Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2013 ПО ДЕЛУ N А28-2081/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. по делу N А28-2081/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Емельяновым А.С.,
при участии в судебном заседании
представителя истца: Фуфачевой М.В. - по доверенности от 29.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - открытого акционерного общества "Коммунэнерго"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 22 мая 2013 года по делу N А28-2081/2013, принятое судом в составе судьи Будимировой М.В.
по иску открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (ИНН 4346011123 ОГРН 1024301316280)
к товариществу собственников жилья "Надежда" (ИНН 4329010384 ОГРН 1054315520874),
третьи лица: муниципальное образование "город Слободской" в лице администрации города Слободского Кировской области, Кировская область в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области,
о взыскании задолженности,

установил:

открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - Общество, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском о взыскании с товарищества собственников жилья "Надежда" (далее - Товарищество, ответчик) 46 806 руб. 40 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию по договору на подачу тепловой энергии от 01.04.2012 N 10379 (далее - Договор) за период с октября по декабрь 2012 года (далее - Спорный период), представляющей сумму недополученных доходов в виде разницы между размером платы, предъявленной гражданам, рассчитанной с применением стандарта уровня платежей, установленного решением Слободской городской думы от 18.08.2012, и размером платы, определенной по тарифу, установленному для истца решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 13.07.2012 N 28/5.
Исковые требования Предприятия основаны на статьях 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "город Слободской" в лице администрации города Слободского Кировской области (далее - Администрация, третье лицо 1), Кировская область в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - Департамент, третье лицо 2).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 22 мая 2013 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что граждане, проживающие на территории города Слободского Кировской области, в том числе и в доме, исполнителем коммунальных услуг в отношении которого является ответчик, оплачивали коммунальную услугу по теплоснабжению с учетом установленных стандартов, то есть не в 100% объеме. В связи с тем, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг, только у него в данном случае возникает право на получение субсидии, поскольку императивная норма абзаца 4 пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2012 N 144/146 (далее - Порядок), действовавшего в спорный период, исключает возможность предоставления данных субсидий ресурсоснабжающим организациям, если последние осуществляют деятельность на территории муниципальных образований, получивших финансовую поддержку за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ. Поскольку муниципальное образование "город Слободской" являлось получателем денежных средств в рамках областных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов с участием средств Фонда, что подтверждается письмом Департамента от 18.03.2013 N 244-54-02-39, право получения субсидии принадлежит ответчику. Товарищество не реализовало свое право для обращения в Департамент с целью получения субсидии, однако, данное бездействие ответчика не освобождает его, как исполнителя коммунальных услуг, от обязательств оплаты всего количества полученной тепловой энергии. Граждане, для которых фактически установлен стандарт уровня платежей на коммунальную услугу теплоснабжения, не несут обязанность по возмещению ресурсоснабжающей организации части недополученных доходов. Данную обязанность несет ответчик. При этом право на начисление гражданам суммы недополученных доходов у Товарищества отсутствует.
Ответчик и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Истцом заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Арбитражным судом Кировской области дела N А28-9313/2013 по иску открытого акционерного общества "Коммунэнерго" к товариществу собственников жилья "Надежда" о присуждении к исполнению обязанности в натуре, а именно об обязании ответчика обратиться в Департамент ЖКХ Кировской области за предоставлением субсидии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого арбитражным судом.
Обязательным условием приостановления производства по делу является установление объективной невозможности рассмотрения и разрешения арбитражным судом спора до разрешения другого дела. Приостановление производства по делу в этом случае преследует цель недопустимости принятия незаконного судебного акта или противоречащих судебных актов.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное истцом ходатайство, считает, что обращение истца в суд с иском об обязании ответчика обратиться в Департамент ЖКХ Кировской области за предоставлением субсидии не препятствует возможности рассмотрения настоящего дела, и не усматривает предусмотренных статьями 143, 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения ходатайства.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области от 22 мая 2013 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
01.04.2012 Общество (теплоснабжающая организация) и Товарищество (абонент) заключили Договор, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать на объекты жилищного фонда через присоединенную сеть тепловую энергию, а абонент обязуется соблюдать предусмотренный Договором режим потребления тепловой энергии, рационально использовать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, теплоноситель, невозвращенный в тепловую сеть теплоснабжающей организации, а также обеспечивать безопасность эксплуатации присоединенной сети и исправность используемых на объектах жилищного фонда приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, а абонент обязуется производить оплату потребленной тепловой энергии в порядке и сроки, установленные Договором.
Подлежащая оплате величина потребления тепловой энергии, использованного теплоносителя определяется по показаниям коллективных приборов учета, допущенных теплоснабжающей организацией в эксплуатацию (пункт 4.6 Договора), а в предусмотренных Договором случаях - расчетным путем в соответствии с приложением N 1 к Договору (пункт 4.11 Договора).
В соответствии с пунктом 6.1 Договора цена отпускаемой тепловой энергии устанавливается по тарифам, утвержденным и применяемым в соответствии с действующим законодательством, при этом в расчетах за тепловую энергию с собственниками жилых помещений применяются тарифы для населения, а с собственниками (пользователями) нежилых помещений данные тарифы применяются только в том случае, если собственники (пользователи) нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению.
Согласно пункту 6.4 Договора основанием для производства расчетов между сторонами по договору является акт выполненных работ, который до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, направляется абоненту.
Порядок расчетов за тепловую энергию установлен в приложении N 3 к Договору (пункт 6.5 Договора).
В приложении N 3 к Договору стороны предусмотрели, что до 10 числа месяца, следующего за расчетным, абоненту выставляется счет-фактура с выделением:
- 1) сумм, начисленных за теплоснабжение;
- 2) сумм, начисленных за сверхнормативные утечки теплоносителя, зафиксированные соответствующими актами;
- 3) сумм, начисленных за потери тепловой энергии.
Объектом теплоснабжения является жилой дом, расположенный по адресу: г. Слободской, ул. П. Стучки, д. 16 (приложение N 2 к Договору).
Во исполнение условий Договора истец поставлял в Спорный период ответчику тепловую энергию, что подтверждается счетами-фактурами от 31.10.2012, 30.11.2012, 31.12.2012, расчетами потребленной тепловой энергии, отчетами о расходе теплоносителя.
Решением Слободской городской Думы от 15.08.2012 N 25/193 с 01.09.2012 по 31.12.2012 был установлен стандарт уровня платежей населения - 88,44% для Слободского предприятия котельных и тепловых сетей Общества.
Экономически обоснованный тариф установлен для истца решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 13.07.2012 N 28/5.
Истец, ссылаясь на пункт 2.1 Порядка, обратился к ответчику с претензиями от 10.12.2012, от 29.01.2013, требуя оплатить разницу в стоимости коммунальной услуги, возникшей в связи с применением установленного стандарта уровня платежей населения.
Ответчик данные претензии оставил без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательств должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, применимой к спорным правоотношениям в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата производится за фактически принятое количество воды в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Размер платы за коммунальные услуги на тепловую энергию для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1, 6, 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, в частности: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего Муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Правительство Российской Федерации в постановлении от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" установило федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Решением Слободской городской Думы от 15.08.2012 N 25/193 установлен стандарт уровня платежей населения в отношении коммунальной услуги -теплоснабжения в размере 88,44%.
Согласно Порядку право на предоставление субсидий имеют ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг, выполняющие следующие условия:
- наличие у ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг заключенных в соответствии с действующим законодательством договоров с населением и (или) с исполнителями коммунальных услуг на предоставление коммунальных услуг населению, действующих на момент подачи документов на предоставление субсидий;
- предоставление коммунальных услуг населению по тарифам, установленным с учетом пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
При этом в случае, если муниципальное образование области получало финансовую поддержку за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", то ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим деятельность на территории данного муниципального образования, субсидии не предоставляются.
Пунктом 3.1. Порядка установлено, что прием документов ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг для предоставления субсидий осуществляется Департаментом в срок до 15 января текущего года. Дополнительный прием документов от вновь претендующих на получение субсидий ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг осуществляется ежемесячно, до 10 числа.
По результатам рассмотрения представленного ресурсоснабжающей, управляющей организациями и иными исполнителями коммунальных услуг комплекта документов в течение 3 рабочих дней после согласования с РСТ Кировской области Департамент утверждает перечень приказом и в течение 5 рабочих дней информирует ресурсоснабжающие, управляющие организации и иных исполнителей коммунальных услуг о соответствии представленных документов. После чего с ресурсоснабжающими, управляющими организациями и иными исполнителями коммунальных услуг, включенными в перечень, Департамент заключает соглашения о предоставлении субсидий. Для получения субсидии ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг ежемесячно, в срок до 15 числа, с нарастающим итогом представляют в Департамент расчет субсидии по прилагаемой форме.
Ответчик вносил плату в соответствии с решением Слободской городской Думы от 15.08.2012 N 25/193. Сведений об обжаловании данного решения, признании его несоответствующим действующему законодательству в материалы дела не представлено.
Договор на получение соответствующей субсидии Товарищество и Департамент не заключали.
Департамент в суде первой инстанции подтвердил, что ответчик за получением субсидии не обращался.
Из анализа Порядка предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами следует, что обращение за получением указанной субсидии является правом ответчика, документы для получения субсидии представляются в отношении текущего года и не могут быть предоставлены в отношении уже прошедшего периода.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что удовлетворение иска по данному делу повлечет увеличение денежных обязательств исполнителя коммунальных услуг по отношению к размеру денежных обязательств граждан-потребителей к ресурсоснабжающей организации, является правильным.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 22 мая 2013 года по делу N А28-2081/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Коммунэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Т.В.ЧЕРНИГИНА

Судьи
Д.Ю.БАРМИН
И.Ю.БАРЬЯХТАР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)