Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1063453035062 ИНН 3414016071 Волгоградская область, г. Котово)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 12.12.2012 по делу N А12-25548/2012 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1063453035062 ИНН 3414016071 Волгоградская область, г. Котово)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580 ИНН 3445079787 г. Волгоград)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно- коммунального хозяйства" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция) от 20.09.2012 N 2520-1 о назначении административного наказания по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ) об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 41 000 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 12.12.2012 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить или изменить, исключив наличие вины общества в возникновении дефектов общего имущества, невыполнении работ по их устранению на жилых домах с непосредственным управлением и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования общества по тем основаниям, что отсутствует вина общества в том, что виды работ, которые указаны в постановлении, не выполнялись, необходимые работы по содержанию общего имущества общество выполняло, были приняты все меры, возложенные на общество жилищным законодательством, не имеется возможности для выполнения всех работ, указанных в постановлении.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29.08.2012 N 2520 инспекцией 04.09.2012 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом требований жилищного законодательства, в ходе которой при обследовании общего имущества многоквартирных домов N 20 по улице Свердлова, N 76 по улице Коммунистическая, N 177 по улице Мира, N 9 по улице Лаврова, N 4 по улице Нефтяников в г. Котово Волгоградской области выявлены нарушения пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 4.6.1.2, 4.6.3.3, 4.6.1.20, 4.9.1.20, 5.6.23, 4.6.1.27, 4.10.2.8, 4.10.5.2, 4.1.6, 4.1.7, 5.8.3, 4.1.9, 5.2.22, 4.7.2, 4.8.14, 4.2.4.2, 4.2.3.4, 4.2.3.4, 4.1.1, 4.1.15, 4.8.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно:
- - улица Свердлова дом N 20: на кровельном покрытии, выполненном из рулонных материалов, наблюдаются разрывы рулонного ковра, расслоения в швах между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоя, также наблюдаются неровности, воздушные мешки, что является нарушением требований пунктов 4.6.1.2, 4.6.3.3 Правил N 170; телевизионные антенны закреплены на оголовках дымовентканалов, что является нарушение пунктов 4.6.1.20, 4.9.1.20, 5.6.23 Правил N 170; на оголовках дымовентканалов над подъездами N 1,3 дома имеются вентиляционные устройства, высота которых превышает 0,7 метра выше крыши, парапета или др. выступающих элементов здания. Отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность внесения изменений конструктивных элементов крыши в систему вентиляции многоквартирного дома, что является нарушением пункта 4.6.1.27 Правил N 170; со стороны главного фасада здания наблюдаются неисправности герметизации стыков стеновых панелей (раковины, трещины, щели, поврежденные участки, разрушение поверхностного слоя раствора). Восстановление герметизации стыковых соединений панелей не осуществлено, что является нарушением пунктов 4.10.2.8, 4.10.5.2 Правил N 170; отмостка по всему периметру здания имеет участки разрушения, просадки, что является нарушением пунктов 4.1.6, 4.1.7 Правил N 170; в подвальных помещениях дома наблюдаются ржавчина на трубопроводах холодного водоснабжения вследствие образования конденсата на указанных трубопроводах, что является нарушением пункта 5.8.3 Правил N 170; трубопроводы внутридомовой системы отопления, находящееся в неотапливаемом подвальном помещении дома, не имеют тепловую изоляцию, что является нарушением пунктов 4.1.9, 5.2.22 Правил N 170; имеется повреждение остекления заполнения оконных проемов на межэтажных площадках в подъезде N 3 дома. Отсутствуют предусмотренные проектом вторые створки оконных рам заполнений оконных проемов на межэтажных площадках в подъездах N 1, 2, 3, 4, 6 дома, что является нарушением пунктов 4.7.2, 4.8.14 Правил N 170; отвод атмосферных осадков от стен дома необеспечен по причине ненадлежащего технического состояния отмостки, которое выражается в разрушении и отсутствием поперечного уклона отмостки от стен со стороны дворовой части фасада здания, что является нарушением 2.6.2, 4.1.6 Правил N 170;
- - улица Коммунистическая, дом N 76: на кровельном покрытии, выполненном из рулонных материалов, наблюдаются разрывы рулонного ковра, расслоения в швах между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоя, также наблюдаются неровности, воздушные мешки, что является нарушением пунктов 4.6.1.2, 4.6.3.3 Правил N 170; у козырьков над входом в подъезды N 1, 2, 3 дома наблюдается выкрашивание защитного бетонного слоя, что является нарушением пунктов 4.2.4.2 Правил N 170; по всему периметру здания наблюдаются участки цоколя дома с поврежденным штукатурным слоем, что является нарушением пунктов 4.2.3.4 Правил N 170; имеется повреждение остекления заполнения оконных проемов, а также отсутствуют предусмотренные проектом вторые створки оконных рам заполнений оконных проемов на межэтажных площадках в подъездах N 1, 2, 3, 4 дома, что является нарушением пунктов 4.7.2, 4.8.14 Правил N 170;
- - улица Мира, дом N 177: у козырька над входом в подъезд N 2 дома наблюдается выкрашивание защитного бетонного слоя, что является нарушением пункта 4.2.4.2 Правил N 170; в подвальных помещениях дома на трубопроводах холодного водоснабжения наблюдается ржавчина вследствие образования конденсата на трубопроводах, что является нарушением пункта 5.8.3 Правил N 170; трубопроводы внутридомовой системы отопления, находящиеся в неотапливаемом подвальном помещении дома, не имеют тепловую изоляцию, что является нарушением пунктов 4.1.9, 5.2.22 Правил N 170; наблюдается подтопление подвальных помещений дома, что является нарушением пунктов 4.1.1, 4.1.15 Правил N 170;
- - улица Лаврова, дом N 9: со стороны дворовой части фасада на втором этаже на первом балконе справа наблюдается выкрашивание бетона из тела плит, на металлических конструкциях балконов имеется коррозия, что является нарушением пункта 4.2.4.2 Правил N 170; по всему периметру здания на цоколе дома наблюдаются участки с поврежденным штукатурным и отделочным слоем, что является нарушением пункта 4.2.3.4 Правил N 170; отмостка со стороны дворовой части фасада имеют участки разрушения, что является нарушением пунктов 4.1.6, 4.1.7 Правил N 170; трубопроводы внутридомовой системы отопления, находящееся в неотапливаемом подвальном помещении дома, не имеют тепловую изоляцию, что является нарушением пунктов 4.1.9, 5.2.22 Правил N 170; отвод атмосферных осадков от стен дома необеспечен по причине ненадлежащего технического состояния отмостки, которое выражается в разрушении и отсутствием поперечного уклона отмостки от стен со стороны дворовой части фасада здания, что является нарушением пунктов 2.6.2, 4.1.6 Правил N 170;
- - улица Нефтяников, дом N 4: наблюдается нарушение бетонного слоя ступеней на входах в подъезды дома, что является нарушением пункта 4.8.4 Правил N 170.
По результатам проверки составлен акт от 05.09.2012 N 2520.
06.09.2012 инспекцией составлен протокол N 2520-1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, в присутствии законного представителя общества.
20.09.2012 инспекцией вынесено постановление N 2520-1 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 41 000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением и обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющими организациями на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Устава общества целями деятельности общества является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах. Одними из видов деятельности общества являются управление жилищным фондом, содержание и ремонт жилищного фонда.
В соответствии с протоколам общих собраний собственников помещений многоквартирных домов N 4 по улице Нефтяников и N 9 по улице Лаврова в г. Котово собственниками помещений указанных многоквартирных домов выбран способ управления своими домами обществом как управляющей компанией.
На основании решений собственников помещений в вышеуказанных многоквартирных домах заключены договоры управления многоквартирными домами. Согласно пункту 3.1 данных договоров собственники поручили, а управляющая организация обязалась оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность.
В многоквартирных домах N 20 по улице Свердлова, N 177 по улице Мира, N 76 по улице Коммунистическая в г. Котово согласно протоколам от 07.04.2012, от 16.04.2012, от 23.07.2012 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, проведенных в форме заочного голосования, способ управления многоквартирными домами изменен, выбран способ непосредственного управления. В качестве организации, оказывающей услуги по содержанию и ремонту общего имущества домов, выбрано общество.
Собственниками помещений вышеуказанных домов с обществом заключены договоры оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с пунктом 2.1 данного договора общество, являющееся исполнителем по договору, обязано содержать общее имущество в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; осуществлять подготовку к сезонной эксплуатации общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества. Приложением N 1 к договору определен перечень работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1.1. статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников.
На основании части 1.2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.
В соответствии с частью 2.1 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил N 170 техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий включает в себя:
- а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное;
- б) осмотры;
- в) подготовка к сезонной эксплуатации;
- г) текущий ремонт;
- д) капитальный ремонт.
На основании пункта 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно Постановлению Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации по делу N 6464/10 от 29.09.2010 требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170 и являются обязательными для исполнения управляющими организациями. Все текущие, неотложные, обязательные, сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что общество, выступая управляющей организацией как на основании заключенных с собственниками помещений в многоквартирных домах N 4 по улице Нефтяников и N 9 по улице Лаврова в городе Котово договоров управления, так и в силу заключенных договоров оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов N 20 по улице Свердлова, N 177 по улице Мира, N 76 по улице Коммунистическая в г. Котово, является лицом, ответственным за обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, выступающих объектами проверки, в соответствии с требованиями действующих правил содержания и ремонта.
Из материалов дела усматривается, что в результате проверки установлено нарушение обществом Правил N 170.
Факт нарушения обществом Правил N 170 подтвержден актом проверки, протоколом об административном правонарушении.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по выполнению функций по содержанию указанного жилого дома в надлежащем состоянии.
Выявленные проверкой нарушения в содержании общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов свидетельствует о том, что обществом не принимаются в соответствии с требованиями действующих правил содержания и ремонта жилых домов своевременные и необходимые меры по обеспечению надлежащего содержания и ремонта общего имущества вышеуказанных жилых домов, а также не проводятся мероприятия по осуществлению подготовки многоквартирных домов к сезонной эксплуатации, что не обеспечивает благоприятные и безопасные условия для проживания граждан.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, учитывая отсутствие каких-либо исключительных обстоятельств, общественную опасность правонарушения, принимая во внимание, что совершенное обществом правонарушение посягает на право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, пришел к обоснованному выводу, что отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Нарушений инспекцией порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного правонарушения, либо исключающие производство по делу об административном правонарушении, материалы дела не содержат.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 12 декабря 2012 года по делу N А12-25548/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Т.С.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2013 ПО ДЕЛУ N А12-25548/2012
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2013 г. по делу N А12-25548/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1063453035062 ИНН 3414016071 Волгоградская область, г. Котово)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 12.12.2012 по делу N А12-25548/2012 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1063453035062 ИНН 3414016071 Волгоградская область, г. Котово)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580 ИНН 3445079787 г. Волгоград)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно- коммунального хозяйства" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция) от 20.09.2012 N 2520-1 о назначении административного наказания по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ) об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 41 000 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 12.12.2012 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить или изменить, исключив наличие вины общества в возникновении дефектов общего имущества, невыполнении работ по их устранению на жилых домах с непосредственным управлением и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования общества по тем основаниям, что отсутствует вина общества в том, что виды работ, которые указаны в постановлении, не выполнялись, необходимые работы по содержанию общего имущества общество выполняло, были приняты все меры, возложенные на общество жилищным законодательством, не имеется возможности для выполнения всех работ, указанных в постановлении.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29.08.2012 N 2520 инспекцией 04.09.2012 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом требований жилищного законодательства, в ходе которой при обследовании общего имущества многоквартирных домов N 20 по улице Свердлова, N 76 по улице Коммунистическая, N 177 по улице Мира, N 9 по улице Лаврова, N 4 по улице Нефтяников в г. Котово Волгоградской области выявлены нарушения пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 4.6.1.2, 4.6.3.3, 4.6.1.20, 4.9.1.20, 5.6.23, 4.6.1.27, 4.10.2.8, 4.10.5.2, 4.1.6, 4.1.7, 5.8.3, 4.1.9, 5.2.22, 4.7.2, 4.8.14, 4.2.4.2, 4.2.3.4, 4.2.3.4, 4.1.1, 4.1.15, 4.8.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно:
- - улица Свердлова дом N 20: на кровельном покрытии, выполненном из рулонных материалов, наблюдаются разрывы рулонного ковра, расслоения в швах между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоя, также наблюдаются неровности, воздушные мешки, что является нарушением требований пунктов 4.6.1.2, 4.6.3.3 Правил N 170; телевизионные антенны закреплены на оголовках дымовентканалов, что является нарушение пунктов 4.6.1.20, 4.9.1.20, 5.6.23 Правил N 170; на оголовках дымовентканалов над подъездами N 1,3 дома имеются вентиляционные устройства, высота которых превышает 0,7 метра выше крыши, парапета или др. выступающих элементов здания. Отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность внесения изменений конструктивных элементов крыши в систему вентиляции многоквартирного дома, что является нарушением пункта 4.6.1.27 Правил N 170; со стороны главного фасада здания наблюдаются неисправности герметизации стыков стеновых панелей (раковины, трещины, щели, поврежденные участки, разрушение поверхностного слоя раствора). Восстановление герметизации стыковых соединений панелей не осуществлено, что является нарушением пунктов 4.10.2.8, 4.10.5.2 Правил N 170; отмостка по всему периметру здания имеет участки разрушения, просадки, что является нарушением пунктов 4.1.6, 4.1.7 Правил N 170; в подвальных помещениях дома наблюдаются ржавчина на трубопроводах холодного водоснабжения вследствие образования конденсата на указанных трубопроводах, что является нарушением пункта 5.8.3 Правил N 170; трубопроводы внутридомовой системы отопления, находящееся в неотапливаемом подвальном помещении дома, не имеют тепловую изоляцию, что является нарушением пунктов 4.1.9, 5.2.22 Правил N 170; имеется повреждение остекления заполнения оконных проемов на межэтажных площадках в подъезде N 3 дома. Отсутствуют предусмотренные проектом вторые створки оконных рам заполнений оконных проемов на межэтажных площадках в подъездах N 1, 2, 3, 4, 6 дома, что является нарушением пунктов 4.7.2, 4.8.14 Правил N 170; отвод атмосферных осадков от стен дома необеспечен по причине ненадлежащего технического состояния отмостки, которое выражается в разрушении и отсутствием поперечного уклона отмостки от стен со стороны дворовой части фасада здания, что является нарушением 2.6.2, 4.1.6 Правил N 170;
- - улица Коммунистическая, дом N 76: на кровельном покрытии, выполненном из рулонных материалов, наблюдаются разрывы рулонного ковра, расслоения в швах между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоя, также наблюдаются неровности, воздушные мешки, что является нарушением пунктов 4.6.1.2, 4.6.3.3 Правил N 170; у козырьков над входом в подъезды N 1, 2, 3 дома наблюдается выкрашивание защитного бетонного слоя, что является нарушением пунктов 4.2.4.2 Правил N 170; по всему периметру здания наблюдаются участки цоколя дома с поврежденным штукатурным слоем, что является нарушением пунктов 4.2.3.4 Правил N 170; имеется повреждение остекления заполнения оконных проемов, а также отсутствуют предусмотренные проектом вторые створки оконных рам заполнений оконных проемов на межэтажных площадках в подъездах N 1, 2, 3, 4 дома, что является нарушением пунктов 4.7.2, 4.8.14 Правил N 170;
- - улица Мира, дом N 177: у козырька над входом в подъезд N 2 дома наблюдается выкрашивание защитного бетонного слоя, что является нарушением пункта 4.2.4.2 Правил N 170; в подвальных помещениях дома на трубопроводах холодного водоснабжения наблюдается ржавчина вследствие образования конденсата на трубопроводах, что является нарушением пункта 5.8.3 Правил N 170; трубопроводы внутридомовой системы отопления, находящиеся в неотапливаемом подвальном помещении дома, не имеют тепловую изоляцию, что является нарушением пунктов 4.1.9, 5.2.22 Правил N 170; наблюдается подтопление подвальных помещений дома, что является нарушением пунктов 4.1.1, 4.1.15 Правил N 170;
- - улица Лаврова, дом N 9: со стороны дворовой части фасада на втором этаже на первом балконе справа наблюдается выкрашивание бетона из тела плит, на металлических конструкциях балконов имеется коррозия, что является нарушением пункта 4.2.4.2 Правил N 170; по всему периметру здания на цоколе дома наблюдаются участки с поврежденным штукатурным и отделочным слоем, что является нарушением пункта 4.2.3.4 Правил N 170; отмостка со стороны дворовой части фасада имеют участки разрушения, что является нарушением пунктов 4.1.6, 4.1.7 Правил N 170; трубопроводы внутридомовой системы отопления, находящееся в неотапливаемом подвальном помещении дома, не имеют тепловую изоляцию, что является нарушением пунктов 4.1.9, 5.2.22 Правил N 170; отвод атмосферных осадков от стен дома необеспечен по причине ненадлежащего технического состояния отмостки, которое выражается в разрушении и отсутствием поперечного уклона отмостки от стен со стороны дворовой части фасада здания, что является нарушением пунктов 2.6.2, 4.1.6 Правил N 170;
- - улица Нефтяников, дом N 4: наблюдается нарушение бетонного слоя ступеней на входах в подъезды дома, что является нарушением пункта 4.8.4 Правил N 170.
По результатам проверки составлен акт от 05.09.2012 N 2520.
06.09.2012 инспекцией составлен протокол N 2520-1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, в присутствии законного представителя общества.
20.09.2012 инспекцией вынесено постановление N 2520-1 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 41 000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением и обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющими организациями на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Устава общества целями деятельности общества является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах. Одними из видов деятельности общества являются управление жилищным фондом, содержание и ремонт жилищного фонда.
В соответствии с протоколам общих собраний собственников помещений многоквартирных домов N 4 по улице Нефтяников и N 9 по улице Лаврова в г. Котово собственниками помещений указанных многоквартирных домов выбран способ управления своими домами обществом как управляющей компанией.
На основании решений собственников помещений в вышеуказанных многоквартирных домах заключены договоры управления многоквартирными домами. Согласно пункту 3.1 данных договоров собственники поручили, а управляющая организация обязалась оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность.
В многоквартирных домах N 20 по улице Свердлова, N 177 по улице Мира, N 76 по улице Коммунистическая в г. Котово согласно протоколам от 07.04.2012, от 16.04.2012, от 23.07.2012 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, проведенных в форме заочного голосования, способ управления многоквартирными домами изменен, выбран способ непосредственного управления. В качестве организации, оказывающей услуги по содержанию и ремонту общего имущества домов, выбрано общество.
Собственниками помещений вышеуказанных домов с обществом заключены договоры оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с пунктом 2.1 данного договора общество, являющееся исполнителем по договору, обязано содержать общее имущество в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; осуществлять подготовку к сезонной эксплуатации общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества. Приложением N 1 к договору определен перечень работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1.1. статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников.
На основании части 1.2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.
В соответствии с частью 2.1 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил N 170 техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий включает в себя:
- а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное;
- б) осмотры;
- в) подготовка к сезонной эксплуатации;
- г) текущий ремонт;
- д) капитальный ремонт.
На основании пункта 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно Постановлению Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации по делу N 6464/10 от 29.09.2010 требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170 и являются обязательными для исполнения управляющими организациями. Все текущие, неотложные, обязательные, сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что общество, выступая управляющей организацией как на основании заключенных с собственниками помещений в многоквартирных домах N 4 по улице Нефтяников и N 9 по улице Лаврова в городе Котово договоров управления, так и в силу заключенных договоров оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов N 20 по улице Свердлова, N 177 по улице Мира, N 76 по улице Коммунистическая в г. Котово, является лицом, ответственным за обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, выступающих объектами проверки, в соответствии с требованиями действующих правил содержания и ремонта.
Из материалов дела усматривается, что в результате проверки установлено нарушение обществом Правил N 170.
Факт нарушения обществом Правил N 170 подтвержден актом проверки, протоколом об административном правонарушении.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по выполнению функций по содержанию указанного жилого дома в надлежащем состоянии.
Выявленные проверкой нарушения в содержании общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов свидетельствует о том, что обществом не принимаются в соответствии с требованиями действующих правил содержания и ремонта жилых домов своевременные и необходимые меры по обеспечению надлежащего содержания и ремонта общего имущества вышеуказанных жилых домов, а также не проводятся мероприятия по осуществлению подготовки многоквартирных домов к сезонной эксплуатации, что не обеспечивает благоприятные и безопасные условия для проживания граждан.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, учитывая отсутствие каких-либо исключительных обстоятельств, общественную опасность правонарушения, принимая во внимание, что совершенное обществом правонарушение посягает на право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, пришел к обоснованному выводу, что отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Нарушений инспекцией порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного правонарушения, либо исключающие производство по делу об административном правонарушении, материалы дела не содержат.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 12 декабря 2012 года по делу N А12-25548/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Т.С.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)