Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2013 ПО ДЕЛУ N А66-12566/2012

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2013 г. по делу N А66-12566/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ДЭЛА" директора Кульбабчук Е.Ф., Голобочанского Л.З. по доверенности от 10.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДЭЛА" на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 февраля 2013 года по делу N А66-12566/2012 (судья Рощина С.Е.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ДЭЛА" (ОГРН 1037739807490; далее - Общество, ООО "ДЭЛА") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (ОГРН 1036900087806; далее - Департамент) о признании незаконными требований, изложенных в письме от 04.10.2012 N 30/654, и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем вынесения соответствующего решения по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (с учетом уточнения требований, принятого судом).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
ООО "ДЭЛА" в апелляционной жалобе и его представители в судебном заседании, ссылаясь на нарушение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей заявителя, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства (аптека, центр восстановительного лечения), о чем заявителю выдано свидетельство серии 69АБ 167562 от 21.01.2008.
Названный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 69:40:01 00 175:7 по адресу: г. Тверь, Петербургское шоссе, д. 97, общей площадью 9945,7 кв. м.
ООО "ДЭЛА" 18.01.2012 обратилось в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери с заявлением о размежевании указанного земельного участка.
Обществом 20.03.2012 получено задание для подготовки схемы расположения земельных участков. Кадастровым инженером ООО "Компания Бизнес-Консалтинг-Т" оформлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, после чего 16.07.2012 в Департамент архитектуры и градостроительства Тверской области направлено письмо о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (номер 69:40:0100157:7).
Письмом от 04.10.2012 N 30/654 Департамент указал на необходимость согласования схемы с Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области и со смежными землепользователями (землевладельцами, арендаторами, залогодержателями) земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Полагая, что уклонение от согласования раздела данного земельного участка противоречит действующему законодательству, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)).
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 ЗК РФ площадь земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса).
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, результатом рассмотрения органом местного самоуправления заявления юридического лица о предоставлении земельного участка в собственность являются утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка носит заявительный характер. Совершение действий, указанных в пункте 7 статьи 36 ЗК РФ, является обязанностью органа местного самоуправления.
При этом лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Статьей 22 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что для проведения кадастрового учета необходимо представление межевого плана.
Согласно пункту 1 статьи 38 названного Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Закона N 221-ФЗ в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
В силу пункта 3 статьи 38 этого же Закона, если в соответствии со статьей 39 данного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ объектами земельных отношений могут выступать только земельные участки, границы которых определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 указанной статьи образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно кадастровой выписке на земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100175:7, местоположение которого установлено относительно ориентира г. Тверь, шоссе Петербургское, д. 97, весь участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство 10 этажного жилого дома с пристроенными помещениями, вид права - государственная собственность.
В соответствии с выданным Обществу заданием, для подготовки схемы расположения земельных участков ООО "ДЭЛА" предложено подготовить схему расположения земельных участков под многоквартирный дом и незавершенный строительством объект (здание аптеки и центра восстановительного лечения), также указано на необходимость представления Протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого дома расположенного по Петербургскому шоссе, д. 97, по вопросу раздела земельного участка. Задание принято заявителем к исполнению без возражений.
На основании части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Земельный участок под многоквартирным домом, сформированный после введения в действие Жилищного кодекса и поставленный на государственный кадастровый учет, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.
В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Следовательно, согласование схемы расположения земельного участка с собственниками помещений в многоквартирном доме является обязательным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что формирование нового земельного участка путем раздела или выдела из земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100175:7 без согласования его границ с землепользователями, арендаторами и собственниками объектов недвижимости, расположенных на этом участке, противоречит требованиям статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П, в котором отражено, что каждый собственник жилого помещения расположенного на конкретном земельном участке вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка и постановке его на кадастровый учет без проведения и согласия на то общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в рассматриваемом случае не подлежит применению, поскольку заявитель не владеет помещением в составе жилого дома, а владеет обособленным объектом недвижимости - объектом незавершенного строительства.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на невозможность согласования схемы с собственниками помещений в многоквартирном доме, указывая на то, что многие собственники в них не проживают, а сдают их в наем, фактическое место проживания собственников установить не представляется возможным как и убедить их дать согласие на раздел спорного земельного участка, полагая, что требование согласовать образование земельных участков под незавершенный строительством объект и многоквартирный дом со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме является непреодолимым препятствием для Общества в распоряжении своим имуществом и ущемляет его права.
Однако из материалов дела усматривается, что для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества (многоквартирный жилой дом, расположенный по Петербургскому шоссе, д. 97), владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом создано товарищество собственников жилья "Санкт-Петербургское шоссе, 97" (далее - ТСЖ).
По правилам пункта 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ наделено полномочиями от имени общего собрания собственников помещений вести дела по вопросу формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе согласовывать границы земельного участка, требовать формирования земельного участка в нормативных размерах, установленных действующим законодательством, и совершать необходимые действия, связанные с этим.
Таким образом, заявитель вправе согласовывать границы вновь образуемого земельного участка с ТСЖ.
В подтверждение предпринятых действий по согласованию раздела земельного участка с ТСЖ "Санкт-Петербургское шоссе, 97" Общество представило копии писем, адресованных председателю ТСЖ, с отметками об их получении 10.07.2007 и 23.12.2011. Однако данные письма не подтверждают факт отказа ТСЖ от согласования границы вновь образуемых земельных участков, определенной представленной схемой расположения земельного участка.
В обоснование отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка Департамент также указал на необходимость получения согласия в письменной форме от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, поскольку участки находятся в государственной собственности.
Однако согласование схемы с Министерством может быть осуществлено самим Департаментом при рассмотрении заявления.
Вместе с тем, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия согласования схемы расположения земельного участка с собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по Петербургскому шоссе, д. 97, возврат документов для дооформления является правомерным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 18 февраля 2013 года по делу N А66-12566/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДЭЛА" - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА

Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)