012 по ходатайству общества отозвано предписание N 585 от 04.04.2012 в отношении дома по ул. Торнева, 9 в связи с заявлением собственников.
Решением государственного жилищного инспектора от 04.06.2012 по ходатайству общества перенесен срок исполнения предписания N 585 от 04.04.2012 в отношении домов по Комсомольскому пр., 21 и ул. Сортавальская, 5 до 01.09.2012 в связи с тем, что выполнение работ согласовано с собственниками и запланировано в рамках ведомственной целевой программы Администрации Петрозаводского городского округа.
25.05.2012 общество обратилось в Инспекцию с ходатайством об отмене пунктов 2 - 5, 7, 8, 10, 12 - 18 предписания N 585 от 04.04.2012 по причине непринятия собственниками многоквартирных домов решений по вопросу проведения ремонта оконных заполнений, которое было отклонено решением инспектора от 04.06.2012.
Полагая, что пункты 2 - 5, 7, 8, 10, 12 - 18 предписания N 585 от 04.04.2012 противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, возлагая обязанности, которые ни законом, ни договором на него не возложены, ООО "Мастер-Ремонт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанных пунктов предписания недействительными.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда от 28.11.2012 в связи со следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1086 от 26.09.1994 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Российской Федерации, согласно пунктам 5 и 6 которого органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами и вправе давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, порядок внесения такой платы.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ и определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил N 491 в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно пункту 3.2.1 Правил N 170 содержание лестничных клеток включает в себя техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования), капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий, мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках.
В соответствии с пунктами 4.7.1 и 4.7.2 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; устранять неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штаников; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
Пунктом 4.8.14 Правил N 170 предусмотрено, что на лестничных клетках должно быть исправное остекление.
Как следует из материалов дела, общество является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов NN 6, 8, 32, 34, 38 по ул. Ровио, NN 22, 28 по ул. Лыжная, NN 6, 10, 12 по ул. Сортавальская, NN 15, 19 по пр. Комсомольскому, NN 29, 31 по ул. Балтийская в городе Петрозаводске.
В соответствии с заключенными между обществом (управляющей организацией) и собственниками помещений в указанных многоквартирных домах договорами управления, условия которых утверждены решением общего собрания собственников помещений, ООО "Мастер-Ремонт" приняло на себя обязательства по управлению вышеперечисленными многоквартирными домами, в том числе по организации предоставления услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставление коммунальных услуг, а также осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (пункт 1.2 договоров).
В соответствии с пунктом 1.7 договоров управления перечень состава работ по содержанию, управлению и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также их стоимость, определены Приложением N 4 к договорам (в перечень работ по текущему ремонту согласно Приложению 4 к договорам управления включены работы по установке рам и остеклению). Плата за работы по текущему ремонту включена в ежемесячную плату за содержание, обслуживание и текущий ремонт общего имущества жилого дома.
Факт нарушения обществом требований пунктов 4.7.1, 4.7.2 и 4.8.14 при осуществлении управления многоквартирными домами NN 6, 8, 32, 34, 38 по ул. Ровио, NN 22, 28 по ул. Лыжная, NN 6, 10, 12 по ул. Сортавальская, NN 15, 19 по пр. Комсомольскому, NN 29, 31 по ул. Балтийская в городе Петрозаводске (неисправное состояние окон, оконных заполнений на лестничных клетках, отсутствие остеклений створок вторых рам) подтверждается материалами дела (акт проверки от 29.03.2012 с фототаблицей) и установлен судом при рассмотрении дела А26-4773/2012, в рамках которого оспаривалось постановление ГЖИ РК N 15-05/125-12 от 03.05.2012 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
Доводы общества о невозможности выполнения указанных в предписании работ в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов и финансирования указанных работ обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Поименованные в пунктах 2 - 5, 7, 8, 10, 12 - 18 предписания от 04.04.2012 N 585 работы (выполнение работ по приведению в исправное состояние остекления окон, восстановлению вторых створок оконных рам на лестничных клетках в подъездах) относятся к текущему ремонту. Как следует из материалов дела, договорами управления спорными многоквартирными домами (заключенными на основании решений общего собрания собственников помещений многоквартирных домов) предусмотрено выполнение управляющей организацией (ООО "Мастер-Ремонт") работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, при этом перечень состава работ по содержанию, управлению и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также их стоимость, определены Приложением N 4 к договорам. Согласно Приложению N 4 к договорам управления в перечень работ по текущему ремонту включены работы по установке рам и остеклению, а также установлена плата за указанные работы, которая в свою очередь включена в ежемесячную плату, взимаемую управляющей организацией с собственников помещений в указанных жилых домах, за содержание, обслуживание и текущий ремонт общего имущества жилого дома (том 1 л.д. 99, 105, 111, 121, 125, 131, 141, том 2 л.д. 9, 15, 20, 30).
Кроме того, суд первой инстанции, основываясь на позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, обоснованно указал, что системное толкование совокупности приведенных выше положений законодательства свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, именно на общество, как в силу закона, так и договоров управления возложена обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества (в том числе, поддержанию исправного состояния окон на лестничных клетках) в спорных многоквартирных домах.
Доводы заявителя о том, что предписание в оспариваемой части следует отменить ввиду того, что представители советов многоквартирных домов N 6 по ул. Ровио и N 31 по ул. Балтийской не согласны с необходимостью выполнения работ по пунктам 3 и 17 оспариваемого предписания (обращения председателей советов домов, том 2 л.д. 38-39), правомерно отклонены судом первой инстанции В силу части 5 статьи 161.1 ЖК РФ совет многоквартирного дома обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения же по данным вопросам принимаются общим собранием собственников (статьи 44, 46 ЖК РФ). Как правомерно указал суд первой инстанции, из представленных обществом заявлений представителей советов домов N 6 по ул. Ровио и N 31 по ул. Балтийской не усматривается, что собственники жилых помещений указанных домов участвовали в общих собраниях и приняли решения относительно отсутствия необходимости выполнения пунктов 3 и 17 оспариваемого предписания (не представлены протоколы общих собраний собственников помещений, на которых принято решение по данному вопросу; не представлены также доказательства принятия собственниками указанных домов в соответствии со статьей 161.1 ЖК РФ решения об избрании совета дома, его председателя, а соответственно не подтверждены полномочия подписавших обращения лиц действовать в качестве представителей собственников помещений в данных домах).
Предписание от 04.04.2012 N 585 выдано Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 17 от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в пределах реализуемых инспекцией полномочий по контролю за состоянием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами (пункты 5 и 6 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 04.04.2012 N 585 в обжалуемой заявителем части.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28 ноября 2012 года по делу N А26-5531/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мастер-Ремонт" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.03.2013 ПО ДЕЛУ N А26-5531/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2013 г. по делу N А26-5531/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ю.А.Беляевой
при участии:
от истца (заявителя): 11.03.2013 - предст. Богданова О.Л. по доверенности от 09.01.2013 N 3
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2478/2013) ООО "Мастер-Ремонт" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.11.2012 по делу N А26-5531/2012 (судья Цыба И.С.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Мастер-Ремонт"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мастер-Ремонт" (ОГРН 1041000038606) (далее - ООО "Мастер-Ремонт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Инспекция) от 04.04.2012 N 585 в части пунктов 2 - 5, 7, 8, 10, 12 - 18 - организация и обеспечение выполнения работ по приведению в исправное состояние остекления окон, восстановлению вторых створок оконных рам на лестничных клетках в подъездах многоквартирных домов NN 6, 8, 32, 34, 38 по ул. Ровио, домов NN 22, 28 по ул. Лыжная, домов NN 6, 10, 12 по ул. Сортавальская, домов NN 15, 19 по пр. Комсомольскому и домов NN 29, 31 по ул. Балтийская в г. Петрозаводске.
Решением суда от 28.11.2012 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Мастер-Ремонт" просит решение суда от 28.11.2012 отменить. Податель жалобы полагает, что оспариваемым предписанием на общество (управляющую организацию) возложено выполнение работ по восстановлению и остеклению вторых оконных рам, которые не только не приняты на общем собрании собственников помещений в доме и за оказание которых управляющая организация не получает плату, но также, по мнению общества, не предусмотрены нормативными актами (Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, которые утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170). Как указывает податель жалобы, исправное состояние окон на лестничных клетках поддерживалось обществом в полном объеме.
В судебном заседании 11.03.2013 представитель ООО "Мастер-Ремонт" поддержал доводы апелляционной жалобы. Государственная жилищная инспекция Республики Карелия, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направила, представила отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час. 20 мин. 18 марта 2013 года, после перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон, что в силу части 3 статьи 156 и части 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения N 374 от 29.02.2012 Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия в период с 06 по 29 марта 2012 года проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении ООО "Мастер-Ремонт" на предмет соблюдения обязательных требований жилищного законодательства.
В ходе проверки выявлено нарушения обществом требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
По результатам проверки составлен акт N 374 от 29.03.2012 в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения (том 1 л.д. 46-82), а также выдано предписание N 585 от 04.04.2012 (том 1 л.д. 12-45), которым обществу предписано срок до 25.05.2012 привести в исправное состояние остекление окон (привести в исправное состояние оконные заполнения, восстановить отсутствующее остекление створок вторых рам, восстановить отсутствующие створки вторых рам) на лестничных клетках в подъездах многоквартирных домов NN 6, 8, 32, 34, 38 по ул. Ровио, NN 22, 28 по ул. Лыжная, NN 5, 6, 10, 12 по ул. Сортавальская, NN 15, 19, 21 по Комсомольскому пр., N 9 по ул. Торнева, NN 29, 31 по ул. Балтийская в городе Петрозаводске.
Решением государственного жилищного инспектора от 04.06.2012 по ходатайству общества отозвано предписание N 585 от 04.04.2012 в отношении дома по ул. Торнева, 9 в связи с заявлением собственников.
Решением государственного жилищного инспектора от 04.06.2012 по ходатайству общества перенесен срок исполнения предписания N 585 от 04.04.2012 в отношении домов по Комсомольскому пр., 21 и ул. Сортавальская, 5 до 01.09.2012 в связи с тем, что выполнение работ согласовано с собственниками и запланировано в рамках ведомственной целевой программы Администрации Петрозаводского городского округа.
25.05.2012 общество обратилось в Инспекцию с ходатайством об отмене пунктов 2 - 5, 7, 8, 10, 12 - 18 предписания N 585 от 04.04.2012 по причине непринятия собственниками многоквартирных домов решений по вопросу проведения ремонта оконных заполнений, которое было отклонено решением инспектора от 04.06.2012.
Полагая, что пункты 2 - 5, 7, 8, 10, 12 - 18 предписания N 585 от 04.04.2012 противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, возлагая обязанности, которые ни законом, ни договором на него не возложены, ООО "Мастер-Ремонт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанных пунктов предписания недействительными.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда от 28.11.2012 в связи со следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1086 от 26.09.1994 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Российской Федерации, согласно пунктам 5 и 6 которого органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами и вправе давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, порядок внесения такой платы.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ и определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил N 491 в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно пункту 3.2.1 Правил N 170 содержание лестничных клеток включает в себя техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования), капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий, мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках.
В соответствии с пунктами 4.7.1 и 4.7.2 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; устранять неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штаников; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
Пунктом 4.8.14 Правил N 170 предусмотрено, что на лестничных клетках должно быть исправное остекление.
Как следует из материалов дела, общество является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов NN 6, 8, 32, 34, 38 по ул. Ровио, NN 22, 28 по ул. Лыжная, NN 6, 10, 12 по ул. Сортавальская, NN 15, 19 по пр. Комсомольскому, NN 29, 31 по ул. Балтийская в городе Петрозаводске.
В соответствии с заключенными между обществом (управляющей организацией) и собственниками помещений в указанных многоквартирных домах договорами управления, условия которых утверждены решением общего собрания собственников помещений, ООО "Мастер-Ремонт" приняло на себя обязательства по управлению вышеперечисленными многоквартирными домами, в том числе по организации предоставления услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставление коммунальных услуг, а также осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (пункт 1.2 договоров).
В соответствии с пунктом 1.7 договоров управления перечень состава работ по содержанию, управлению и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также их стоимость, определены Приложением N 4 к договорам (в перечень работ по текущему ремонту согласно Приложению 4 к договорам управления включены работы по установке рам и остеклению). Плата за работы по текущему ремонту включена в ежемесячную плату за содержание, обслуживание и текущий ремонт общего имущества жилого дома.
Факт нарушения обществом требований пунктов 4.7.1, 4.7.2 и 4.8.14 при осуществлении управления многоквартирными домами NN 6, 8, 32, 34, 38 по ул. Ровио, NN 22, 28 по ул. Лыжная, NN 6, 10, 12 по ул. Сортавальская, NN 15, 19 по пр. Комсомольскому, NN 29, 31 по ул. Балтийская в городе Петрозаводске (неисправное состояние окон, оконных заполнений на лестничных клетках, отсутствие остеклений створок вторых рам) подтверждается материалами дела (акт проверки от 29.03.2012 с фототаблицей) и установлен судом при рассмотрении дела А26-4773/2012, в рамках которого оспаривалось постановление ГЖИ РК N 15-05/125-12 от 03.05.2012 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
Доводы общества о невозможности выполнения указанных в предписании работ в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов и финансирования указанных работ обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Поименованные в пунктах 2 - 5, 7, 8, 10, 12 - 18 предписания от 04.04.2012 N 585 работы (выполнение работ по приведению в исправное состояние остекления окон, восстановлению вторых створок оконных рам на лестничных клетках в подъездах) относятся к текущему ремонту. Как следует из материалов дела, договорами управления спорными многоквартирными домами (заключенными на основании решений общего собрания собственников помещений многоквартирных домов) предусмотрено выполнение управляющей организацией (ООО "Мастер-Ремонт") работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, при этом перечень состава работ по содержанию, управлению и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также их стоимость, определены Приложением N 4 к договорам. Согласно Приложению N 4 к договорам управления в перечень работ по текущему ремонту включены работы по установке рам и остеклению, а также установлена плата за указанные работы, которая в свою очередь включена в ежемесячную плату, взимаемую управляющей организацией с собственников помещений в указанных жилых домах, за содержание, обслуживание и текущий ремонт общего имущества жилого дома (том 1 л.д. 99, 105, 111, 121, 125, 131, 141, том 2 л.д. 9, 15, 20, 30).
Кроме того, суд первой инстанции, основываясь на позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, обоснованно указал, что системное толкование совокупности приведенных выше положений законодательства свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, именно на общество, как в силу закона, так и договоров управления возложена обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества (в том числе, поддержанию исправного состояния окон на лестничных клетках) в спорных многоквартирных домах.
Доводы заявителя о том, что предписание в оспариваемой части следует отменить ввиду того, что представители советов многоквартирных домов N 6 по ул. Ровио и N 31 по ул. Балтийской не согласны с необходимостью выполнения работ по пунктам 3 и 17 оспариваемого предписания (обращения председателей советов домов, том 2 л.д. 38-39), правомерно отклонены судом первой инстанции В силу части 5 статьи 161.1 ЖК РФ совет многоквартирного дома обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения же по данным вопросам принимаются общим собранием собственников (статьи 44, 46 ЖК РФ). Как правомерно указал суд первой инстанции, из представленных обществом заявлений представителей советов домов N 6 по ул. Ровио и N 31 по ул. Балтийской не усматривается, что собственники жилых помещений указанных домов участвовали в общих собраниях и приняли решения относительно отсутствия необходимости выполнения пунктов 3 и 17 оспариваемого предписания (не представлены протоколы общих собраний собственников помещений, на которых принято решение по данному вопросу; не представлены также доказательства принятия собственниками указанных домов в соответствии со статьей 161.1 ЖК РФ решения об избрании совета дома, его председателя, а соответственно не подтверждены полномочия подписавших обращения лиц действовать в качестве представителей собственников помещений в данных домах).
Предписание от 04.04.2012 N 585 выдано Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 17 от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в пределах реализуемых инспекцией полномочий по контролю за состоянием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами (пункты 5 и 6 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 04.04.2012 N 585 в обжалуемой заявителем части.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28 ноября 2012 года по делу N А26-5531/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мастер-Ремонт" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)