Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.,
судей Клочковой Н.А., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" Абушаева Галия Абдрешитовна по доверенности N 01-03/24 от 07.03.2013,
от Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" Берестовская Светлана Анатольевна по доверенности N 03-02/1888 от 25.12.2012 (до перерыва),
от Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" Минаев Виталий Юрьевич по доверенности N 03-02/1878 от 25.12.2012 (после перерыва),
от союза товариществ собственников жилья "Прогресс" Копа Светлана Витальевна по доверенности от 01.04.2012, выданной сроком до 20.06.2013,
от Администрации Ленинского района города Саратова Кичатый Роман Владимирович по доверенности N 1671-01/14 от 27.06.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2013 года по делу N А57-14189/2012 (судья Алькова В.А.),
по иску союза товариществ собственников жилья "Прогресс", г. Саратов,
к Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третьи лица:
Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Администрация Ленинского района города Саратова, г. Саратов,
о взыскании задолженности,
установил:
решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 сентября 2011 г. по делу N А57-15536/2010 союз товариществ собственников жилья "Прогресс" признан несостоятельным (банкротом).
Союз товариществ собственников жилья "Прогресс" (далее союз товариществ, истец) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее администрация), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее комитет) о взыскании задолженности по капитальному ремонту общего имущества жилого дома за период с 01 января 2008 г. по 06 сентября 2011 г. в сумме 13 469 500,16 руб.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уменьшал исковые требования, в итоге просил взыскать задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов, входящих в состав союза товариществ, за период с 01 июля 2009 г. по 22 февраля 2011 г. в сумме 6 259 256,22 руб.
Уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2013 г. с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу союза товариществ взыскана задолженность по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении союза товариществ, за период с 01 июля 2009 г. по 22 февраля 2011 г. в сумме 6 259 256,22 руб.
В иске к администрации отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, комитет обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2013 г. по делу N А57-14189/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что перечисление денежных средств иным способом, кроме определенных бюджетным законодательством, в данном случае - субсидии на проведение капитального ремонта, в соответствии с бюджетным законодательством не допускается. Союз товариществ не предпринимал действий для получения субсидий в заявленном размере.
Заявитель указывает, что союзом товариществ не представлено документов, свидетельствующих о соблюдении требований Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 г., протоколов собраний союза товариществ, определивших размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт, в том числе капитальный, общего имущества многоквартирных домов на 2008-2011 годы, сметы расходов на проведение капитального ремонта, актов осмотра многоквартирных домов, перечень услуг и работ по капитальному ремонту, условия их оказания и выполнения, размер их финансирования, утвержденный общим собранием собственников жилых помещений союза товариществ.
В Двенадцатый арбитражный апелляционный суд также поступила жалоба администрации, в которой администрация просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2013 г. по делу N А57-14189/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель жалобы полагает, что перечисление денежных средств иным способом, кроме определенных бюджетным законодательством, в данном случае - субсидии на проведение капитального ремонта, в соответствии с бюджетным законодательством не допускается. Союз товариществ не предпринимал действий для получения субсидий в заявленном размере.
В рамках дела N А57-15536/2010 требования конкурсным управляющим союза товариществ к администрации не предъявлены. По мнению подателя жалобы, взносы на капитальный ремонт носят целевой характер и зачисляются на лицевой счет конкретного дома.
Заявитель указывает, что союзом товариществ не представлено документов, свидетельствующих о соблюдении требований Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 г., протоколов собраний союза товариществ, определивших размер обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт, в том числе капитальный, общего имущества многоквартирных домов, смет расходов на проведение капитального ремонта на год, актов осмотра многоквартирных домов, перечень услуг и работ по капитальному ремонту, условия их оказания и выполнения, размер их финансирования, утвержденный общим собранием собственников жилых помещений.
По мнению администрации, администрация не являлась членом союза товариществ.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, союз товариществ является объединением собственников жилых и нежилых помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе г. Саратова. В состав союза товариществ входят: товарищество собственников жилья "Ударник" (далее ТСЖ "Ударник), товарищество собственников жилья "Возрождение" (далее ТСЖ "Возрождение"), товарищество собственников жилья "Дружба 2005" (далее ТСЖ "Дружба 2005").
На основании договоров управления N 2, 3, 4 от 01 августа 2005 г. ТСЖ "Ударник", ТСЖ "Возрождение", ТСЖ "Дружба 2005" передали в управление союзу товариществ сроком на 10 лет объекты общего имущества жилищного фонда, согласно приложениям N 1 к указанным договорам.
Общими собраниями собственников жилья в домах союза товариществ согласно представленным в материалы дела протоколам от 12 января 2011 г., 15 января 2010 г., 01 июня 2009 г. большинством голосов приняты решения установить для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области: Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009-2011 годы", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 768 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011-2013 годы", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1077 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012-2014 годы": на 2009 год - в размере 4,50 руб. /кв. м, на 2010 год - 5,00 руб. /кв. м, на 2011 год - 5,40 руб. /кв. м, на 2012 год - 5,80 руб. /кв. м.
Площадь помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период в многоквартирных жилых домах, управляемых союзом товариществ, подтверждается данными, представленными в материалы дела Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" и не оспаривается.
Ненадлежащее исполнение ответчиком как собственником жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Ударник", ТСЖ "Возрождение", ТСЖ "Дружба 2005" и находящихся в управлении союза товариществ, обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов в размере и в порядке, установленными общим собранием собственников помещений, послужило основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав союза товариществ, в порядке и размере, установленном общим собранием членов союза товариществ.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения. Внесение указанных обязательных платежей не противоречит бюджетному законодательству. Ссылка на нормы бюджетного законодательства не может служить доказательством отсутствия обязанности по несению бремени содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества, в том числе и путем внесения ежемесячных обязательных платежей на капитальный ремонт имущества муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общие собрания членов союза товариществ по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав союза товариществ, проведены в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятые по их итогам решения не оспорены и не признаны недействительными в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества в жилом доме не освобождает его от предусмотренной законом обязанности по внесению платы на содержание общего имущества собственников жилого дома.
Возможность предоставления денежных средств на капитальный ремонт способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав союза товариществ, в порядке и размере установленном общим собранием членов союза товариществ и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав данного товарищества.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав союза товариществ, в порядке и размере, установленными общим собранием членов союза товариществ.
По мнению судебной коллегии, признание союза товариществ несостоятельным (банкротом) в рамках дела N А57-15536/2010, не препятствует обращению его с иском о взыскании задолженности по капитальному ремонту общего имущества жилого дома.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Доводы заявителей о непредставлении союзом товариществ указанных в жалобах документов не находят своего подтверждения, поскольку они имеются в материалах дела.
По мнению судебной коллегии, доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Саратовской области. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов Арбитражного суда Саратовской области
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2013 года по делу N А57-14189/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий
Ф.И.ТИМАЕВ
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
А.Ю.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2013 ПО ДЕЛУ N А57-14189/2012
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2013 г. по делу N А57-14189/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.,
судей Клочковой Н.А., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" Абушаева Галия Абдрешитовна по доверенности N 01-03/24 от 07.03.2013,
от Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" Берестовская Светлана Анатольевна по доверенности N 03-02/1888 от 25.12.2012 (до перерыва),
от Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" Минаев Виталий Юрьевич по доверенности N 03-02/1878 от 25.12.2012 (после перерыва),
от союза товариществ собственников жилья "Прогресс" Копа Светлана Витальевна по доверенности от 01.04.2012, выданной сроком до 20.06.2013,
от Администрации Ленинского района города Саратова Кичатый Роман Владимирович по доверенности N 1671-01/14 от 27.06.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2013 года по делу N А57-14189/2012 (судья Алькова В.А.),
по иску союза товариществ собственников жилья "Прогресс", г. Саратов,
к Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третьи лица:
Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Администрация Ленинского района города Саратова, г. Саратов,
о взыскании задолженности,
установил:
решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 сентября 2011 г. по делу N А57-15536/2010 союз товариществ собственников жилья "Прогресс" признан несостоятельным (банкротом).
Союз товариществ собственников жилья "Прогресс" (далее союз товариществ, истец) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее администрация), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее комитет) о взыскании задолженности по капитальному ремонту общего имущества жилого дома за период с 01 января 2008 г. по 06 сентября 2011 г. в сумме 13 469 500,16 руб.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уменьшал исковые требования, в итоге просил взыскать задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов, входящих в состав союза товариществ, за период с 01 июля 2009 г. по 22 февраля 2011 г. в сумме 6 259 256,22 руб.
Уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2013 г. с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу союза товариществ взыскана задолженность по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении союза товариществ, за период с 01 июля 2009 г. по 22 февраля 2011 г. в сумме 6 259 256,22 руб.
В иске к администрации отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, комитет обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2013 г. по делу N А57-14189/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что перечисление денежных средств иным способом, кроме определенных бюджетным законодательством, в данном случае - субсидии на проведение капитального ремонта, в соответствии с бюджетным законодательством не допускается. Союз товариществ не предпринимал действий для получения субсидий в заявленном размере.
Заявитель указывает, что союзом товариществ не представлено документов, свидетельствующих о соблюдении требований Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 г., протоколов собраний союза товариществ, определивших размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт, в том числе капитальный, общего имущества многоквартирных домов на 2008-2011 годы, сметы расходов на проведение капитального ремонта, актов осмотра многоквартирных домов, перечень услуг и работ по капитальному ремонту, условия их оказания и выполнения, размер их финансирования, утвержденный общим собранием собственников жилых помещений союза товариществ.
В Двенадцатый арбитражный апелляционный суд также поступила жалоба администрации, в которой администрация просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2013 г. по делу N А57-14189/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель жалобы полагает, что перечисление денежных средств иным способом, кроме определенных бюджетным законодательством, в данном случае - субсидии на проведение капитального ремонта, в соответствии с бюджетным законодательством не допускается. Союз товариществ не предпринимал действий для получения субсидий в заявленном размере.
В рамках дела N А57-15536/2010 требования конкурсным управляющим союза товариществ к администрации не предъявлены. По мнению подателя жалобы, взносы на капитальный ремонт носят целевой характер и зачисляются на лицевой счет конкретного дома.
Заявитель указывает, что союзом товариществ не представлено документов, свидетельствующих о соблюдении требований Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 г., протоколов собраний союза товариществ, определивших размер обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт, в том числе капитальный, общего имущества многоквартирных домов, смет расходов на проведение капитального ремонта на год, актов осмотра многоквартирных домов, перечень услуг и работ по капитальному ремонту, условия их оказания и выполнения, размер их финансирования, утвержденный общим собранием собственников жилых помещений.
По мнению администрации, администрация не являлась членом союза товариществ.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, союз товариществ является объединением собственников жилых и нежилых помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе г. Саратова. В состав союза товариществ входят: товарищество собственников жилья "Ударник" (далее ТСЖ "Ударник), товарищество собственников жилья "Возрождение" (далее ТСЖ "Возрождение"), товарищество собственников жилья "Дружба 2005" (далее ТСЖ "Дружба 2005").
На основании договоров управления N 2, 3, 4 от 01 августа 2005 г. ТСЖ "Ударник", ТСЖ "Возрождение", ТСЖ "Дружба 2005" передали в управление союзу товариществ сроком на 10 лет объекты общего имущества жилищного фонда, согласно приложениям N 1 к указанным договорам.
Общими собраниями собственников жилья в домах союза товариществ согласно представленным в материалы дела протоколам от 12 января 2011 г., 15 января 2010 г., 01 июня 2009 г. большинством голосов приняты решения установить для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области: Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009-2011 годы", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 768 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011-2013 годы", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1077 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012-2014 годы": на 2009 год - в размере 4,50 руб. /кв. м, на 2010 год - 5,00 руб. /кв. м, на 2011 год - 5,40 руб. /кв. м, на 2012 год - 5,80 руб. /кв. м.
Площадь помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период в многоквартирных жилых домах, управляемых союзом товариществ, подтверждается данными, представленными в материалы дела Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" и не оспаривается.
Ненадлежащее исполнение ответчиком как собственником жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Ударник", ТСЖ "Возрождение", ТСЖ "Дружба 2005" и находящихся в управлении союза товариществ, обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов в размере и в порядке, установленными общим собранием собственников помещений, послужило основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав союза товариществ, в порядке и размере, установленном общим собранием членов союза товариществ.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения. Внесение указанных обязательных платежей не противоречит бюджетному законодательству. Ссылка на нормы бюджетного законодательства не может служить доказательством отсутствия обязанности по несению бремени содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества, в том числе и путем внесения ежемесячных обязательных платежей на капитальный ремонт имущества муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общие собрания членов союза товариществ по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав союза товариществ, проведены в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятые по их итогам решения не оспорены и не признаны недействительными в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества в жилом доме не освобождает его от предусмотренной законом обязанности по внесению платы на содержание общего имущества собственников жилого дома.
Возможность предоставления денежных средств на капитальный ремонт способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав союза товариществ, в порядке и размере установленном общим собранием членов союза товариществ и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав данного товарищества.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав союза товариществ, в порядке и размере, установленными общим собранием членов союза товариществ.
По мнению судебной коллегии, признание союза товариществ несостоятельным (банкротом) в рамках дела N А57-15536/2010, не препятствует обращению его с иском о взыскании задолженности по капитальному ремонту общего имущества жилого дома.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Доводы заявителей о непредставлении союзом товариществ указанных в жалобах документов не находят своего подтверждения, поскольку они имеются в материалах дела.
По мнению судебной коллегии, доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Саратовской области. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов Арбитражного суда Саратовской области
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2013 года по делу N А57-14189/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий
Ф.И.ТИМАЕВ
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
А.Ю.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)