Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.04.2012 ПО ДЕЛУ N 33-970/2012

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 апреля 2012 г. по делу N 33-970/2012


Судья: Чернышева Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Спрыгиной О.Б.
и судей областного суда Ожеговой И.Б., Конышевой И.Н.
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Спрыгиной О.Б. дело по апелляционной жалобе ООО "Жилищник-4" на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 28 ноября 2011 года по делу по иску О., П., Б., М. к ООО "Жилищник N 4" о возложении обязанности и взыскании денежных средств,

установил:

Истцы обратились в суд с иском, указав, что являются собственниками квартир многоквартирного в. Указанный дом находится на обслуживании управляющей компании ООО "Жилищник-4". В течение нескольких лет собственники дома обращались в управляющую компанию с заявлением о проведении капитального ремонта кровли, поскольку из-за ее течи по периметру дома вымывается кирпич, в квартирах мокнут стены, осыпается штукатурка, частично пришла в негодность электропроводка, присутствует запах сырости и плесени, в среднем подъезде деформировалась плита перекрытия. До настоящего времени УК ООО "Жилищник-4" не проводило капитальный ремонт крыши, в связи с чем, собственники кв. произвели ремонт кровли над своими квартирами за счет личных средств.
Неоднократно изменяя исковые требования, в окончательной форме, истцы просят взыскать понесенные ими затраты на ремонт кровли, включая расходы на материал и кровельные работы с УК ООО "Жилищник-4" в пользу: О. - руб., П. - руб., М. - руб.; обязать ООО "Жилищник-4" заказать проект на установку металлической балки типа швеллера, соответствующего ГОСТу, согласно рекомендации центра по испытаниям, внедрению, сертификации продукции, стандартизации и метрологии N 47/1-11.04.11-70-2011. Взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда по каждому; обязать предоставить в управление по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству копию паспорта на земельный участок с планом согласно письму от данной организации N 04-02-272 от 14.09.2011 для рассмотрения заявки о включении жилого дома в муниципальную адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Астрахани"; обязать ответчика представлять ежегодный отчет по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома. Взыскать с ответчика штраф в порядке, предусмотренном нормами п. 6 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей".
В судебном заседании истцы О., П., М. иск поддержали.
Представитель ответчика ООО "Жилищник-4" Ф. в судебном заседании иск не признал.
Представитель управления по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Астрахани У. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 28 ноября 2011 года исковые требования О., П., Б., М. удовлетворены частично.
Суд возложил на ООО "Жилищник-4" обязанность представить в управление по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству копию кадастрового паспорта на земельный участок с планом согласно письму N 04-02-272 от 14.09.2011 для рассмотрения заявки по включению жилого дома в программу по капитальному ремонту; заказать проект на установку металлической балки типа швеллера, соответствующего ГОСТу, согласно рекомендации центра по испытаниям, внедрению, сертификации продукции, стандартизации и метрологии N 47/1-11.04.11-70-2011.
С ООО "Жилищник-4" в пользу М. взыскана компенсация морального вреда.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Жилищник-4" О.Н. просит решение суда отменить, ввиду нарушения норм материального права.
На заседание судебной коллегии П., Б., представители Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани, администрации Трусовского района г. Астрахани, Управления по капитальному строительству и жилищно-капитальному хозяйству администрации г. Астрахани не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ иск рассмотрен в отсутствие неявившихся сторон.
Заслушав докладчика, объяснения представителей ООО "Жилищник-4" Ф., О.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, истцов М., О., П., возражавших против удовлетворения доводов жалобы, представителя Службы строительного и жилищного надзора Ч., не согласившейся с доводами жалобы в части, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что истцы О., П., Б., М. являются собственниками квартир, расположенных на третьем этаже многоквартирного дома по.
Собственниками помещений дома выбрана форма управления многоквартирным домом управляющая компания. Обслуживающей компанией дома является ООО "Жилищник-4".
Как следует из материалов дела, кровля жилого в требует капитального ремонта. Службой строительного и жилищного надзора ООО "Жилищник-4" выдано предписание на выполнение технического заключения состояния плиты перекрытия и заказ проекта на установку металлической балки типа швеллера, соответствующего ГОСТу.
Удовлетворяя исковые требования о возложении на ООО "Жилищник-4" обязанности заказать проект на установку металлической балки типа швеллера, соответствующего ГОСТу и представить в управление по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству копию паспорта на земельный участок с планом для рассмотрения заявки по включению жилого дома в программу по капитальному ремонту, районный суд исходил из пояснений специалиста службы строительного и жилищного надзора.
Судебная коллегия с данными выводами районного суда не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно статье 209 ГК РФ - права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику.
Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (пункт 1 статьи 247, пункт 1 статьи 246 ГК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 44 ЖК РФ - принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации крыша является общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 3 ст. 154, п. 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов возложена на собственников помещений.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
На основании ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: находится в управлении у управляющей компании ООО УК "Жилищник-4", на которой в соответствии с заключенным договором лежит обязанность по осуществлению текущего и капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в объеме и сроки, определенные решением общего собрания собственников помещений дома (п. п. 1.1.2; 2.1.2; 2.2.3 договора л.д. 37 - 40).
Судом установлено, что кровля жилого дома по требует капитального ремонта. Согласно заключению о техническом состоянии плиты покрытия указанного жилого дома, рекомендуется выполнить усиление плиты покрытия (п. 8.1 л.д. 43) Усиление плиты покрытия необходимо выполнить по проекту, разработанному специализированной проектной организацией (п. 8.2 л.д. 43).
Суд первой инстанции обязал ответчика заказать указанный проект.
Между тем, заказ проектной сметной документации является первоначальным этапом капитального ремонта, на финансирование и проведение которого необходимо согласие собственников жилья многоквартирного дома.
Из материалов дела и пояснений участников процесса следует, что решение о ремонте общего имущества в многоквартирном доме за счет средств собственников имущества, и объеме финансирования капитального ремонта за счет средств собственников жилья, на общем собрании собственников многоквартирного дома не принималось.
Из содержания протокола общего собрания от 2010 года следует, что собственниками многоквартирного дома принято решение об обращении в администрацию г. Астрахани с заявлением о включении дома в программу капитального ремонта в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ за счет средств "Фонда содействия реформированию ЖКХ", определении потребности в проведении работ капитального характера, участии в софинансировании 5% от суммарной стоимости капитального ремонта.
Часть 3 ст. 15 вышеназванного закона содержит перечень видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, к которым относится, в том числе, ремонт крыш.
На основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Правительством Астраханской области разработан Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Порядок), который регулирует отношения, связанные с привлечением товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами и управляющими организациями, выбранными собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании, подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в целях эффективного и целевого использования бюджетных средств и средств собственников помещений многоквартирных домов (Постановление от 20.05.2011 N 152-П (ред. от 02.12.2011).
В соответствии с положениями приведенного Порядка Заказчик привлекает подрядные организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома путем проведения открытого конкурса. В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией (управляющей компанией), осуществляющей деятельность по выполнению ремонта многоквартирных домов и имеющей предусмотренную действующим законодательством разрешительную документацию на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, производственную базу (техническую оснащенность), квалифицированный штатный состав сотрудников, опыт работы по аналогичным работам, собственники помещений в данном многоквартирном доме вправе привлечь к выполнению работ по капитальному ремонту такую управляющую организацию (управляющую компанию) без проведения конкурса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выполнении работ по капитальному ремонту данной управляющей организацией.
Объем капитального ремонта многоквартирного дома и начальная (максимальная) цена договора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома определяются сметой выполняемых работ, утвержденной собственниками помещений многоквартирного дома и согласованной с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен многоквартирный дом.
Приведенные требования закона истцами не соблюдены. Решение собственников жилья по этим вопросам не принималось (л.д. 36).
Вместе с тем, в муниципальную адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Астрахани в 2011 году", не включен из-за недостаточности лимита финансирования, определенного Фондом для Астраханской области на 2011 - 2012 год (л.д. 36).
В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество, в состав которого включаются крыши, должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно п. 11 указанных Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
П. 21 Правил предусматривает, что капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества.
Правилами также предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
Таким образом, до проведения капитального ремонта лицо, ответственное за содержание и эксплуатацию многоквартирного дома, обязано проводить ремонтные работы поддерживающего характера в силу п. 2.3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, и гражданско-правовая ответственность, связанная с необходимостью проведения капитального ремонта мест общего пользования многоквартирного жилого дома, может быть возложена на управляющую компанию при условии ненадлежащего исполнения ей своих обязательств по проведению ремонтных работ поддерживающего характера.
Поэтому значимым для дела является и обстоятельство установления причины причинения вреда истцу: в результате непроведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, либо в результате ненадлежащего проведения ремонтных работ многоквартирного дома поддерживающего характера.
Как следует из материалов дела и пояснений истцов управляющей компанией неоднократно производился текущий ремонт кровли, однако результатов он не дает, о чем составлен акт от 11.02.2011 N 59 (л.д. 17 - 26, 41).
Таким образом, управляющая компания принимала меры поддерживающего характера, в связи с чем нет оснований для возложения на них ответственности по ФЗ "О защите прав потребителей".
В материалах дела имеется Постановление Государственной Думы Астраханской области N 187/3 от 28 апреля 2011 года о выделении денежных средств из резервного фонда Правительства Астраханской области истцу М. Согласно справке депутата М.Н. истцу П. на ремонт кровли дома выделены денежные средства в сумме. Однако доказательства их использования на приобретение стройматериалов и использование указанных стройматериалов на ремонт крыши, в материалах дела отсутствуют (ст. 56, 57 ГПК РФ). Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал истцам в удовлетворении требований о взыскании с управляющей компании денежных средств.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные названным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (ч. 4 ст. 14 указанного Закона).
Согласно ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости, в том числе постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в п. 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Часть 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает перечень предоставления для кадастрового учета документов, в том числе, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего согласование местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя).
Согласно ст. 20 Федерального закона 24.07.2007 N 221 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в ч. 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников.
Из пояснений истцов и их представителей в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции следует, что межевой план и согласование границ земельного участка, проведенное в установленном законом порядке, у них отсутствует, с заявлением о выдаче кадастрового паспорта в установленном законом порядке в компетентный орган они не обращались. Кадастровый паспорт на земельный участок никогда не получали, решение по данному вопросу общим собранием собственников многоквартирного жилого дома не принимали. Данный вопрос не был предметом рассмотрения общего собрания собственников жилья.
Из содержания договора на управление многоквартирным домом следует, что полномочиями действовать от лица собственников многоквартирного дома при оформлении прав землепользования, постановки на кадастровый учет, получения кадастрового паспорта, ООО Управляющая компания "Жилищник-4" не наделены. Доверенность на совершение указанных действий собственники жилья им не выдавали.
При таких обстоятельствах выводы суда об удовлетворении требований истцов обязать ООО УК "Жилищник-4" представить в управление по капитальному строительству копию кадастрового паспорта на земельный участок и заказать проект работ, которые необходимо произвести для усиления плиты покрытия, противоречат нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Судом первой инстанции неправильно применены вышеизложенные нормы материального права, в связи с чем, вывод суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований истцов не соответствует обстоятельствам дела, что согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отмене решения суда.
Согласно действующему правовому регулированию, отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не уполномочен направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
С учетом приведенных норм закона и установленных обстоятельств по делу, судебная коллегия полагает возможным отказать О., П., Б., М. в удовлетворении заявленных требований в части возложения обязанности представить в управление по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству копию кадастрового паспорта за земельный участок с планом, для рассмотрения заявки по включению жилого дома в программу по капитальному ремонту; возложении обязанности на ООО "Жилищник N 4" заказать проект на установку металлической балки типа швеллера. В остальной части решение оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 28 ноября 2011 года отменить в части. Принять по делу новое решение, которым исковые требования О., П., Б., М. к ООО "Жилищник N 4" о возложении обязанности представить в управление по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству копию кадастрового паспорта за земельный участок с планом, согласно письму N 04-02-272 от 14.09.2011 для рассмотрения заявки по включению жилого дома в программу по капитальному ремонту; возложении обязанности на ООО "Жилищник N 4" заказать проект на установку металлической балки типа швеллера, соответствующего ГОСТу, согласно рекомендации центра по испытаниям, внедрению, сертификации и метрологии N 47/1-11.04.11-70-2011; взыскании с ООО "Жилищник N 4" в пользу М. компенсации морального вреда в сумме - отказать.
В остальной части решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 28 ноября 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)