Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 24.07.2013 ПО ДЕЛУ N А06-5270/2012

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу N А06-5270/2012


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Тагировой Д.С.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области представителей:
заявителя - Чагаровой А.Ш., доверенность от 3012.2012 N 34,
ответчика - Нургалиева Т.Р., доверенность от 09.01.2013 N 8,
третьего лица - Глазовой С.Е., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл - Теплотранспортная компания", г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.10.2012 (судья Мирекина Е.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Борисова Т.С., Жевак И.И.)
по делу N А06-5270/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл - Теплотранспортная компания", г. Астрахань (ИНН 3445102073, ОГРН 1093460001095) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, г. Астрахань, о признании незаконным решения,
с участием третьего лица - товарищества собственников жилья "Доверие", г. Астрахань (ИНН 3015088324, ОГРН 1093015003036),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" (далее - общество, ООО "ЛУКОЙЛ-ТК") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган, Управление) от 25.04.2012 по делу N 05-К-03-11 о признании действий общества нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.10.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, заявление общества удовлетворить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 08.12.2011 в антимонопольный орган поступило заявление товарищества собственников жилья "Доверие" (далее - ТСЖ "Доверие") о нарушении обществом антимонопольного законодательства, выразившемся в применении метода расчета за поставленную обществом ТСЖ "Доверие" тепловую энергию в горячей воде с нарушением нормативно-правовых актов, регулирующих порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Управлением 01.03.2012 возбуждено дело по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.
Антимонопольным органом установлено, что обществом нарушен порядок расчетов платы за коммунальные услуги, а именно: завышены счета на отпущенную тепловую энергию в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева, д. 8, что привело к ущемлению интересов ТСЖ "Доверие" и граждан-потребителей.
Приказом антимонопольного органа от 04.08.2011 N 194-п общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в границах города Астрахани с долей более 50%, и на него распространяются все запреты, установленные антимонопольным законодательством.
Антимонопольным органом 25.04.2012 вынесено решение, в соответствии с пунктом 1 которого действия общества признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением на рынке реализации тепловой энергии и теплоносителя ТСЖ "Доверие" в виде выставления счетов от 31.01.2011 N АС01-0001388 и от 28.02.2011 N АС01-3594 на оплату необоснованно завышенных объемов тепловой энергии, результатом которого явилось ущемление интересов ТСЖ "Доверие".
Обществу было выдано предписание, которое в рамках настоящего спора общество не оспаривало.
Заявитель не согласился с решением и обратился в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что решение соответствует действующему законодательству, с чем согласился и апелляционный суд.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической и тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Согласно части 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
На основании пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 30) исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В соответствии с пунктом 117 Положения о функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.
Из материалов дела следует, что 08.11.2010 между ТСЖ "Доверие" (потребитель) и обществом (теплоснабжающая организация) заключен договор N 500259 оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде, согласно пункту 1.1 которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим потребления в соответствии с условиями договора, обеспечивать безопасность приборов и оборудования.
В соответствии с пунктом 3.1 договора потребитель обязан оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель в соответствии с разделом 6 настоящего договора.
Согласно пункту 6.1 договора (раздел 6) расчеты за тепловую энергию и теплоноситель производятся по тарифам, утвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Судами установлено, что на момент поступления жалобы ТСЖ "Доверие" в антимонопольный орган многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева, 8, не был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета.
В 2011 году общество выставляло ТСЖ "Доверие" счета от 31.01.2011 N АС 01-0001388, от 28.02.2011 N 0003594 на оплату тепловой энергии в горячей воде, где расчет платы за коммунальные услуги - потребленный ТСЖ "Доверие" энергоресурс произведен исходя из объема (Гкал) поставленной тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного постановлением от 24.11.2010 N 84.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Следовательно, как правильно указано судами, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно Приложению N 2 Правил N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги гражданам.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что товарищество собственников жилья не занимается коммерческой деятельностью, не имеет других доходов, кроме платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами.
Товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, а приобретает коммунальные ресурсы для предоставления их гражданам - потребителям коммунальной услуги в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
Соответствующие обязательства товарищества собственников жилья перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами данного товарищества, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, товарищество собственников жилья оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
При расчетах между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией подлежит применению тариф, устанавливаемый для граждан, что не противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2011 N 12552/10.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
На основании пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется по предложенной формуле, включающей показатели, определяемые ресурсоснабжающей организацией расчетным путем.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 307 размер платы за отопление в помещениях, не оборудованных распределителями, определяется исходя из общей площади жилых и отапливаемых нежилых помещений и нормативов потребления тепловой энергии. Если распределителями оборудованы жилые помещения, общая площадь которых составляет менее 50 процентов общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, то размер платы за отопление рассчитывается в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Постановлением администрации города Астрахани от 10.01.2003 N 26 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилищного фонда для расчета тарифа для населения" утверждены соответствующие нормативы.
Судебными инстанциями установлено, что в соответствии с абзацем 1 пункта 19 Правил N 307 за январь и февраль 2011 года общество должно было начислить ТСЖ "Доверие" 48 556,78 рублей.
Между тем согласно счетам от 31.01.2011 N АС 01-0001388 и от 28.02.2011 N АС 01-0003594 ТСЖ за поданную тепловую энергию было начислено 65 030,82 рублей, т.е. с увеличением размера оплаты.
На момент выставления указанных счетов нормативы потребления коммунальных услуг органами государственной власти Астраханской области не были утверждены, но действовали нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением администрации города Астрахани от 10.01.2003 N 26.
Заявитель указал, что количество потребленной энергии определяется обществом в соответствии с правилами "МДС 41-4.2000. Методика определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения", утвержденными Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.05.2000 N 105.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, судами сделан правильный вывод о доказанности факта нарушения обществом антимонопольного законодательства, выставление обществом завышенных счетов за отпущенную тепловую энергию в многоквартирный дом по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева, 8 привело к ущемлению интересов ТСЖ "Доверие" и граждан-потребителей.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.10.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по делу N А06-5270/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
Р.Р.МУХАМЕТШИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)