Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2013 ПО ДЕЛУ N А46-8384/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2013 г. по делу N А46-8384/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8957/2013) Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция Омской области, Инспекция) на решение Арбитражного суда Омской области от 23.08.2013 по делу N А46-8384/2013 (судья Крещановская Л.А.).принятое по заявлению открытого акционерного общества "ОмскВодоканал", ОГРН 1045507037344, ИНН 5504097128 (далее - заявитель, ОАО "ОмскВодоканал", Общество) к Госжилинспекции Омской области,
о признании недействительным предписания от 26.04.2013 N 05-02-06/74,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Госжилинспекции Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от ОАО "ОмскВодоканал" - Шатов Д.А. по доверенности N 15/146 от 16.05.2013 сроком действия по 31.12.2013, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации,

установил:

ОАО "ОмскВодоканал" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Госжилинспекции Омской области о признании незаконным предписания от 26.04.2013 N 05-02-06/74 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.08.2013 по делу N А46-8384/2013 требование Общества удовлетворено.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание и акт проверки не содержат сведений о том, с учетом каких документов Инспекцией был сформулирован вывод о нарушении Обществом пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), что свидетельствует о невозможности исполнения такого предписания.
Не согласившись с принятым решением, Госжилинспекция Омской области обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом.
В обоснование апелляционной жалобы Госжилинспекция Омской области указала на то, что ОАО "ОмскВодоканал" при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, были применены неверные количественные значения общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома N 25 по ул. Лукашевича в г. Омске. Согласно справке ГП Омской области "Омский центр ТИЗ" N 507336 от 16.04.2013 площадь нежилых помещений составляет 70,8 кв. м, общая площадь жилых помещений указанного дома составляет 12 467,1 кв. м, однако Общество в расчетах платы за потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды применяет иные значения площадей.
По мнению подателя жалобы, сведения, указанные в справке ГП Омской области "Омский центр ТИЗ", являются достоверными, поскольку в соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921, и письмом Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 данные технической инвентаризации необходимы в том числе органам государственной власти для обеспечения объективной информации о площади помещений в многоквартирном доме.
В судебном заседании представитель ОАО "ОмскВодоканал" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Инспекция, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об его отложении не заявила, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения N 1656 от 04.04.2013 Госжилинспекцией Омской области в отношении ОАО "ОмскВодоканал" была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу оплаты за холодное водоснабжение многоквартирного дома N 25 по ул. Лукашевича в Кировском административном округе г. Омска.
По результатам данной проверки 26.04.2013 составлен акт N 05-03-06/125, в котором нашло отражение нарушение Обществом пункта 44 Правил N 354, выразившееся в том, что при начислении платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, водоотведение), потребленные на общедомовые нужды, были применены следующие значения площадей многоквартирного дома N 25 по ул. Лукашевича в Кировском административном округе г. Омска: площадь нежилых помещений - 26 кв. м, общая площадь жилых помещений - 12 455 кв. м, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества 3 921,8 кв. м, в то время как согласно справке N 507336 от 16.04.2013, полученной от государственного предприятия "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" (ГП "Омский ЦТИЗ") площадь нежилых помещений этого дома составляет 70,8 кв. м, общая площадь жилых помещений указанного многоквартирного дома составляет 12 467,1 кв. м, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества 3 921,8 кв. м
26.04.2013 ОАО "ОмскВодоканал" выдано предписание N 05-02-06/74, которым на Общество возложена обязанность в срок до 26.05.2013 привести в соответствие с данными о площадях многоквартирного дома, указанными в справке о технических характеристиках от 16.04.2013 N 507336, расчет платы за предоставленные на общедомовые нужды коммунальные услуги (холодное водоснабжение, водоотведение).
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО "ОмскВодоканал" обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
23.08.2013 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое Госжилинспекцией Омской области в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), вынесения ненормативных правовых актов, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), вынесение решений, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), вынесения ненормативных правовых актов, решений возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие). При этом обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктами 2, 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Деятельность Инспекции осуществляется на основании Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 "О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области" Инспекция осуществляет функции жилищного надзора.
Госжилинспекция Омской области при осуществлении проверок обязана руководствоваться положениями Федерального закона законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из вышеприведенных норм следует, что обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
В рассматриваемом случае основанием для выдачи ОАО "ОмскВодоканал" оспариваемого предписания послужил установленный в ходе проверки факт того, что Общество при расчете размера платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, водоотведение), потребленные на общедомовые нужды, исходило из количественных показателей площади жилых помещений в многоквартирном доме, которые не соответствуют данным справки ГП "Омский ЦТИЗ", что, по мнению проверяющего органа, является нарушением пункта 44 Правил N 354.
Между тем суд апелляционной инстанции считает правильным заключение суда первой инстанции об ошибочности данного вывода Инспекции по следующим основаниям.
Размер платы за коммунальные услуги в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции, многоквартирный дом N 25 по ул. Лукашевича в г. Омске оборудован общедомовым прибором учета холодной воды.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к ПравиламN 354.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам N 354.
Из формул, 10, 11,12, 13 и 14 следует, что при расчетах 14 приложения N 2 к Правилам N 354 принимается во внимание "общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме".
В рассматриваемом случае ОАО "ОмскВодоканал" производит расчет размера платы за коммунальную услугу на основании формулы N 10, 11, 12, 13, 14 приложения N 2 к Правилам N 354, и применяет при этом сведения о площадях жилых и нежилых помещений, предоставленные собственниками данных помещений по каждому жилому и нежилому помещению в виде копий лицевых счетов и свидетельств о государственной регистрации права собственности.
Между тем, ни акт проверки, ни спорное предписание не содержат подробного анализа действий Общества, которые квалифицированы заинтересованным лицом как нарушение пункта 44 Правил N 354, что означает отсутствие обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта, а также лишает возможности заявителя на надлежащее его исполнение.
Довод заинтересованного лица со ссылкой на справку ГП Омской области "Омский ЦТИЗ" N 507336 от 16.04.2013 о том, что Общество при расчете размера платы за коммунальную услугу (холодное водоснабжение и водоотведение), предоставленную на общедомовые нужды по многоквартирному дому N 25 по ул. Лукашевича в г. Омске, применяет неверные количественные значения общей площади жилых и нежилых помещений указанного многоквартирного дома, ошибочен, поскольку сведения о площадях жилых и нежилых помещений в указанном многоквартирном доме противоречат иным материалам дела, в том числе, копиям лицевых счетов (т. 1 л.д. 23-150, т. 2 л.д. 1-108), договору аренды нежилого помещения по адресу ул. Лукашевича, д. 25 от 31.12.2008 N 17, из которых следует, что общая площадь нежилых помещений составляет 26 кв. м, то есть меньше показателя, указанного в справке ГП "Омский ЦТИЗ" (70,8 кв. м), а общая площадь жилых помещений по указанному многоквартирному дому составляет 12 455 кв. м, что также не соответствует данным справки ГП "Омский ЦТИЗ" (12 467,1 кв. м).
Таким образом, представленные в материалы дела документы Обществом с одной стороны и документы, представленные заинтересованным лицом - с другой, являются противоречивыми, из них невозможно достоверно установить действительную площадь жилых и нежилых помещений.
Учитывая, что в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекция не исполнила обязанность по доказыванию обоснованности вынесенного ею ненормативного правового акта, указанные выше противоречия апелляционным судом толкуются в пользу Общества.
Более того, справка ГП "Омский ЦТИЗ" содержит в себе сведения технического учета жилищного фонда, которые не являются обязательными при расчете размера платы за коммунальную услугу (холодное водоснабжение и водоотведение), предоставленную на общедомовые нужды.
Так, согласно пункту 4 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Положение) задачами ГП "Омский ЦТИЗ" является осуществление технического учета жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполнение и представление форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
В соответствии с пунктом 7 Положения ГП "Омский ЦТИЗ" в целях государственного учета жилищного фонда производит техническую инвентаризацию жилищного фонда, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения; информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
При этом инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, только в случаях составления государственной статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности по жилищному фонду и определения технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений (пункт 9 Положения).
В рассматриваемом случае при расчете размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения, предоставленные на общедомовые нужды, Общество применяет сведения о площадях жилых и нежилых помещений, предоставленные собственниками данных помещений, данные сведения предоставляются по каждому жилому и нежилому помещению в виде копии лицевых счетов, а также свидетельств о государственной регистрации права собственности, что, вопреки позиции Инспекции, не образует нарушение пункта 44 Правил N 354.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Инспекция в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представила надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность вынесенного предписания от 26.04.2013 N 05-02-06/74.
Таким образом, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 23.08.2013 по делу N А46-8384/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР

Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)