Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-5591/2011

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2011 г. по делу N 33-5591/2011


судья Лифарева В.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Имамова Ю.М., судей Жуковой Н.В. и Кисловой Е.А., с участием прокурора Толмач А.В., при секретаре Д., рассмотрев 07 сентября 2011 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Н.В. кассационную жалобу администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области на решение Первомайского районного суда Оренбургской области от 29 июля 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах В. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,
заслушав судью-докладчика, прокурора, считавшего решение суда обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Первомайского района Оренбургской области в интересах В. обратился в суд с иском к ответчику указав, что В. с 1995 года по настоящее время является работником здравоохранения, работает в проживает в сельской местности. За период с 01 января 2007 года по 01 июня 2011 года В. в счет оплаты освещения было уплачено рублей, за отопление рублей, а в общей сложности на оплату жилья с отоплением и освещением в указанном периоде было потрачено рублей. За этот же период ей была выплачена ежемесячная компенсация на общую сумму рублей. Право В. на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, как медицинского работника, работающего и проживающего в сельской местности, возникло в соответствии со ст. 63 ч. 2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22 июля 1993 года N 5487-1. В дальнейшем Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122 "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признавший утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" указанное положение Основ признано утратившим силу. Данным же законом установлено, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. При этом установлено, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Данная правовая позиция отражена в постановлении Конституционного суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-п, определении Конституционного суда РФ от 07 февраля 2008 года N 383-О-П, где указано, что установленное п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ. Выплатой денежной компенсации в размере 249 рублей нарушаются права В., поскольку размер производимой выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, в то время как органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. Просил взыскать с администрации МО Первомайский район за счет средств муниципального бюджета в пользу В. за период с 01 января 2007 года по 01 июня 2011 года в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением рублей, т.е. разницу между фактически понесенными расходами на оплату отопления и освещения с учетом выплаченной компенсации.
Решением суда от 29 июля 2011 года исковые требования прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах В. удовлетворены частично, суд взыскал с администрации МО Первомайский район Оренбургской области в пользу В. за счет средств муниципального бюджета расходы по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 июня 2008 года по 31 мая 2011 года в сумме рублей копеек; в удовлетворении остальной части иска отказал.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования Первомайский район Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Медицинские работники, как специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, в силу ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Часть 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть вторая статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу.
Этим же пунктом указанного Закона статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан дополнена частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено, что В. работает с 24 января 1995 года по настоящее время медсестрой реанимационного отделения
Из диплома выданного 15 июля 1985 года, следует, что В. (до брака - М.) окончила полный курс Ленинабадского медицинского училища по специальности медицинская сестра детских учреждений и ей присвоена квалификация медсестры.
Согласно справке администрации МО Первомайский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 10 июня 2011 года N 2558 В. проживает по адресу: совместно с членами семьи: супругом ФИО4, дочерью ФИО5, дочерью ФИО6, матерью ФИО7
Из справок об оплате за потребленную электроэнергию следует, что в период с 01 января 2007 года по 01 июня 2011 года от В. поступили платежи в общей сумме рублей; из справок по оплате отопления за период с 01 2011 года следует, что затраты В. составили рублей.
Согласно справке МУЗ "Первомайская ЦРБ" В. за указанный период выплачена денежная компенсация на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг в сумме рублей.
Согласно справке Первомайского УСЗН от 25.07.2011 года К. в период с марта 2010 года по май 2011 года включительно выплачена ежемесячная денежная компенсация в сумме рублей.
Принимая решение, суд пришел к обоснованному выводу о том, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлось нормой социальной поддержки до 01 января 2005 года. Медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч. 1 ст. 63 Основ. При этом указал, что имевшийся пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за счет средств муниципального бюджета частично в сумме рублей, суд произвел свой расчет расходов за период с 01 июня 2008 года по 31 мая 2011 года, с учетом произведенных В. и члену ее семьи К. выплат компенсационного характера по возмещению данных расходов в сумме рублей. Отказывая истцу в удовлетворении иска о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 января 2007 года по 31 мая 2008 года, суд сослался на пропуск истцом срока исковой давности, поскольку данное ходатайство было заявлено ответчиком в ходе рассмотрения дела.
С выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
С доводом кассационной жалобы о том, что администрации Первомайского района Оренбургской области не поступало достаточных денежных средств на цели возмещения медицинским работникам расходов по оплате коммунальных услуг, судебная коллегия не соглашается, поскольку меры социальной поддержки не могут быть поставлены в зависимость от каких-либо условий.
Иные доводы жалобы, по сути, сводятся к несогласию с принятым судом решением и переоценке выводов суда, что не может служить основанием для его отмены.
При рассмотрении дела нарушение норм материального права, а также норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда Оренбургской области от 29 июля 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)