Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.04.2013 ПО ДЕЛУ N А05-10807/2012

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2013 г. по делу N А05-10807/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Бурматовой Г.Е., Бухарцева С.Н., рассмотрев 09.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кредо" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.10.2012 (судья Ипаев С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А05-10807/2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Кредо", место нахождения: Архангельская область, город Архангельск, улица Кировская, дом 10, офис 2; основной государственный регистрационный номер 1062901067415 (далее - Общество, ООО "Кредо"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Архангельской области, место нахождения: Архангельская область, город Архангельск, улица Попова, дом 17; основной государственный регистрационный номер 1022900533050 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 18.07.2012 N 01-10/212 по делу об административном правонарушении.
Решением суда первой инстанции от 26.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.12.2012, в удовлетворении требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество указывает на нарушения, допущенные ГЖИ при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также несогласно с выводами судебных инстанций о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Считает, что акт проверки от 06.06.2012 Обществу не был вручен, а протокол об административном правонарушении от 11.03.2012 не составлялся.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "Кредо" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 8, расположенном по адресу: город Архангельск, улица Кучина.
На основании распоряжения ГЖИ от 17.05.2012 N РИ-01/01-15/734 в связи с обращением жильца дома N 8 по ул. Кучина в городе Архангельске в отношении ООО "Кредо" в период 01.06.2012 по 05.06.2012 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению требований Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт).
В ходе проведения проверки Инспекцией выявлены нарушения Обществом требований, установленных подпунктами "б", "в", абзацев 2, 3, 4, 5 подпункта "б" пункта 11, пункта 12, подпунктов "а", "б" пункта 13, подпункта "а" пункта 14 Стандарта, выразившиеся в следующем: на сайте управляющей организации (www.kredo29.ucos.ru) отсутствует информация, подлежащая раскрытию согласно требованиям Стандарта: сведения о доходах, полученных за оказанные услуги по управлению многоквартирными домами за 2011 год; сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами за 2011 год; план работы на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества в отношении каждого многоквартирного дома на 2011 - 2012 год; сведения о выполнении планов работ по содержанию и ремонту общего имущества в отношении каждого многоквартирного дома на 2011 год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за 2011 год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за 2011 год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнения работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах за 2011 год; копии документов о принятии мер административного воздействия, меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций за 2011 год; в описании каждой работы (услуги) отсутствуют результат выполнения работы (оказания услуги), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); стоимости каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. м общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. м соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. м площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса на 2011 - 2012 год; объем коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций; не в полном объеме размещены сведения в уведомлении случаев привлечения управляющей организации к административной ответственности за 2011 год.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 06.06.2012 N РИ-01/01/06-07/22 и протоколе об административном правонарушении N РИ-01/06-09/10.
Административным органом 05.06.2012 выдано Обществу предписание N РИ-01/06-13/10 об устранении нарушений стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Рассмотрев материалы административного дела, должностное лицо Инспекции вынесло 18.07.2012 в отношении ООО "Кредо" постановление N 01-10/212, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в минимальном размере в виде взыскания 250 000 руб. штрафа. Согласно названному постановлению Общество своим бездействием нарушило права граждан, проживающих в многоквартирных домах, в том числе право на информацию об исполнителе и о работах (услугах), выполняемых (оказываемых) исполнителем, предусмотренные статьей 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, не усмотрев признаков его малозначительности, а также нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, в удовлетворении заявления Обществу отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Указанный Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
Пункт 1 Стандарта устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта).
Пунктом 3 Стандарта установлено, что управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Обязательной для раскрытия является информация, предусмотренная пунктами 8 - 15 Стандарта.
В пункте 5 Стандарта перечислены способы раскрытия информации, а именно: обязательное опубликование информации в сети Интернет; опубликование в печатных средствах массовой информации (при отсутствии на территории муниципального образования доступа к сети Интернет); размещение на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставление информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 9 Стандарта в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов; сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
Согласно абзацам второму, третьему, четвертому и пятому продпункта "б" пункта 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу пункта 12 названного Стандарта в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Подпунктами "а" и "б" пункта 13 Стандарта определено, что информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. м общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. м соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. м площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
В подпункте "а" пункта 14 Стандарта закреплено, что в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций.
В силу положений части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ нарушение лицами, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти до трехсот тысяч руб.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ООО "Кредо" не разместило информацию в порядке, объеме и сроке, предусмотренном Стандартом раскрытия информации, а именно: не отражена на сайте управляющей организации www.kredo29.ucos.ru информация, предусмотренная пунктами 9, 11, 12, 13, 14 названного Стандарта.
Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела распечатками с сайта управляющей компании по состоянию на 05.06.2012, а также актом проверки от 06.06.2012 и протоколом об административном правонарушении (в протоколе N РИ-01/06-09/10 ошибочно указана дата составления 07.03.2011, тогда как суды установили, что фактически протокол был составлен 07.06.2012).
Кроме того, отсутствие подлежащей раскрытию информации косвенно подтверждается материалами, полученными Инспекцией в рамках проведения внеплановой проверки исполнения Обществом выданного предписания от 05.06.2012 об устранении правонарушения.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
При привлечении заявителя к ответственности ГЖИ соблюден соответствующий порядок привлечения к ответственности и правила назначения наказания. Данные обстоятельства проверены судами двух инстанций.
Доводам подателя жалобы о процессуальных нарушениях при рассмотрении Инспекцией административного дела суды двух инстанций дали надлежащую правовую оценку со ссылкой на конкретные установленные обстоятельства. Суды обоснованно посчитали несостоятельной ссылку заявителя на невручение ему акта проверки, равно как и на отсутствие связи между составленным актом и протоколом об административном правонарушении.
При этом изложенные в кассационной жалобе доводы, по сути, повторяют ранее заявленную Обществом позицию о процедурных нарушениях, тогда как обстоятельства, подтверждающие факт выявленных нарушений, заявителем не оспариваются. Ссылаясь на ненадлежащий характер имеющихся в деле доказательств, представленных Инспекцией, Общество в свою очередь не воспользовалось своим правом представить собственные доказательства, опровергающие выводы административного органа.
Обжалуемые решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.10.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А05-10807/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кредо" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ

Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
С.Н.БУХАРЦЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)