Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N А56-77308/2012

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N А56-77308/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца: Яцкевич А.В. по доверенности от 23.01.2013 N 3, Шутикова А.А. по доверенности от 29.01.2013 N 5
от ответчика: Максимова А.С. по доверенности от 19.03.2013 N 2, Смагин Д.В. по доверенности от 07.02.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9697/2013) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2013 по делу N А56-77308/2012 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по иску заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга
к ЖСК "Театральный"
о взыскании штрафных санкций

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с жилищно-строительного кооператива "Театральный" (далее - Кооператив) 2901 руб. 60 коп. штрафных санкций за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 21.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что корректировка представленных недостоверных сведений является правом Управления, а не его обязанностью. При этом, по мнению Управления, страхователи несут ответственность за полноту и достоверность представленных ими сведений. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что в случае корректировки Управлением недостоверных сведений, ответственность Кооператива не устраняется. Также Управление обращает внимание на значительный срок исправления допущенной Кооперативом ошибки.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель Кооператива против удовлетворения требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Кооперативом в срок, установленный статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в Управление представлены документы по форме РСВ-1, АДВ-6-2.
При проведении Управлением проверки представленных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2011 год установлено представление недостоверных (неполных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за календарный 2011 год (4 квартал), а именно: в представленных по почте документах персонифицированного учета (формы АДВ-6-2, СЗВ-6-2) и Расчета РСВ-1 имеются расхождения по уплате страховых взносов по накопительной части: в АДВ-6-2 указано 3096 руб., а в РСВ-1 4128 руб.; не учтена переплата по взносам в предыдущем периоде в счет текущих платежей. Изложенные обстоятельства отражены в акте камеральной проверки от 09.04.2012 N 248.
В адрес страхователя вместе с актом направлено уведомление от 09.04.2012 N 248 о вызове на рассмотрение акта.
17.05.2012 Управлением вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за представление недостоверных (неполных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания штрафных санкций. Страхователю направлено требование от 18.06.2012 N 248 об уплате штрафа в срок до 11.07.2012.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки указанных сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 (десяти) процентов причитающихся за соответствующий отчетный период платежей, указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.
Поскольку в установленный срок финансовые санкции Кооперативом не уплачены, Управление обратилось с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что в данном случае представленные страхователем сведения нельзя признать недостоверными: при заполнении формы АДВ-6-2 была допущена ошибка.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Статьей 5 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Кооператив является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) необходимые сведения.
При этом, в силу положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что названные органы проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов.
Статьями 34, 39 Закона N 212-ФЗ определен порядок проведения органами контроля за уплатой страховых взносов - территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации камеральных проверок плательщиков страховых взносов, а также порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
Постановлением Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" установлено, что в форме АДВ-6-2 в графе "Сумма страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии" указываются сумма начисленных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за последние три месяца отчетного периода в рублях и сумма уплаченных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за последние три месяца отчетного периода в рублях. Аналогичные сведения (за последние шесть месяцев отчетного периода) указываются в графе "Сумма страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии".
В соответствующих графах формы АДВ-6-2 (сумма страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии - графа "уплачено") Кооперативом ошибочно указана сумма страховых взносов за 4 квартал 2011 года - 3096 руб., при этом в указанную сумму не включена переплата за 3 квартал 2011 года в размере 1032 руб.
Исходя из правил заполнения формы "Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР (форма АДВ-6-2)", Кооперативу следовало в соответствующей графе формы АДВ-6-2 указать: уплачено - 4128 руб.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда.
Пунктом 41 указанной Инструкции предусмотрено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Таким образом, в случае выявления расхождения между представленными страхователем индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки Фонд направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее семи дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
При этом, органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (статья 16 Закона N 27-ФЗ).
На основании изложенного, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке сведений персонифицированного учета, если при их предоставлении допущены недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения.
Из материалов дела усматривается, что представленные страхователем сведения нельзя признать недостоверными, поскольку при заполнении формы АДВ-6-2 была допущена ошибка.
Кроме того, Управлением не оспаривается факт исправления допущенной ошибки Кооперативом 01.02.2013, которая не может быть расценена как недостоверные сведения.
Также суд апелляционной инстанции обращает внимание, что при определении размера финансовой санкции Управлением не принята во внимание позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Информационном письме от 11.08.2004 N 79, в соответствии с которой сумма штрафа исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены.
Таким образом, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2013 по делу N А56-77308/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.БУДЫЛЕВА

Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
Л.П.ЗАГАРАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)