Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Борисовой Т.С., Жевак И.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (ОГРН 1093460001095 ИНН 3445102073 г. Астрахань)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 17.10.2012 по делу N А06-5270/2012 (судья Мирекина Е.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" (ОГРН 1093460001095 ИНН 3445102073 г. Астрахань)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (ОГРН 1023000863390 ИНН 3015011410 г. Астрахань)
о признании незаконным решения N 05-К-03-11 от 25.04.2012
третье лицо:
товарищество собственников жилья "Доверие" (ОГРН 1093015003036 ИНН 3015088324 г. Астрахань),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" - Погорелов С.В. по доверенности от 30.12.2012,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - Нургалиев Т.Р. по доверенности от 29.12.2012,
в отсутствие представителя товарищества собственников жилья "Доверие", извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ- Теплотранспортная компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган) от 25.04.2012 по делу N 05-К-03-11 о признании действий общества нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции).
Решением арбитражного суда Астраханской области от 17.10.2012 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление общества удовлетворить, признать решение антимонопольного органа незаконным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленных отзывах на апелляционную жалобу антимонопольный орган и товарищество собственников жилья "Доверие" просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзывах.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителя товарищества собственников жилья "Доверие", извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей общества и антимонопольного органа, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 08.12.2011 в антимонопольный орган поступило заявление ТСЖ "Доверие" о нарушении обществом антимонопольного законодательства, выразившемся в применении метода расчета за поставленную обществом ТСЖ "Доверие" тепловую энергию в горячей воде с нарушением нормативно-правовых актов, регулирующих порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
01.03.2012 антимонопольным органом возбуждено дело по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.
Антимонопольный орган установил, что обществом нарушен порядок расчетов платы за коммунальные услуги, а именно: завышены счета на отпущенную тепловую энергию в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева, д. 8, что привело к ущемлению интересов ТСЖ "Доверие" и граждан-потребителей.
Приказом антимонопольного органа от 04.08.2011 N 194-п общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в границах города Астрахани с долей более 50%, и на него распространяются все запреты, установленные антимонопольным законодательством.
25.04.2012 антимонопольным органом вынесено решение, в соответствии с пунктом 1 которого действия общества признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением на рынке реализации тепловой энергии и теплоносителя ТСЖ "Доверие" в виде выставления счетов от 31.01.2011 N АС01-0001388 и от 28.02.2011 N АС01-3594 на оплату необоснованно завышенных объемов тепловой энергии, результатом которого явилось ущемление интересов ТСЖ "Доверие".
Обществу выдано предписание, которое в рамках настоящего спора общество не оспаривало.
Общество не согласилось с решением и обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что решение соответствует действующему законодательству.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
На основании части 5 статьи 5 Закона о конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической и тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Согласно части 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
На основании пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 30) исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона N 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона N 135-ФЗ и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Таким образом, для состава указанного правонарушения, кроме доказанности факта доминирования, необходимы следующие условия: совершение доминантом действия (бездействие), характеризующегося как злоупотребление доминирующим положением и наступление (угроза наступления) одного из перечисленных выше последствий.
В соответствии с пунктом 117 Положения о функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.
Из материалов дела усматривается, что 08.11.2010 между ТСЖ "Доверие" (потребитель) и обществом (теплоснабжающая организация) заключен договор N 500259 оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде, согласно пункту 1.1 которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим потребления в соответствии с условиями договора, обеспечивать безопасность приборов и оборудования.
В соответствии с пунктом 3.1 договора потребитель обязан оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель в соответствии с разделом 6 настоящего договора.
Согласно пункту 6.1 договора (раздел 6) расчеты за тепловую энергию и теплоноситель производятся по тарифам, утвержденным органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов.
На момент поступления жалобы ТСЖ "Доверие" в антимонопольный орган многоквартирный дом, расположенный по адресу Астрахань, ул. Тургенева, 8, не был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета.
В 2011 году общество выставляло ТСЖ "Доверие" счета N АС 01-0001388 от 31.01.2011, N 0003594 от 28.02.2011 на оплату тепловой энергии в горячей воде, где расчет платы за коммунальные услуги - потребленный ТСЖ "Доверие" энергоресурс произведен исходя из объема (Гкал) поставленной тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного постановлением N 84 от 24.11.2010.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно Приложению N 2 Правил N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги гражданам.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
С учетом вышеизложенного ТСЖ не занимается коммерческой деятельностью, не имеет других доходов, кроме платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами.
ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, а приобретает коммунальные ресурсы для предоставления их гражданам - потребителям коммунальной услуги в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
При расчетах между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией подлежит применению тариф, устанавливаемый для граждан, что не противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2011 N 12552/10.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
На основании пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется по предложенной формуле, включающей показатели, определяемые ресурсоснабжающей организацией расчетным путем.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 307 размер платы за отопление в помещениях, не оборудованных распределителями, определяется исходя из общей площади жилых и отапливаемых нежилых помещений и нормативов потребления тепловой энергии. Если распределителями оборудованы жилые помещения, общая площадь которых составляет менее 50 процентов общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, то размер платы за отопление рассчитывается в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Постановлением администрации города Астрахани от 10.01.2003 N 26 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилищного фонда для расчета тарифа для населения" утверждены соответствующие нормативы.
В соответствии с абзацем 1 пункта 19 Правил N 307 за январь и февраль 2011 года общество должно было начислить ТСЖ "Доверие" 48 556,78 рублей. Однако согласно счетам N АС 01-0001388 от 31.01.2011 и N АС 01-0003594 от 28.02.2011 ТСЖ за поданную тепловую энергию было начислено 65 030,82 рублей, т.е. с увеличением размера оплаты.
На момент выставления указанных счетов нормативы потребления коммунальных услуг органами государственной власти Астраханской области не были утверждены, но действовали нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением администрации города Астрахани от 10.01.2003 N 26.
Общество указывало, что количество потребленной энергии определяется обществом в соответствии с правилами И МДС 41-4.2000, утвержденными приказом Госстроя РФ от 06.05.2006 N 105.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В связи с тем, что на момент выставления счетов от 31.01.2011 и 28.02.2011 нормативы потребления коммунальных услуг органами государственной власти Астраханской области не были утверждены, соответственно действовали нормативы, утвержденные постановлением N 26 от 10.01.2003.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности факта нарушения обществом антимонопольного законодательства, выставление обществом завышенных счетов за отпущенную тепловую энергию в многоквартирный дом по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева, 8 привело к ущемлению интересов ТСЖ "Доверие" и граждан - потребителей.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение антимонопольного органа принято в соответствии с требованиями Закона о конкуренции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 17 октября 2012 года по делу N А06-5270/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
И.И.ЖЕВАК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.01.2013 ПО ДЕЛУ N А06-5270/2012
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2013 г. по делу N А06-5270/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Борисовой Т.С., Жевак И.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (ОГРН 1093460001095 ИНН 3445102073 г. Астрахань)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 17.10.2012 по делу N А06-5270/2012 (судья Мирекина Е.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" (ОГРН 1093460001095 ИНН 3445102073 г. Астрахань)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (ОГРН 1023000863390 ИНН 3015011410 г. Астрахань)
о признании незаконным решения N 05-К-03-11 от 25.04.2012
третье лицо:
товарищество собственников жилья "Доверие" (ОГРН 1093015003036 ИНН 3015088324 г. Астрахань),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" - Погорелов С.В. по доверенности от 30.12.2012,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - Нургалиев Т.Р. по доверенности от 29.12.2012,
в отсутствие представителя товарищества собственников жилья "Доверие", извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ- Теплотранспортная компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган) от 25.04.2012 по делу N 05-К-03-11 о признании действий общества нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции).
Решением арбитражного суда Астраханской области от 17.10.2012 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление общества удовлетворить, признать решение антимонопольного органа незаконным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленных отзывах на апелляционную жалобу антимонопольный орган и товарищество собственников жилья "Доверие" просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзывах.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителя товарищества собственников жилья "Доверие", извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей общества и антимонопольного органа, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 08.12.2011 в антимонопольный орган поступило заявление ТСЖ "Доверие" о нарушении обществом антимонопольного законодательства, выразившемся в применении метода расчета за поставленную обществом ТСЖ "Доверие" тепловую энергию в горячей воде с нарушением нормативно-правовых актов, регулирующих порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
01.03.2012 антимонопольным органом возбуждено дело по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.
Антимонопольный орган установил, что обществом нарушен порядок расчетов платы за коммунальные услуги, а именно: завышены счета на отпущенную тепловую энергию в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева, д. 8, что привело к ущемлению интересов ТСЖ "Доверие" и граждан-потребителей.
Приказом антимонопольного органа от 04.08.2011 N 194-п общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в границах города Астрахани с долей более 50%, и на него распространяются все запреты, установленные антимонопольным законодательством.
25.04.2012 антимонопольным органом вынесено решение, в соответствии с пунктом 1 которого действия общества признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением на рынке реализации тепловой энергии и теплоносителя ТСЖ "Доверие" в виде выставления счетов от 31.01.2011 N АС01-0001388 и от 28.02.2011 N АС01-3594 на оплату необоснованно завышенных объемов тепловой энергии, результатом которого явилось ущемление интересов ТСЖ "Доверие".
Обществу выдано предписание, которое в рамках настоящего спора общество не оспаривало.
Общество не согласилось с решением и обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что решение соответствует действующему законодательству.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
На основании части 5 статьи 5 Закона о конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической и тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Согласно части 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
На основании пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 30) исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона N 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона N 135-ФЗ и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Таким образом, для состава указанного правонарушения, кроме доказанности факта доминирования, необходимы следующие условия: совершение доминантом действия (бездействие), характеризующегося как злоупотребление доминирующим положением и наступление (угроза наступления) одного из перечисленных выше последствий.
В соответствии с пунктом 117 Положения о функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.
Из материалов дела усматривается, что 08.11.2010 между ТСЖ "Доверие" (потребитель) и обществом (теплоснабжающая организация) заключен договор N 500259 оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде, согласно пункту 1.1 которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим потребления в соответствии с условиями договора, обеспечивать безопасность приборов и оборудования.
В соответствии с пунктом 3.1 договора потребитель обязан оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель в соответствии с разделом 6 настоящего договора.
Согласно пункту 6.1 договора (раздел 6) расчеты за тепловую энергию и теплоноситель производятся по тарифам, утвержденным органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов.
На момент поступления жалобы ТСЖ "Доверие" в антимонопольный орган многоквартирный дом, расположенный по адресу Астрахань, ул. Тургенева, 8, не был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета.
В 2011 году общество выставляло ТСЖ "Доверие" счета N АС 01-0001388 от 31.01.2011, N 0003594 от 28.02.2011 на оплату тепловой энергии в горячей воде, где расчет платы за коммунальные услуги - потребленный ТСЖ "Доверие" энергоресурс произведен исходя из объема (Гкал) поставленной тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного постановлением N 84 от 24.11.2010.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно Приложению N 2 Правил N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги гражданам.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
С учетом вышеизложенного ТСЖ не занимается коммерческой деятельностью, не имеет других доходов, кроме платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами.
ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, а приобретает коммунальные ресурсы для предоставления их гражданам - потребителям коммунальной услуги в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
При расчетах между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией подлежит применению тариф, устанавливаемый для граждан, что не противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2011 N 12552/10.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
На основании пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется по предложенной формуле, включающей показатели, определяемые ресурсоснабжающей организацией расчетным путем.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 307 размер платы за отопление в помещениях, не оборудованных распределителями, определяется исходя из общей площади жилых и отапливаемых нежилых помещений и нормативов потребления тепловой энергии. Если распределителями оборудованы жилые помещения, общая площадь которых составляет менее 50 процентов общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, то размер платы за отопление рассчитывается в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Постановлением администрации города Астрахани от 10.01.2003 N 26 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилищного фонда для расчета тарифа для населения" утверждены соответствующие нормативы.
В соответствии с абзацем 1 пункта 19 Правил N 307 за январь и февраль 2011 года общество должно было начислить ТСЖ "Доверие" 48 556,78 рублей. Однако согласно счетам N АС 01-0001388 от 31.01.2011 и N АС 01-0003594 от 28.02.2011 ТСЖ за поданную тепловую энергию было начислено 65 030,82 рублей, т.е. с увеличением размера оплаты.
На момент выставления указанных счетов нормативы потребления коммунальных услуг органами государственной власти Астраханской области не были утверждены, но действовали нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением администрации города Астрахани от 10.01.2003 N 26.
Общество указывало, что количество потребленной энергии определяется обществом в соответствии с правилами И МДС 41-4.2000, утвержденными приказом Госстроя РФ от 06.05.2006 N 105.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В связи с тем, что на момент выставления счетов от 31.01.2011 и 28.02.2011 нормативы потребления коммунальных услуг органами государственной власти Астраханской области не были утверждены, соответственно действовали нормативы, утвержденные постановлением N 26 от 10.01.2003.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности факта нарушения обществом антимонопольного законодательства, выставление обществом завышенных счетов за отпущенную тепловую энергию в многоквартирный дом по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева, 8 привело к ущемлению интересов ТСЖ "Доверие" и граждан - потребителей.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение антимонопольного органа принято в соответствии с требованиями Закона о конкуренции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 17 октября 2012 года по делу N А06-5270/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
И.И.ЖЕВАК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)