Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.04.2013 ПО ДЕЛУ N А12-16895/2011

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2013 г. по делу N А12-16895/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Салиховой З.И., Филимонова С.А.,
при участии представителей до перерыва:
истца - Бондаренко В.А. (доверенность от 29.12.2012 N 14), Шоркиной О.Н. (доверенность от 29.12.2012 N 155),
ответчика - Гусева Ю.В. (доверенность от 28.02.2013 N 13), Крайнова А.В. (доверенность от 13.12.2012 N 115),
после перерыва:
истца - Бондаренко В.А. (доверенность от 29.12.2012 N 14),
ответчика - Халанского М.А. (доверенность от 13.12.2012 N 46),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.07.2012 (судья Сапова А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Никольский С.В., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-16895/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго", г. Ростов-на-Дону (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) к открытому акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт", г. Волгоград (ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028) о взыскании стоимости услуг по передаче электрической энергии,
по встречному иску открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго" о взыскании стоимости потерь в электрических сетях,

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - истец, ОАО "МРСК Юга") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иском к открытому акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт" (далее - ответчик, ОАО "Волгоградэнергосбыт") о взыскании задолженности в сумме 155 452 950 руб. 70 коп. по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных за период с 01.06.2011 по 30.09.2011 по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии от 23.07.2010 N 3470100886.
ОАО "Волгоградэнергосбыт" предъявило к ОАО "МРСК Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго" встречный иск о взыскании стоимости потерь в электрических сетях за период с июня по сентябрь 2011 года в размере 231 108 255 руб. 43 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.07.2012 первоначальные исковые требования удовлетворены. С ОАО "Волгоградэнергосбыт" в пользу ОАО "МРСК Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго" взыскана задолженность в сумме 155 452 950 руб. 70 коп. по оплате услуг по передаче электрической энергии за период с 01.06.2011 по 30.09.2011, а также 1 000 000 руб. в счет возмещения судебных расходов.
Встречный иск удовлетворен частично. С ОАО "МРСК Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго" в пользу ОАО "Волгоградэнергосбыт" взыскана стоимости потерь в электрических сетях в сумме 1 188 525 руб. 11 коп. за период с 01.06.2011 по 30.09.2011, и 1 028 руб. 54 коп. в счет возмещения судебных расходов. В остальной части встречные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Произведя зачет первоначальных и встречных однородных требований в отношении задолженности и судебных расходов, судом окончательно с ОАО "Волгоградэнергосбыт" в пользу ОАО "МРСК Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго" взыскано 154 264 425 руб. 59 коп. задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии за период с 01.06.2011 по 30.09.2011, и 998 971 руб. 46 коп. в счет возмещения судебных расходов.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.07.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, принять новый судебный акт об удовлетворении встречных исковых требований ОАО "Волгоградэнерго", в удовлетворении исковых требований ОАО "МРСК Юга" отказать.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании от 04.04.2013 судом кассационной инстанции объявлен перерыв до 14 часов 10.04.2012, после которого судебное заседание продолжено.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, между ОАО "Волгоградэнергосбыт" (заказчик) и ОАО "МРСК Юга" (исполнитель) был заключен договор от 23.07.2010 N 3470100886 об оказании услуг по передаче электрической энергии, действующий в редакции протокола согласования разногласий.
Пунктом 5.2 данного договора предусмотрено, что ОАО "МРСК Юга" по итогам расчетного периода, с учетом данных заказчика, представляемых в соответствии с Приложением N 7 к договору, формирует объем электрической энергии, отпущенной потребителям, в ССО и ТСО из электрических сетей исполнителя, и в срок до 12 числа месяца, следующего за расчетным, представляет заказчику: ведомость объемов поставленной электроэнергии, акт об оказании услуг по передаче электроэнергии за расчетный месяц, расчет объема и стоимости услуг по передаче электрической энергии по сетям исполнителя за расчетный месяц, акты приема-передачи электрической энергии в ССО, ТСО, расчет объемов электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь в принадлежащих ему сетях.
Согласно пункту 6.7 договора от 23.07.2010 N 3470100886 окончательный расчет за услуги по передаче электрической энергии производится в течение 3 дней после получения заказчиком от исполнителя счета-фактуры и акта оказанных услуг.
Согласно статье 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 6 и 7 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), услуги по передаче электрической энергии могут оказываться как конечным потребителям, так и сбытовой либо сетевой организациям.
Подпунктом "б" пункта 14 Правил N 861 определено, что при исполнении договора потребитель услуги обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором.
Во исполнение условий договора от 23.07.2010 N 3470100886 истец по первоначальному иску оказал ответчику услуги по передаче электроэнергии.
В соответствии с условиями вышеназванного договора ОАО "МРСК Юга" за период с июня по сентябрь 2011 года составлены акты выполненных работ (оказанных услуг), подписанные ОАО "Волгоградэнергосбыт" с разногласиями на сумму 51 545 568 руб. 92 коп.
Фактически разногласия между сторонами возникли по определению объема потребленной электроэнергии физическими лицами, проживающими в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.11.2011 по данному делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "ФИКОН" (далее - ООО "ФИКОН").
Согласно экспертному заключению объем электроэнергии, поступившей в сети ОАО "МРСК Юга" и приобретенной ОАО "Волгоградэнергосбыт" за период с 01.06.2011 по 30.09.2011, составляет 2 448 044 072 кВт-ч, в том числе, в июне 2011 года - 577 340 454 кВт-ч, в июле 2011 года - 699 103 658 кВт-ч, в августе 2011 года - 625 169 729 кВт-ч, в сентябре 2011 года - 546 430 231 кВт-ч.
Объем отпущенной потребителям ОАО "Волгоградэнергосбыт" - юридическим лицам, непосредственно присоединенным к сетям ОАО "МРСК Юга", за спорный период составил 625 657 336 кВт-ч, объем электроэнергии, отпущенной потребителям ОАО "Волгоградэнерго" - юридическим лицам, опосредованно присоединенным к сетям, составил 403 668 437 кВт-ч, объем электроэнергии, отпущенной потребителям ОАО "Волгоградэнергосбыт" - физическим лицам за тот же период составил 187 985 259 кВт-ч, оплачиваемый переток электрической энергии - 9 333 239 кВт-ч.
Удовлетворяя требования ОАО "МРСК Юга", суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что состав потребителей - физических лиц установлен списками, первичными документами съема показаний приборов учета, а объем потребленный ими электроэнергии, подтвержден маршрутными листами, ведомостями съема показаний, актами проверки, другими данными, и, что оплата спорной суммы ответчиком не произведена.
При этом суды предыдущих инстанций признали экспертное заключение в части определения объема потребления электроэнергии физическими лицами законным.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами судов предыдущих инстанций, противоречащими нормам действующего законодательства.
Согласно частям 1, 7 статьи 71 АПК РФ каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Заключение экспертизы является одним из доказательств, которое должно быть оценено судом наряду с другими доказательствами и доводами, представленными сторонами.
Как следует из экспертного заключения по настоящему делу, расчет электроэнергии, потребленной физическими лицами, проведен экспертами на основании показаний СКУЭ, представленных в маршрутных листах, а также расчетными способами, согласованными в Приложении N 7 к договору от 23.07.2010 N 3470100886.
Из приложенного к экспертному заключению расчета объема электроэнергии следует, что экспертами были использованы показания индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных в квартирах граждан.
В случае если в квартирах индивидуальные приборы учета электроэнергии отсутствовали, экспертами применялся норматив потребления электроэнергии.
Также экспертами применен третий метод - расчетный метод (среднесуточный объем).
Из пояснений сторон в судебном заседании суда кассационной инстанции следует, что вышеуказанные методы расчета были применены экспертами при определении объема потребленной электроэнергии физическими лицами, проживающими в многоквартирных домах, где отсутствуют общедомовые приборы учета. Кроме того, в этих домах отдельно установлены приборы учета, определяющие объем потребления электроэнергии по лифтам, отдельно - по местам общего пользования (на лестничных клетках).
При наличии таких обстоятельств судами предыдущих инстанций оставлена без внимания обоснованность расчетов стоимости услуг по передаче электрической энергии и объема потерь электрической энергии, исходя из показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии при отсутствии общедомовых приборов учета в многоквартирных домах.
В силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящих Правил. В случае если в точках поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, не обеспечивается учет электрической энергии и оказанных услуг с использованием приборов учета, отвечающих требованиям, установленным разделом XII настоящих Правил, объем потребленной электрической энергии и оказанных услуг определяется в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии или с использованием одного из предусмотренных разделом XII настоящих Правил расчетных способов.
Согласно пункту 136 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
На основании абзаца 3 пункта 147 Правил N 530 в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами - потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 530 (в редакции, действовавшей в спорный период) "точка поставки на розничном рынке" - место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии (внутри границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства в случаях, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода) либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В силу абзаца 3 пункта 2 Правил N 861 границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Согласно пункту 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Пунктом 88 Правил N 530 предусмотрено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящими Правилами и жилищным законодательством Российской Федерации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Согласно пункту 89 Правил N 530 количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Таким образом, независимо от способа управления многоквартирным домом, выбранного собственниками помещений в многоквартирном доме и, соответственно от того, кто приобретает у гарантирующего поставщика электрическую энергию для снабжения многоквартирного дома, определение объемов поставленной электрической энергии в соответствии с действующим законодательством должно осуществляться на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Практика применения положений жилищного законодательства, регулирующих порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный жилой дом, не оборудованный общедомовыми приборами учета, при наличии в жилых помещениях граждан, проживающих в таком доме, индивидуальных приборов учета, установлена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 22.09.2009 N 5290/09, от 15.07.2010 N 2380/10 и заключается в том, что названный объем подлежит определению исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг, установленных в соответствии с жилищным законодательством.
Данный вывод соответствует также правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 N 9797/11.
Кроме того, согласно правовой позиции содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 7445/09, расчет потерь электрической энергии в зависимости от количества электрической энергии, оплаченной бытовыми потребителями, означает возможность неучета в составе полезного отпуска потребленной, но не оплаченной, электрической энергии, что приведет к ее необоснованному отнесению на потери в сетях сетевой организации.
В связи с вышеизложенным, выводы арбитражных судов предыдущих инстанций о том, что расчет стоимости услуг по передаче электрической энергии должен производиться в соответствии с условиями договора, заключенного между сторонами, исходя из показаний индивидуальных приборов учета собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных жилых домов, противоречит требованиям действующего законодательства и сложившейся практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, что могло повлиять на неправильное определение объема оказанных услуг в спорный период, а также объема потерь электрической энергии.
Кроме того, согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Принимая во внимание, что арбитражные суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не учли ряд обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, неверно применили нормы материального права, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, дать надлежащую оценку всем имеющимся в деле доказательствам, доводам сторон, при необходимости разрешить вопрос о проведении по делу повторной либо дополнительной экспертизы, с учетом установленных обстоятельств, разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу части 3 статьи 289 АПК РФ арбитражному суду, вновь рассматривающему дело, необходимо разрешить вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.07.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу N А12-16895/2011 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
З.И.САЛИХОВА
С.А.ФИЛИМОНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)