Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2013 ПО ДЕЛУ N А26-5688/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. по делу N А26-5688/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2013 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Абакумова И.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца: Береснев Д.С. - доверенность (л.д 38)
от ответчика: не явился - извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23426/2013 ООО "Гарант-Плюс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.10.2013 по делу N А26-5688/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Гарантия-Плюс", 185001, Республика Карелия, город Петрозаводск, ул. Советская, д. 31, ОГРН 1051000005759 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Инспекция) от 18.07.2013 N 15-10/171-13 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассматривалось в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 02.10.2013 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 02.10.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что отсутствует его вина в совершении вменяемого ему правонарушения, поскольку законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности одностороннего установления управляющей организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования. Собственниками жилого дома N 6 по ул. Советской в г. Петрозаводске только 13.03.2013 была утверждена Плановая годовая смета с 01.04.2013, расходов на техническую эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома с размером платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, включающая работы по текущему ремонту отмостки. В соответствии с приложением N 4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденная постановлением Госстроя РФ N 170, работы по ремонту просевших отмостков выполняются в весенне-летний период. Указанные работы были произведены 05.07.2013 и приняты без претензий.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечила явку своего представителя в судебное заседание, представила отзыв в материалы дела, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы Общества несостоятельными.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию поступило обращение Максимович Л.А., проживающей по адресу: г. Петрозаводск, ул. Советская, дом 6, кв. 84 по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.01.2006 ООО "Гарантия-Плюс" является организацией, оказывающей услуги по управлению общим имуществом многоквартирного дома N 6 по улице Советской в городе Петрозаводске. Предметом указанного договора является осуществление управляющей организацией функций по управлению многоквартирным домом, совершение фактических и юридических действий, направленных на организацию предоставления собственникам услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и обеспечение предоставления собственникам коммунальных услуг.
На основании распоряжения от 16.05.2013 N 1003 Инспекцией проведена внеплановая проверка, которой установлено, что отмостка и подвальное помещение пятиэтажного дома N 6 по улице Советской в г. Петрозаводске находятся в неудовлетворительном состоянии: в подвальном помещении под подъездом N 5 имеется вода; поскольку инженерные сети находятся в удовлетворительном состоянии и отсутствуют утечки, то указанная вода является грунтовой; отмостка здания у подъезда N 5 просела, частично разрушена; в подвальных помещениях под подъездами N 4 и N 6 грунт увлажнен.
Данные факты зафиксированы в акте проверки от 21.05.2013 N 1003, составленном с участием представителя Общества. Обществу 22.05.2013 выдано предписание N 850 об устранении нарушений действующего законодательства до 21.06.2013. Акт и предписание получены Обществом 22.05.2013 (л.д. 42, 66).
Усмотрев в действиях Общества факт ненадлежащего содержания отмостки и подвального помещения дома, Инспекция вменила Обществу нарушение пунктов 2.6.2, 3.4.1, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.7, 4.10.2.1 и 4.10.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, приложений N 4 и N 7 к нему, а также пунктов 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491.
На основании материалов проверки должностным лицом Инспекции с участием представителя Общества, действующего по доверенности от 09.01.2013, составлен протокол об административном правонарушении от 17.06.2013 N 000224.
Заместителем руководителя Инспекции 18.07.2013 без участия представителя Общества, извещенного надлежащим образом о рассмотрении административного дела, вынесено постановление по делу N 15-10/171-13 о привлечении ООО "Гарантия-Плюс" к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило вышеназванное постановление в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
За нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) помещений статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа для юридических лиц от 40 000 до 50 000 рублей.
Объективную сторону данного административного правонарушения, образуют действия, направленные на нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Поскольку данная норма носит бланкетный характер, то привлечение к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ возможно лишь при установлении нарушений правовых норм, предусмотренных иными нормативными актами.
В соответствии с пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.1999 г. N 1289, Госстрой России формирует межотраслевую систему нормативных документов в строительстве.
Правила содержания и ремонта жилых домов урегулированы Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила N 170), согласно которым обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту жилищного фонда возложено на собственников и организации различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Как следует из подпункта "а" пункта 1 Правил N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества входят, в том числе технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации.
В силу подпунктов "б", "г" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно подпунктам "а", "в", "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
- - осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
- - поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательствам РФ температуру и влажности в таких помещениях;
- - уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования.
В силу Правил N 170:
- - при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период организации по обслуживанию жилищного фонда надлежит привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков (пункт 2.6.2);
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья (пункт 3.4.1);
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий (пункт 4.1.1);
- - подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию (пункт 4.1.3);
- - просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7);
- - организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; просушивание увлажненных мест; содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.) (пункт 4.10.2.1);
- - предупреждение поступления грунтовых вод в подвалы (техподполья), устранение отсыревания нижней части стен (цоколей) вследствие воздействия грунтовой влаги должны производиться путем восстановления или устройства вновь горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов, цоколя и пола подвала, инъецирования в кладку гидрофобизирующих составов, создающих в стене водонепроницаемую зону, устройства осушающих галерей, дренажной системы, применения электроосмотических и других методов (пункт 4.10.2.2).
Из Приложения N 4 к Правилам N 170 следует, что в перечень работ, выполняемых при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период, включается ремонт просевших отмосток.
Пунктом 7 Приложения N 7 к указанным Правилам установлено, что работы по устранению местных деформаций, усилению, восстановлению поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы относятся к текущему ремонту.
В данном случае обязанность по содержанию жилого дома, в том числе и осуществление текущего ремонта, возложено на Общество в соответствии с договором управления.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Факт нарушения Обществом требований, установленных 2.6.2, 3.4.1, 4.1.1, 4.1.3, 4.10.2.1, 4.10.2.2 Правил N 170 подтверждается актом проверки от 21.05.2013 N 1003, протоколом об административном правонарушении от 17.06.2013 N 000224.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины Общества в совершении административного правонарушения в связи с тем, что
у управляющей организации отсутствовали обязательства по выполнению ремонтных работ общего имущества дома, поскольку собственниками жилых помещений только 13.03.2013 была утверждена с 01.04.2013 плановая годовая смета расходов на техническую эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома, в которой предусмотрены работы по текущему ремонту отмостки на предстоящий год, а указанные нарушения устраняются только в весенне-летний период, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую оценку в принятом по делу решении и правомерно отклонены.
Неудовлетворительное состояние отмостки многоквартирного дома N 6 по ул. Советской в г. Петрозаводске и необходимость ее ремонта была выявлена еще в 2011, что подтверждается строительно-техническим заключением ООО "Инжтехстрой" и работы могли быть выполнены в 2012 году.
В рассматриваемых отношениях управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Ссылка Общества на выполнение работ и принятие их собственниками многоквартирного дома без замечаний в июле 2013 года во внимание также не принимается, поскольку не может являться обстоятельством, освобождающим Общество от административной ответственности.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом Правил N 170 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Апелляционный суд считает, что поскольку по договору управления от 01.01.2006 Общество приняло на себя обязанность по содержанию общего имущества собственника помещений в многоквартирном доме N 6 по ул. Советской г. Петрозаводска, то он должен обеспечить надлежащее состояние подвальных помещений.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что ООО "Гарантия-Плюс", являясь лицом, обязанным обеспечить надлежащее содержание отмостки и подвальных помещений по дому N 6 ул. Советской в г. Петрозаводске, не приняло достаточных мер для выполнения возложенных на него обязанностей, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.10.2013 по делу N А26-5688/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарантия-Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья
И.Д.АБАКУМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)