Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 апреля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Журавлева А.В. и Рогатенко Л.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.,
при участии от истца Гаревских А.А. по доверенности от 29.12.2012, Губницына И.В. по доверенности от 15.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 января 2013 года по делу N А05-6536/2012 (судья Низовцева А.М.),
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго" (ОГРН 1047855175785, далее - ОАО "МРСК") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Архангельская сбытовая компания" (ОГРН 1052901029235, далее - ОАО "АСК") о взыскании 221 705 руб. 06 коп. долга за услуги по передаче электроэнергии, оказанные в марте 2012 года по договору N 52-Э от 01.01.2008 (исковые требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Союз" и общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление".
Решением суда от 18 января 2013 года с ОАО "АСК" в пользу ОАО "МРСК" взыскано 182 440 руб. 46 коп. долга, а также 683 руб. 39 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. В доход федерального бюджета с ОАО "АСК" взыскано 5434 руб. 10 коп. государственной пошлины.
ОАО "МРСК" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит его отменить в части отказа во взыскании 22 563 руб. 17 коп. и принять новый судебный акт, которым взыскать задолженность в размере 205 003 руб. 63 коп. Доводы жалобы и дополнений сводятся к оспариванию вывода суда о правомерности расчета объема электрической энергии, поставленного в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, произведенного ОАО "АСК". Податель жалобы считает, что его расчет данного объема соответствует условиям заключенного между сторонами договора и действующему законодательству.
Ответчик, третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы, изложенные в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ОАО "МРСК" поддержали доводы и требования жалобы и дополнений.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений, заслушав представителей истца, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции - подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 1 января 2008 года между правопредшественником истца ОАО "Архэнерго" (исполнитель) и ОАО "АСК" (заказчик) заключен договор N 52-э оказания услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2.1 договора исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей ТСО, заключивших с исполнителем договоры об организации передачи электрической энергии (приложение N 15), а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
На основании пункта 3.3.4 договора исполнитель обязан по окончании расчетного периода и в соответствии с положениями Правил розничных рынков определять в порядке, определенном сторонами в приложении N 8 к договору, объемы поставленной потребителям электроэнергии и направлять заказчику соответствующие сведения.
Из пункта 4.3 договора следует, что исполнитель ежемесячно определяет объемы переданной электроэнергии в порядке, определенном в приложении N 8 к договору.
Приложением N 8 к договору является Регламент снятия показаний прибора учета и применения расчетных способов при определении объемов переданной электроэнергии, в котором стороны согласовали порядок определения объемов переданной (поставленной потребителям заказчика) электроэнергии на основании данных приборов учета и расчетных способов.
Согласно пункту 2 приложения N 8 к договору исполнитель по окончании каждого расчетного периода определяет объемы электроэнергии переданной по договору на основании: показаний приборов учета, полученных от потребителей или снятых исполнителем; расчетных способов, применяемых в случаях отсутствия у потребителя прибора учета, выхода из строя расчетного прибора учета, недопуска исполнителя к приборам учета или непредставления исполнителю показаний прибора учета, и в иных случаях, предусмотренных договором; объемов электроэнергии, рассчитанных на основании актов о безучетном потреблении.
В пункте 4 приложения N 8 стороны предусмотрели, что при отсутствии у потребителя заказчика прибора учета определение объемов переданной электроэнергии осуществляется с применением расчетных способов, способов в соответствии с разделом XII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (в спорный период Основные положения) и до момента утверждения новых правил коммерческого учета.
В приложении N 2 к приложению N 8 к договору стороны согласовали Регламент взаимодействия исполнителя и заказчика при формировании полезного отпуска электрической энергии потребителям - физическим лицам (гражданам) (далее - Регламент взаимодействия), который разработан в целях обеспечения эффективного взаимодействия заказчика и исполнителя в части ежемесячного расчета объема переданной электрической энергии, а также сверки объемов оказания услуг по передаче электрической энергии и определению объемов потерь электрической энергии в границах электрических сетей исполнителя.
На основании пункта 4.2.1 Регламента взаимодействия для определения объемов переданной электрической энергии подразделения заказчика передают в соответствующие подразделения исполнителя объем полезного отпуска по многоквартирным домам, не имеющим общего учета на вводе в дом, в разрезе каждого дома.
Согласно пунктам 4.3, 4.4 названного Регламента исполнитель производит расчет и направляет заказчику предварительные акты определения объемов переданной электрической энергии, которые заказчик должен рассмотреть и при наличии разногласий направить их исполнителю.
В соответствии с пунктом 7.6 договора стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по согласованной сторонами формуле.
Оплата услуг по передаче электроэнергии производится до 25 числа месяца, следующего за расчетным, по согласованному сторонами графику платежей. Расчетным периодом для оплаты услуг является один календарный месяц (пункты 7.1, 7.7 договора).
Во исполнение заключенного договора в марте 2012 года ОАО "МРСК" оказало ОАО "АСК" услуги по передаче электрической энергии, направив для подписания два акта об оказании услуг по передаче электрической энергии от 31.03.2012.
Для оплаты оказанных услуг ОАО "МРСК" выставило счета-фактуры от 31.03.2012 N 15-в-0000000195 на сумму 269 994 736,44 руб. и N 15-в-0000000222 на сумму 66 560 873,62 руб.
ОАО "АСК" акты об оказании услуг по передаче электрической энергии от 31.03.2012 подписало с разногласиями, а спорные счета-фактуры оплатило частично, в связи с чем сложился долг в размере 221 705 руб. 06 коп.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил требования истца частично, в размере 182 440 руб. 46 коп., отказав во взыскании с ответчика 39 264 руб. 60 коп.
Решение суда обжалуется истцом только в части отказа во взыскании 22 563 руб. 17 коп., составляющих стоимость электрической энергии, поставленной в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета.
Лица, участвующие в деле, на проверке законности принятого судебного акта в полном объеме не заявили.
При таких обстоятельствах законность и обоснованность судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в пределах доводов жалобы ответчика на основании части 5 статьи 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, разногласия сторон возникли относительно порядка определения объема электрической энергии, поставленной в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также договоров (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно статье 4 этого Закона нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. В соответствии со статей 21, пунктом 7 статьи 38 Закона Правительство Российской Федерации утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и правила оказания этих услуг.
В силу статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании публичного договора возмездного оказания услуг.
В пункте 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) предусмотрено, что услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
При исполнении договора передачи электрической энергии потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, которые установлены договором (подпункт "б" пункта 14 Правил N 861).
На основании пункта 159 Основных положений сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям).
Таким образом, обязанность определения объемов потребления в точках поставки с соответствующим оформлением сведений возложена Основными положениями на сетевую организацию.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения), оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом XII Основных положений.
Согласно абзацу третьему пункта 147 Основных положений в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Указанный порядок вытекает из общего правила, закрепленного в пункте 136 раздела XII Основных положений, в соответствии с которым положения этого раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, для многоквартирных жилых домов в качестве расчетного способа предусмотрено определение электропотребления, исходя из нормативов, устанавливаемых в соответствии с жилищным законодательством и законодательством об электроэнергетике.
Условия заключенного сторонами договора не противоречат данному выводу. Как отмечено выше, в пункте 4 приложения N 8 к договору стороны согласовали, что при отсутствии у потребителя заказчика прибора учета определение объемов переданной электроэнергии осуществляется с применением расчетных способов, способов в соответствии с разделом XII Основных положений.
Согласно материалам дела и пояснениям истца расчет объема электроэнергии, потребленной жилыми домами, не оборудованными общедомовыми приборами учета, им произведен исходя из показаний индивидуальных приборов учета и показаний приборов учета, определяющих энергопотребление лифтов, освещение лестничных клеток, чердаков и подвалов и других мест общего пользования, то есть приборов учета, определяющих потребление электроэнергии на общедомовые нужды.
Расчет объема электроэнергии, потребленной жилыми домами, не оборудованными общедомовыми приборами учета, где приборы учета, определяющие потребление электроэнергии на общедомовые нужды, отсутствуют истцом произведен исходя из показаний индивидуальных приборов учета и присоединенной мощности энергопринимающих устройств, расположенных в местах общего пользования.
ОАО "АСК", не согласившись с данным объемом электроэнергии, представил в суд расчет необоснованно завышенного объема услуг по передаче электрической энергии на сумму 22 563 руб. 17 коп. (том 1, листы 100 - 132), сославшись на то, что при расчете этого объема оно руководствовалось Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Суд первой инстанции признал правомерными и обоснованными возражения ОАО "АСК" в отношении объема электрической энергии, поставленного в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, согласился с тем, что расчет ОАО "АСК" выполнен в соответствии с Правилами N 124, и отказал истцу в удовлетворении требований о взыскании суммы 22 563 руб. 17 коп.
Однако суд при этом не учел следующего.
Как усматривается в материалах дела, при расчете объема электрической энергии, поставленного на многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, ОАО "АСК" руководствовалось формулой:
д п сред н расч кр одн одн
V = V + V + V + V + V + V + V
1 2,
предусмотренной подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 (т. 6 л. 12 - 390).
Однако в данном расчете ОАО "АСК" использует только составляющую - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, и по некоторым домам дополнительно составляющую - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, расчет ОАО "АСК" фактически отражает только количество электроэнергии, потребленной жилыми помещениями, объем потребления мест общего пользования он не учитывает.
Кроме того подпункт "в" пункта 21 Правил N 124, предусматривающий формулу:
д п сред н расч кр одн одн
V = V + V + V + V + V + V + V
1 2
определения объема коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, вступил в силу с 01.09.2012, истец взыскивает задолженность за март 2012 года.
Следовательно, к спорным отношениям положения подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 неприменимы. Иного порядка определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, Правила N 124 не содержат.
Поэтому в отношении спорного периода следует руководствоваться положениями статьи 157 ЖК РФ об определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии общедомовых приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Контррасчета с применением положений статьи 157 ЖК РФ ответчик суду не представил.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиком, вопреки требованиям указанной выше нормы права, в материалы дела не представлены доказательства, безусловно свидетельствующие о том, что объем оказанных истцом услуг по домам, не оборудованным общедомовым прибором учета, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунального ресурса, изменится и составит меньший показатель, чем предъявлен ответчику к оплате.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований принимать возражения ОАО "АСК" в отношении объема электрической энергии, поставленного в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, и отказывать истцу в удовлетворении требований о взыскании суммы 22 563 руб. 17 коп.
Государственная пошлина по иску подлежит взысканию пропорционально удовлетворенным требованиям.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы ОАО "МРСК" расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение взыскиваются с ОАО "АСК".
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 января 2013 года по делу N А05-6536/2012 изменить в части взысканных в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" сумм долга и государственной пошлины.
Взыскать с открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" (ОГРН 1052901029235) в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (1047855175785) 205 003 руб. 63 коп. долга и 1439 руб. 96 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" (ОГРН 1052901029235) в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785) 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Председательствующий
И.Н.МОИСЕЕВА
Судьи
А.В.ЖУРАВЛЕВ
Л.Н.РОГАТЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.04.2013 ПО ДЕЛУ N А05-6536/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2013 г. по делу N А05-6536/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 апреля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Журавлева А.В. и Рогатенко Л.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.,
при участии от истца Гаревских А.А. по доверенности от 29.12.2012, Губницына И.В. по доверенности от 15.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 января 2013 года по делу N А05-6536/2012 (судья Низовцева А.М.),
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго" (ОГРН 1047855175785, далее - ОАО "МРСК") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Архангельская сбытовая компания" (ОГРН 1052901029235, далее - ОАО "АСК") о взыскании 221 705 руб. 06 коп. долга за услуги по передаче электроэнергии, оказанные в марте 2012 года по договору N 52-Э от 01.01.2008 (исковые требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Союз" и общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление".
Решением суда от 18 января 2013 года с ОАО "АСК" в пользу ОАО "МРСК" взыскано 182 440 руб. 46 коп. долга, а также 683 руб. 39 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. В доход федерального бюджета с ОАО "АСК" взыскано 5434 руб. 10 коп. государственной пошлины.
ОАО "МРСК" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит его отменить в части отказа во взыскании 22 563 руб. 17 коп. и принять новый судебный акт, которым взыскать задолженность в размере 205 003 руб. 63 коп. Доводы жалобы и дополнений сводятся к оспариванию вывода суда о правомерности расчета объема электрической энергии, поставленного в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, произведенного ОАО "АСК". Податель жалобы считает, что его расчет данного объема соответствует условиям заключенного между сторонами договора и действующему законодательству.
Ответчик, третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы, изложенные в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ОАО "МРСК" поддержали доводы и требования жалобы и дополнений.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений, заслушав представителей истца, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции - подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 1 января 2008 года между правопредшественником истца ОАО "Архэнерго" (исполнитель) и ОАО "АСК" (заказчик) заключен договор N 52-э оказания услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2.1 договора исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей ТСО, заключивших с исполнителем договоры об организации передачи электрической энергии (приложение N 15), а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
На основании пункта 3.3.4 договора исполнитель обязан по окончании расчетного периода и в соответствии с положениями Правил розничных рынков определять в порядке, определенном сторонами в приложении N 8 к договору, объемы поставленной потребителям электроэнергии и направлять заказчику соответствующие сведения.
Из пункта 4.3 договора следует, что исполнитель ежемесячно определяет объемы переданной электроэнергии в порядке, определенном в приложении N 8 к договору.
Приложением N 8 к договору является Регламент снятия показаний прибора учета и применения расчетных способов при определении объемов переданной электроэнергии, в котором стороны согласовали порядок определения объемов переданной (поставленной потребителям заказчика) электроэнергии на основании данных приборов учета и расчетных способов.
Согласно пункту 2 приложения N 8 к договору исполнитель по окончании каждого расчетного периода определяет объемы электроэнергии переданной по договору на основании: показаний приборов учета, полученных от потребителей или снятых исполнителем; расчетных способов, применяемых в случаях отсутствия у потребителя прибора учета, выхода из строя расчетного прибора учета, недопуска исполнителя к приборам учета или непредставления исполнителю показаний прибора учета, и в иных случаях, предусмотренных договором; объемов электроэнергии, рассчитанных на основании актов о безучетном потреблении.
В пункте 4 приложения N 8 стороны предусмотрели, что при отсутствии у потребителя заказчика прибора учета определение объемов переданной электроэнергии осуществляется с применением расчетных способов, способов в соответствии с разделом XII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (в спорный период Основные положения) и до момента утверждения новых правил коммерческого учета.
В приложении N 2 к приложению N 8 к договору стороны согласовали Регламент взаимодействия исполнителя и заказчика при формировании полезного отпуска электрической энергии потребителям - физическим лицам (гражданам) (далее - Регламент взаимодействия), который разработан в целях обеспечения эффективного взаимодействия заказчика и исполнителя в части ежемесячного расчета объема переданной электрической энергии, а также сверки объемов оказания услуг по передаче электрической энергии и определению объемов потерь электрической энергии в границах электрических сетей исполнителя.
На основании пункта 4.2.1 Регламента взаимодействия для определения объемов переданной электрической энергии подразделения заказчика передают в соответствующие подразделения исполнителя объем полезного отпуска по многоквартирным домам, не имеющим общего учета на вводе в дом, в разрезе каждого дома.
Согласно пунктам 4.3, 4.4 названного Регламента исполнитель производит расчет и направляет заказчику предварительные акты определения объемов переданной электрической энергии, которые заказчик должен рассмотреть и при наличии разногласий направить их исполнителю.
В соответствии с пунктом 7.6 договора стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по согласованной сторонами формуле.
Оплата услуг по передаче электроэнергии производится до 25 числа месяца, следующего за расчетным, по согласованному сторонами графику платежей. Расчетным периодом для оплаты услуг является один календарный месяц (пункты 7.1, 7.7 договора).
Во исполнение заключенного договора в марте 2012 года ОАО "МРСК" оказало ОАО "АСК" услуги по передаче электрической энергии, направив для подписания два акта об оказании услуг по передаче электрической энергии от 31.03.2012.
Для оплаты оказанных услуг ОАО "МРСК" выставило счета-фактуры от 31.03.2012 N 15-в-0000000195 на сумму 269 994 736,44 руб. и N 15-в-0000000222 на сумму 66 560 873,62 руб.
ОАО "АСК" акты об оказании услуг по передаче электрической энергии от 31.03.2012 подписало с разногласиями, а спорные счета-фактуры оплатило частично, в связи с чем сложился долг в размере 221 705 руб. 06 коп.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил требования истца частично, в размере 182 440 руб. 46 коп., отказав во взыскании с ответчика 39 264 руб. 60 коп.
Решение суда обжалуется истцом только в части отказа во взыскании 22 563 руб. 17 коп., составляющих стоимость электрической энергии, поставленной в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета.
Лица, участвующие в деле, на проверке законности принятого судебного акта в полном объеме не заявили.
При таких обстоятельствах законность и обоснованность судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в пределах доводов жалобы ответчика на основании части 5 статьи 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, разногласия сторон возникли относительно порядка определения объема электрической энергии, поставленной в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также договоров (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно статье 4 этого Закона нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. В соответствии со статей 21, пунктом 7 статьи 38 Закона Правительство Российской Федерации утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и правила оказания этих услуг.
В силу статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании публичного договора возмездного оказания услуг.
В пункте 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) предусмотрено, что услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
При исполнении договора передачи электрической энергии потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, которые установлены договором (подпункт "б" пункта 14 Правил N 861).
На основании пункта 159 Основных положений сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям).
Таким образом, обязанность определения объемов потребления в точках поставки с соответствующим оформлением сведений возложена Основными положениями на сетевую организацию.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения), оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом XII Основных положений.
Согласно абзацу третьему пункта 147 Основных положений в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Указанный порядок вытекает из общего правила, закрепленного в пункте 136 раздела XII Основных положений, в соответствии с которым положения этого раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, для многоквартирных жилых домов в качестве расчетного способа предусмотрено определение электропотребления, исходя из нормативов, устанавливаемых в соответствии с жилищным законодательством и законодательством об электроэнергетике.
Условия заключенного сторонами договора не противоречат данному выводу. Как отмечено выше, в пункте 4 приложения N 8 к договору стороны согласовали, что при отсутствии у потребителя заказчика прибора учета определение объемов переданной электроэнергии осуществляется с применением расчетных способов, способов в соответствии с разделом XII Основных положений.
Согласно материалам дела и пояснениям истца расчет объема электроэнергии, потребленной жилыми домами, не оборудованными общедомовыми приборами учета, им произведен исходя из показаний индивидуальных приборов учета и показаний приборов учета, определяющих энергопотребление лифтов, освещение лестничных клеток, чердаков и подвалов и других мест общего пользования, то есть приборов учета, определяющих потребление электроэнергии на общедомовые нужды.
Расчет объема электроэнергии, потребленной жилыми домами, не оборудованными общедомовыми приборами учета, где приборы учета, определяющие потребление электроэнергии на общедомовые нужды, отсутствуют истцом произведен исходя из показаний индивидуальных приборов учета и присоединенной мощности энергопринимающих устройств, расположенных в местах общего пользования.
ОАО "АСК", не согласившись с данным объемом электроэнергии, представил в суд расчет необоснованно завышенного объема услуг по передаче электрической энергии на сумму 22 563 руб. 17 коп. (том 1, листы 100 - 132), сославшись на то, что при расчете этого объема оно руководствовалось Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Суд первой инстанции признал правомерными и обоснованными возражения ОАО "АСК" в отношении объема электрической энергии, поставленного в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, согласился с тем, что расчет ОАО "АСК" выполнен в соответствии с Правилами N 124, и отказал истцу в удовлетворении требований о взыскании суммы 22 563 руб. 17 коп.
Однако суд при этом не учел следующего.
Как усматривается в материалах дела, при расчете объема электрической энергии, поставленного на многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, ОАО "АСК" руководствовалось формулой:
д п сред н расч кр одн одн
V = V + V + V + V + V + V + V
1 2,
предусмотренной подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 (т. 6 л. 12 - 390).
Однако в данном расчете ОАО "АСК" использует только составляющую - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, и по некоторым домам дополнительно составляющую - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, расчет ОАО "АСК" фактически отражает только количество электроэнергии, потребленной жилыми помещениями, объем потребления мест общего пользования он не учитывает.
Кроме того подпункт "в" пункта 21 Правил N 124, предусматривающий формулу:
д п сред н расч кр одн одн
V = V + V + V + V + V + V + V
1 2
определения объема коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, вступил в силу с 01.09.2012, истец взыскивает задолженность за март 2012 года.
Следовательно, к спорным отношениям положения подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 неприменимы. Иного порядка определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, Правила N 124 не содержат.
Поэтому в отношении спорного периода следует руководствоваться положениями статьи 157 ЖК РФ об определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии общедомовых приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Контррасчета с применением положений статьи 157 ЖК РФ ответчик суду не представил.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиком, вопреки требованиям указанной выше нормы права, в материалы дела не представлены доказательства, безусловно свидетельствующие о том, что объем оказанных истцом услуг по домам, не оборудованным общедомовым прибором учета, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунального ресурса, изменится и составит меньший показатель, чем предъявлен ответчику к оплате.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований принимать возражения ОАО "АСК" в отношении объема электрической энергии, поставленного в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, и отказывать истцу в удовлетворении требований о взыскании суммы 22 563 руб. 17 коп.
Государственная пошлина по иску подлежит взысканию пропорционально удовлетворенным требованиям.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы ОАО "МРСК" расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение взыскиваются с ОАО "АСК".
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 января 2013 года по делу N А05-6536/2012 изменить в части взысканных в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" сумм долга и государственной пошлины.
Взыскать с открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" (ОГРН 1052901029235) в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (1047855175785) 205 003 руб. 63 коп. долга и 1439 руб. 96 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" (ОГРН 1052901029235) в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785) 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Председательствующий
И.Н.МОИСЕЕВА
Судьи
А.В.ЖУРАВЛЕВ
Л.Н.РОГАТЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)